Как одежда помогает нам чувствовать себя лучше

Ткани с антибактериальными свойствами, кристаллотерапия, натуральные красители — рассказываем, что такое «лечебная» одежда и почему ее ждет большое будущее
Ткани с лечебным эффектом как одежда влияет на наше самочувствие

«Какой удивительной силой обладает одежда», — писал нобелевский лауреат Исаак Башевис-Зингер. И это действительно так. Наверняка вы и сами не раз замечали, что в строгом костюме чувствуете себя более уверенной в себе, в платье с подчеркнутой талией — женственной, а любимые туфли на каблуках способны подарить ощущение собственной неотразимости. Однако некоторые дизайнеры не ограничиваются лишь метафизическими свойствами одежды, используя ткани и материалы, способные поправить наше душевное и физическое здоровье. Звучит как сценарий фантастического фильма? На самом деле это уже наша реальность.

Взять, к примеру, австралийскую этичную марку Kitx, основанную дизайнером Кит Уиллоу Подгорник. При окрашивании тканей она использует древнюю аюрведическую технику, которая наделяет их антибактериальными свойствами. Над созданием круизной коллекции 2019 Подгорник работала в сотрудничестве с независимой индийской красильной фабрикой The Colours of Nature. «У них есть древняя книга с рецептами натуральных окрашиваний: бежевый цвет добывается из джекфрута, желтый — из календулы, красный — из растения под названием марена сердцелистная. Мне нравится идея использовать природные материалы для производства одежды». Примечательно, что Kitx — совершенно не про этнические кафтаны и шаровары, в коллекции бренда представлены костюмы и красивые вечерние платья.

Еще один пример — мужская марка Bode, финалист премии CFDA 2018 Fashion Fund. «Я работала с одной индийской фабрикой и через нее узнала про некую компанию, которая производит “лечебные” ткани», — рассказывает дизайнер Эмили Боде. Так, ярко-синий краситель был получен путем смешения базилика, нима и куркумы. «Ткань обладает ароматерапевтическим эффектом и помогает при проблемах дыхательных путей, грибковых заболеваниях и диабете».

Нью-йоркский дизайнер текстиля Кара Мари Пьяцца, которая сотрудничает с Eckhaus Latta и Loup Charmant, тоже известна своим нестандартным подходом к работе с тканями. «Когда вы носите одежду, окрашенную натуральным способом, это дает совсем иные ощущения, — говорит она. — Вы словно перенимаете лечебные качества этих растений, чувствуете их своей кожей. Я много работаю именно с таким сырьем. Скажем, черный орех имеет противомикробные и антисептические свойства, а цветы индиго традиционно использовались в медицине для лечения инфекций».

Если говорить о духовных практиках, то здесь один из главных трендов — кристаллотерапия. На показе The Row весна-лето 2019 гостям в качестве сувенира вручали «лечебные» кристаллы, все бьюти-средства бренда Kora Organics, которым владеет модель Миранда Керр, проходят фильтрацию розовым кварцем, а в своей коллекции pre-fall 2018 Виктория Бекхэм использовала в качестве декоративных элементов яшму, тигровый глаз, говлит, содалит и кальцит (на некоторых вещах даже есть потайные кармашки для камней).

Для некоторых дизайнеров желание создавать «лечебную» одежду стало вынужденным шагом. Бывшая танцовщица Мэрайя Лионс, которая променяла динамичный образ жизни на офисную работу стилиста и пресс-агента Burberry и Jimmy Choo, на себе почувствовала последствия таких перемен. Столкнувшись с аутоиммунными проблемами, например, c болью в суставах, Лионс решила искать способы лечения. Так она узнала о резонансах Шумана — теории, согласно которой при нарушении связи между частотами электромагнитных волн Земли и нашего мозга человек может испытывать недомогания. Такие состояния также известны как «космическая болезнь», потому что с ними часто сталкиваются астронавты в открытом космосе.

«Плоды современной цивилизации вроде Wi-Fi привели к тому, что мы постоянно находимся под воздействием радиоактивных волн», — говорит Лионс. Исследования на эту тему подтолкнули ее создать собственный бренд обуви Astara. В подошву каждой пары встроены специальные металлические пластины, которые резонируют с естественной частотой магнитного поля Земли — 7,83 Гц. Лионс говорит, что в такой обуви чувствуешь себя так, словно ходишь босиком по траве. «Каждая пара украшена тем или иным кристаллом — черным ониксом, прозрачным или розовым кварцем. Все камни обладают определенной частотой и вибрациями, что помогает тем, кто их носит, установить более глубокую связь с природой».

При создании кутюрной коллекции Viktor & Rolf весна-лето 2018 дизайнеры использовали принципы цветотерапии. «Известно, что разные оттенки по-своему влияют на наше настроение и эмоциональное состояние, — рассказывают Виктор Хорстинг и Рольф Снорен. — Еще мы сделали коллекцию украшений с камнями, которые обладают целительными свойствами».

Другие бренды предпочитают более инновационный подход и работают с технологичными материалами, способными защитить от негативных внешних факторов. Взять хотя бы SilverTech, уникальную технологию датской марки Organic Basics. Это особая ткань с «вживленными» в нее нитями серебра, которые придают ей антибактериальные и противомикробные свойства.

«Мы хотим, чтобы люди по-новому взглянули на вещи, которые они носят в непосредственном контакте со своим телом, — говорит сооснователь бренда Мадс Расмуссен. — Когда мы только начинали делать нижнее белье, оказалось, что негативные воздействия одежды на окружающую среду — на две трети результат процесса стирки. Мы слышали, что частицы серебра нейтрализуют неприятные запахи, поэтому решили скрестить его с органическим хлопком, чтобы вещи дольше сохраняли свежесть и их пришлось реже стирать. А недавно мы начали производить одежду для занятий спортом из переработанного нейлона с внедрением переработанного серебра».

Компании, специализирующиеся на технологичных тканях, помимо прочего занимаются разработкой одежды, способной очищать воздух, измерять пульс владельца, блокировать воздействие радиации и дезинфицировать кожу. Похоже, будущее «умной» моды уже наступило.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.