«Компьютеры — это машины с мозгами, но без сердца»

Альбер Эльбаз рассказал, почему он против новых технологий в моде, а Ирис ван Херпен и сын Ральфа Лорена с ним не согласились: встреча с дизайнерами на CNI Luxury Conference — в нашем репортаже
«Компьютеры — это машины с мозгами но без сердца»

Самой горячей темой Condé Nast International Luxury Conference остается взаимодействие традиций и технологий в разных сферах. Они то сталкиваются, то объединяются, но суть, определенно, такова, что мир уже никогда не станет прежним. Чего можно достичь за счет инноваций, а что так и остается неподвластным технологиям? Это темы под модным углом пришли обсудить Альбер Эльбаз, Ирис ван Херпен и Дэвид Лорен (сын Ральфа Лорена. — Прим. ред.), а модерировала беседу Сьюзи Менкес.

«Ralph Lauren — это в первую очередь история, эстетика и мечта, — начал Лорен. — Я пытался все выстроить на этом и использовать интернет, чтобы подать историю бренда в другом ключе. Кода другие только начали думать об онлайн-продажах, мы уже продавали смокинги, обувь из крокодиловой кожи за $5000 за пару и кашемировые свитеры, люди уже тогда верили нам».

После просмотра фильма Стивена Спилберга «Особое мнение» в 2002 году команда марки поняла, что нужно внедрять новые технологии. «На прошлогоднем теннисном турнире US Open мы представили первую технологичную футболку, которая измеряет любые ритмы вашего тела и все, что вам нужно знать, чтобы вести здоровый образ жизни. Она может считать калории, измерять пульс, уровень стресса и даже счастья, замечает малейшие изменения. А если вы почувствовали себя плохо, то эта аналитическая информация может использоваться врачом в режиме реального времени». Еще одно показательное изобретение Ralph Lauren — это сумка Ricky с подсветкой внутри и оснащенная зарядным устройством.

Инсталляция на показе Iris van Herpen осень-зима 2015

Сегодня бренд развивается не только в индустрии моды: Ralph Lauren — это еще и кофейня в Нью-Йорке? и сеть уютных ресторанов в разных уголках планеты. «В стенах своих ресторанов мы все же стараемся сохранить домашний уют и не внедрять никаких технологий в простую чашку кофе, в этом просто нет смысла. Мы все-таки за аутентичность», — сказал Дэвид.

А вот Ирис ван Херпен понимает аутентичность иначе. Один из немногих дизайнеров, кто делает свои коллекции при помощи робототехники и печати на 3D-принтере, она использует технологии не только как способ увеличения продаж или общения с покупателями. «В индустрии моды люди видят технологии в основном как инструмент маркетинга, я же воспринимаю их как творческий процесс. Это действительно очень интересно — посмотреть на одежду с другой стороны. 3D — прекрасный механизм, но мне все же кажется, что пока он не сможет заменить традиционные методы производства одежды. Люксовые марки в будущем будут использовать эти инновации для производства индивидуальных, штучных вещей».

Ирис ван Херпен

Если Ирис уже шагнула в мир высоких технологий, то у Альбера Эльбаза, наоборот, есть веский аргумент в пользу замедления развития технологий в моде.

«Мы должны заставить систему работать на нас, а не становиться ее рабами. Идеи начинаются с интуиции и страха, которые и являются сутью творчества. У компьютеров нет интуиция, они — машины, машины с мозгами, но без сердца. Перед приездом сюда я спросил моих друзей, многие из которых много лет работают архитекторами и художниками, как они начинают проектирование. «С помощью карандаша и бумаги», — отвечали они. «Почему бы не компьютер?» — парировал я, на что получал парадоксальный ответ: компьютер слишком точный, он никогда не сомневается. Мы, дизайнеры, не работаем с калькулятором, наши инструменты — это сны и видения».

Правда, параллельно с этим Эльбаз очень поддерживает технологии, которые развивает ван Херпен, даже если они сопряжены с проблемами. «В последнее время мы начали использовать «умную ткань», но это увеличивает затраты на производство вдвое. Традиционная машинка совершенно не справлялась, так что мы были вынуждены шить все вручную. В итоге пять дней ушло на то, что мы обычно делаем за два. И учтите, что результат любой работы не всегда соответствует ожиданию. Но, живя в это время, мы не можем не включаться в полемику, мы должны быть открыты для инноваций».

Выступление Альбера Эльбаза

Открытость Эльбаза подкрепляется множеством забавных историй, которые заставили гостей Condé Nast International Luxury аплодировать дизайнеру и смеяться в голос. Он не всегда дружен с программами для iPhone («Если у вас нет докторской степени в инженерии или вам не шестнадцать с половиной, то разобраться с ним трудно», — сказал дизайнер), с Instagram ( «Сегодня вы обязаны быть фотогеничными. Если бы Instagram уже был в то время, когда начинал я, меня бы здесь сейчас не было») и с уже привычными, но сложными системами освещения в отелях. «Во время перелета в Париж стюардесса как-то спросила меня, не хотел бы я пересесть в «умное кресло», сказав, что я могу перемещаться в нем. Я ответил милой леди, что я не штурман, я просто модельер, и что пусть лучше пилот безопасно доставит меня в Париж, а я пока почитаю книжку, лежа ногами кверху. Не слишком ли это для ответа на предложение пересесть? Может быть, но я вовремя остановился, не успев разрушить свою репутацию».

Несмотря на хорошее чувство юмора, Эльбаз становился серьезным, когда речь заходила о его прогнозе на будущее. «Мир моды завидует миру технологий, потому что именно они стали двигателем перемен. В моде мы производим восемь или больше коллекций в год, но это просто переодевания, по сути мало что меняется. Нам стоит смотреть в будущее без страха. Мы также можем совмещать вчерашний день с завтрашним, мы тоже можем дать сильный и одновременно умный продукт, в наших силах сделать его интеллектуальным, но более дружественным».

Альбер Эльбаз

На встрече Эльбаз отметил разницу между его друзьями из модного бизнеса и новаторами Apple, с кем он встречался в тот же день.

«Наша индустрия выглядит немного усталой, растерянной, но мальчики из Apple создают иное впечатление — как будто им всегда весело. Я не могу перестать думать об этом, и эти мысли удручают меня. Как технологиям удалось проникнуть в мир роскоши и моды? Но время заставило меня понять, что моя индустрия — это не только бизнес, это большая семья, не всегда благополучная, но все же семья. И мы все равно можем создать все простым способом при помощи швеи, нитки и иголки».

От маркетинговой хватки Лорена до разработок ван Херпен и объятий Эльбаза — эта утренняя сессия наглядно показала, как технологии меняют мир моды по всем фронтам.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.