35 лет назад на экраны вышел фильм «Бегущий по лезвию». Знал ли тогда режиссер Ридли Скотт, что его картина, провалившаяся в первые дни проката и не снискавшая милости у кинокритиков, пройдет испытание временем и будет служить вдохновением для дизайнеров, фотографов и режиссеров нашего времени. Эта лента задала новые стандарты для научно-фантастических фильмов и стала первой, которую можно отнести к жанру киберпанк, бум которого пришелся на 1990-е. Помимо режиссерского вклада Ридли Скотта в киноиндустрию, большое влияние на мир моды оказал художник по костюмам Майкл Каплан, который также работал над фильмами «Бойцовский клуб», «Семь», «Мистер и миссис Смит». В честь юбилея разбираемся в источниках вдохновения художника по костюмам и как он повлиял на современных дизайнеров.
Перед тем как приступить к работе над своей дебютной картиной «Бегущий по лезвию», Майкл Каплан работал иллюстратором, ассистентом художника по костюмам и одевал знаменитостей для телевизионных шоу. Он был знаком со Эдит Хэд, которая работала над фильмами «Римские каникулы» и «Забавная мордашка», и с Кельвином Кляйном, который научил его основам дизайна.
После прочтения сценария Каплан сразу понял, что футуристическая антиутопия будет показана в атмосфере нуара. Ведь сам Ридли Скотт является большим поклонником фильмов этой эпохи. В качестве референса режиссер показывал картину художника Эдварда Хоппера «Полуночники». Перед художником по костюмам стояла непростая задача — обратиться в прошлое, к 1940-м, заимствовать современное из 1980-х и получить из этого моду 2019 — создать образы из будущего, которые одновременно выглядели бы современно, но не выбивались из общей атмосферы картины. Перед подготовкой к съемкам Каплан ходил по винтажным магазинам и собирал одежду для каждого героя, вдохновлялся фильмами нуар и изучал современные тренды.
Рейчел (Шон Янг)
Образ репликанта (андроида) Рейчел — типичные 1940-е. Прическа victory rolls словно списана с героини Барбары Стэнвик из фильма «Двойная страховка» 1944 года. А широкоплечий пиджак с юбкой Каплан позаимствовал у Адриана Гринберга, художника по костюмам, работавшего в кинокомпании MGM (он создал знаменитый наряд Дороти из «Волшебника страны Оз»). Рейчел служила вдохновением для множества дизайнеров, например Александр Маккуин создал целую коллекцию для Givenchy в сезоне осень-зима 1998. Современные дизайнеры сплошь и рядом предлагают нам носить костюм с акцентом на плечи а-ля Рейчел.
Рик Декард (Харрисон Форд)
Рика Декарта Каплан представлял в лучших традициях классических детективов. Помимо тренча у детектива обязательно должна быть шляпа, но от нее отказался сам Харрисон Форд, потому что совсем недавно снимался в фильме, где постоянно носил шляпу (речь идет об Индиане Джонсе). Отправной точкой для Каплана стал Сэм Спейд, вымышленный персонаж Дэшила Хэммета, которого исполнил Хамфри Богарт в фильме «Мальтийский сокол». Каплан одел детектива в классический бежевый тренч, коричневую рубашку и галстук, украсив последние восьмибитным паттерном. Дизайнеры в осенних коллекциях не отказываются от классического тренча, а, к примеру Max Mara, предлагают девушкам носить мужской костюм-тройку с большим пальто.
Прис (Дэрил Ханна)
Если для «хороших» героев Каплан выбирает для вдохновения 1940-е и фильмы нуар, то репликанты, рожденные в 2016–2017 годах, по мнению художника по костюмам, должны выглядеть максимально современно, поэтому он обращается к 1980-м. Прис — типичная современница Каплана. Светлые волосы (к слову, изначально на роль пробовалась сама «Блонди» Дебби Харри), короткое платье, чулки и шуба со звериным принтом. Жан-Поль Готье полностью повторил образ Прис в своей кутюрной коллекции 2009 года, а в 2017 году она вдохновила Энтони Ваккарелло в Saint Laurent и Лоренцо Серафини в Philosophy. А знаменитый макияж Прис, как оказалось, уместен не только на вечеринке по случаю Хеллоуина, но и на подиуме. В подтверждение — показы Prada и Gucci.