Тейлор Свифт возвращает популярность многовековой технике вязания — и вот как именно

Аранский свитер переживает возрождение в кино, музыке и высокой моде — да такое, что ремесло вязки родом с западных ирландских островов, возможно, будет спасено от исчезновения
Тейлор Свифт сделала многовековую технику вязания снова востребованной — и вот как именно
Тейлор Свифт. Фото: Beth Garrabrant

Выпустив альбом-сюрприз Folklore в конце июля, Тейлор Свифт оставила заметку: «Я начала работу с образов». Один из предложенных — «кардиган, который пахнет утратой даже спустя 20 лет». 

«Визуальный» подход к альбому, где песни строятся на вымышленных сценариях и хорошо закрученных сюжетах, отразился и на промокадрах. Зернистые снимки, на которых Тейлор Свифт одета в слои кружева, клетки, уютных свитеров, получились не просто атмосферными, но особенно близкими к настоящему моменту, когда всем нам необходимы и эскапизм, и целительный уют. Тот самый хранящий память кардиган, дополненный нашивкой Folklore, можно найти в новом мерче на сайте певицы. Но вернемся к свитеру.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

На одной из фотографий Свифт с челкой, спадающей на глаза, сидит в свитере специфической вязки — аранской. Это был меткий выбор, учитывая всю ее сложную историю и связанную с ней мифологию. Аранскую вязку трудно не распознать. Она происходит из мест близ побережья Голуэя в западной Ирландии, с трех маленьких островков: Инишмор (Inis Mór), Инишман (Inis Meáin) и Инишир (Inis Oírr). По традиции для аранской вязки используется неокрашенная овечья шерсть баунин (báinín), как правило, белая с кремовым оттенком, а рисунок — чаще всего комбинация ромбовидной вязки, крупной косички и плетенки. Считается, что эти узоры напитаны разнообразными символическими значениями, от удачи в рыбалке до надежд на богатство в будущем. 

Исследователь истории вязания и владелец магазина предметов для рукоделия Хайнц Эдгар Кив обнаружил, что паттерны аранской вязки берут истоки в кельтской вышивке узелками. Если это правда, аранской традиции уже более тысячи лет. На деле все-таки кажется, что аранский свитер уходит корнями в менее древнюю историю. Его текущая итерация, вероятнее всего, сформировалась в позднюю Викторианскую эпоху и снискала коммерческий успех в середине XX века. В те времена изделия, выполненные в технике аранской вязки, стали продавать в Дублине и за его пределами, быстро завоевав сердца туристов и всех, кто желал поддержать местное производство.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Рост популярности аранской вязки 

За последние несколько лет аранская вязка пережила что-то вроде возрождения благодаря двум вещам: росту медийных упоминаний (слегка неряшливая ее версия на Крисе Эвансе в прошлогоднем фильме «Достать ножи», например, многим полюбилась в сети) и возрастающему интересу потребителей к характеристикам, сложно поддающимся четкой формулировке, таким как аутентичность, высокое мастерство выделки и уют (такой, будто попадаешь в благостный кокон).

 Крис Эванс в фильме «Достать ножи», 2019

Claire Folger

«Я отчетливо вижу связь между локализмом, выраженным в популярности органической еды или движения slow food, и интересом к традиции вязания, — говорит Vogue автор книги This Golden Fleece Эстер Руттер. — Люди чувствуют потребность отойти от моды, получить новые навыки, ощутить принадлежность к социальной истории (в том числе женщин), а также носить единственные в своем роде вещи ручной работы, которые так просто не купить».

Эти настроения просочились и в мир высокой моды, где купить все как раз можно. Несколько таких брендов, как Celine, Thom Browne или Raf Simons, сейчас предлагают изделия аранской вязки, а в атмосферной, навеянной ритуалами и нарративами Аранских островов коллекции Simone Rocha осень-зима 2020 они и подавно стали идейным центром. 

Simone Rocha осень-зима 2020

«Аранские острова интересовали меня еще со студенческих времен: траурные ритуалы оказали влияние на мою выпускную коллекцию. По традиции скорбящие женщины красят свои подъюбники и надевают их на головы как вуали, — объясняет Симон Роша Vogue. — В работе над этой коллекцией осень-зима 2020 я вдохновлялась морем и тем, как оно способно увести нас вдаль от суши. На меня повлияла пьеса Джона Миллингтона Синга «Скачущие к морю», где семьи теряли рыбаков. Я хотела исследовать аранскую ручную вязку и сделать почти что «спасательные жилеты» из пряжи и вязаных цепей». Результаты захватывают дух: деконструированные кардиганы и шарфы поверх бледных слоев хлопка и атласа. 

Текст Синга значительно повлиял на все истории, связанные с аранской вязкой. Миф о том, что утонувших в море рыбаков можно идентифицировать по особенным узорам на их аранских свитерах, соотносят с этой пьесой 1904 года. В ней тело одного из героев опознают по спущенной петле на носках, которые для него связала сестра. Как и многие аспекты аранской вязки, эта фабула — идеальный пример смешения истории, фольклора и символов глубокой социальной значимости.

Thom Browne осень-зима 2020

Сохраняя традиции 

Симон Роша относится к новому поколению дизайнеров, которые возвращают былой смысл старым техникам. «Традиции и ремесло в Ирландии — это основа творческих сил страны, — рассуждает она. — Интересно отдать дань традициям, но одновременно и рассматривать их с современной позиции: как можно интерпретировать их сейчас, как подарить им актуальность?»

Есть и те, кто посвятил себя сохранению ремесла и занимается этим уже несколько десятилетий. Анн О’Милли — владелица магазина Ó’Máille в Голуэе, предлагающего полюбившиеся еще Джону Уэйну и Морин О’Харе аранские свитеры ручной работы. «Последние 82 года семья О’Милли развивала бизнес и поддерживала его процветание, — рассказывает Анн Vogue. — Мы имеем прямой контакт с вязальщиками, которые дома работают не покладая рук и доводят свои исключительные изделия до совершенства. Мне повезло, я знаю всех вязальщиков лично, у меня был шанс поблагодарить их за тяжелый труд и внимание к деталям. Наш семейный бизнес тесно связан с жизнью нескольких поколений ирландских мастеров вязального дела. Сейчас, к сожалению, доживает свой век последнее поколение». 

Raf Simons весна-лето 2020

Как отмечает О’Милли, теперь многие вещи, вязку которых производители описывают как аранскую, зачастую сделаны на машине и из пряжи разного типа. Это связано с тем, что за несколько десятилетий определение аранской вязки расширилось и стало размытым. Все, кто сохраняет верность исконному варианту, переживают, что традиции кропотливого мастерства находятся на грани исчезновения. В свете пандемии и ее радикально негативного влияния на индустрию туризма компании вроде Ó’Máille сильно пострадали, ведь количество их клиентов упало. Но есть надежда, что Свифт и другие известные личности привлекут внимание к таким исконным ремеслам, как аранская вязка, и их популярность поможет маленьким производствам выжить.

Simone Rocha осень-зима 2020