Дэмианова уха

Олимпиада в Лондоне стартует в июле, но один чемпион уже известен – это Дэмиен Херст. Его ретроспектива открывается в Tate Modern
Дэмианова уха

Рекордов у Дэмиена Херста хоть отбавляй. Например, на его счету рекордное число заспиртованных животных, превращенных в арт-объекты. Крылышки десятков тысяч бабочек художник пустил на сотни картин, использовав природный материал в качестве красок. В кризисном 2008 году устроил масштабную распродажу своих работ на Sotheby’s и сорвал куш — более ста одиннадцати миллионов фунтов.

Херста называют самым богатым из современных художников. На него молятся арт-дилеры и коллекционеры. По ценам на его работы, как по биржевым котировкам, судят о состоянии арт-рынка. Имя Херста стало нарицательным — синонимом скандального успеха, легких денег и сомнительной славы. Будьте уверены, выставка Херста, которая четвертого апреля открывается в лондонской галерее Tate Modern, соберет очереди.

Мало кто помнит, с чего Херст начинал. Выставка Freeze Art, которую он курировал, едва выпустившись из колледжа Голдсмит: молодые художники самовыражались в заброшенных доках на окраине Лондона, но к ним на огонек заглянул Чарлз Саатчи, один из самых могущественных рекламщиков, увлекшийся коллекционированием. Спустя год Саатчи впал в ступор перед инсталляцией Херста «Тысяча лет». Она, кстати, будет на выставке в Tate, и вам тоже мало не покажется. Внутри герметичного прозрачного контейнера — разлагающаяся коровья голова и мухи. Тема жизни и смерти в этом произведении заявлена, пожалуй, слишком прямолинейно, но именно она станет главной в творчестве Херста: вот о чем, а не об успехе или деньгах, надо думать, глядя на его работы вплоть до знаменитого бриллиантового черепа, выставленного сейчас отдельно в Турбинном зале Tate.

Через несколько лет Херст вместе с другими художниками и при поддержке ставшего его поклонником Саатчи возглавит движение молодых британских художников, чьи скандальные выставки станут своего рода символом британского искусства девяностых — всего самого дерзкого, провокативного, критически настроенного. Под их каток попали религия, общество потребления, любовные и семейные отношения. «Физическая невозможность смерти в глазах живущего» — это название не трактата эпохи Просвещения, а самого знаменитого произведения искусства конца прошлого века — заспиртованной акулы Дэмиена Херста.

Позже появилась композиция из четырех акул под названием «Теология, философия, медицина, правосудие». Бык с головой, увенчанной золотым диском, — «Золотой телец», тигровая акула с открытой пастью — «Королевство», а также зебра, голуби, овцы. Так что на выставке в Tate не просто восхищайтесь красотой животного мира, а внимательно читайте таблички.

Помешательству на теме жизни и смерти не обойтись без лекарств. Херст был совладельцем и автором интерьеров лондонского ресторана Pharmacy, стилизованного под аптеку. Ресторан закрылся, а его прозрачные шкафчики с лекарствами — символ временной победы над смертью — довольно часто мелькают на ярмарках современного искусства. Но все же реже, чем картины из разноцветных кружочков. В начале года одновременно во всех своих филиалах их выставляла престижнейшая галерея Gagosian: каждой из этих абстрактных работ присвоено название какого-нибудь лекарственного химического соединения. О целебном эффекте этих работ судить трудно, но действуют они на зрителя гипнотически, как и положено хорошей абстракции, освобождая ум для самых разнообразных интерпретаций.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Damien Hirst, East News, Getty Images/Fotobank.com