Точно выдерживая законы драматургии, кураторы музея Метрополитен после грандиозной выставки «В китайском зеркале» сделали камерную, посвященную одной личности. Впрочем, личности настолько масштабной, что ее жизнь и ее гардероб превращаются в музейные артефакты.
Выставка называется «Жаклин де Риб: искусство стиля». Французская аристократка, чей стиль и образ жизни вошли в мифологию ХХ века, Жаклин де Риб — из тех удивительных женщин, кого называли своей музой величайшие дизайнеры столетия и снимали лучшие фотографы мира. Глория Вандербильт, Марелла Аньелли, Лулу де ля Фалез, Жаклин де Риб — при всех неограниченных возможностях они не только танцевали на балах и примеряли наряды, но и всю жизнь занимались делом, будь то продюсирование или дизайн одежды или украшений.
«Задолго до того, как Жаклин запустила свою линию одежды, про нее говорили: «Она изобретает моду, и то, что она носит сейчас, другие будут носить через два года, — говорит куратор Института костюма Метрополитен Гарольд Кода. — Она одной из первых стала смешивать высокое с низким, а если для создания образа нужно было разрезать на куски винтажное кутюрное платье, Жаклин делала это не задумываясь. Она даже создала собственную тушь, чтобы подчеркивать миндалевидные глаза».
В экспозиции — более шестидесяти платьев из архива Жаклин де Риб, охватывающих период с 1959 года до наших дней, а также фотографии и видео. Здесь будут образцы Haute Couture и prêt-à-porter, а также наряды для костюмированных балов, на которых красавица графиня была одной из главных героинь.
Рожденная в Париже 14 июля 1929 года, в День взятия Бастилии, она всегда говорила, что революция у нее в крови. Впрочем, это была ползучая революция. Не впадая в крайности попсовых 1960-х или хиппующих 1970-х, она всегда стояла особняком, даже в самых чопорных и однозначных ситуациях находила собственное правильное решение.
Она пережила не слишком счастливое детство, в котором самым близким человеком для нее был дед, а не интеллектуалка-мать и плейбой-отец, а ее тинейджерство пришлось на все ужасы Второй мировой. Хотела стать балериной и имела для этого все данные, но мать высмеивала ее длинную шею, и Жаклин оставалось лишь мечтать о другой жизни, сцене и красивых костюмах, которые она запросто шила собственными руками. Замуж вышла в восемнадцать лет — однажды и навсегда. Это был абсолютно равный брак: виконт Эдуар де Риб принадлежал к высшему парижскому обществу.
Главный редактор Vogue Диана Вриланд, увидев ее впервые, немедленно отправила к Ричарду Аведону на съемку. Он сделал портрет, вошедший в историю фотографии, — женщина с миндалевидными глазами и бесконечной шеей, у которой египетский длинноносый профиль и тяжелая черная коса. В этом портрете — гениальное прозрение фотографа о грядущей египтомании в моде и мастерство превращать красоту в произведение искусства вне времени и моды. Сама героиня, когда в середине 1950-х ее часто сравнивали с Нефертити, считала, что подобное утверждение не соответствует истине, но именно это помогло ей найти свой стиль.
Чуть позже в Нью-Йорке Жаклин получила первое в своей жизни предложение заняться дизайном: американский модельер Олег Кассини, одевавший Грейс Келли и Жаклин Кеннеди, был восхищен ее повадками и стилем и разгадал тайное желание быть дизайнером. В этих первых попытках ей помогал молодой неизвестный итальянец Валентино Гаравани: он рисовал эскизы, чего сама графиня не умела. И страшно ревновала, когда он бросил ее и уехал в Рим открывать собственный Дом моды, однако с удовольствием покупала и носила его вещи, чем он, в свою очередь, всегда гордился. Одна из любимых и преданных клиенток Кристиана Диора, она тем не менее была единственной, кто позволял себе вносить коррективы в его платья — ей все прощалось.
Де Риб умела произвести впечатление не только своей внешностью и нарядами: эта красавица аристократка была первоклассной спортсменкой. Именно на лыжне она поразила Эмилио Пуччи, который заказал графине коллекцию платьев. Это был второй и все еще не вполне самостоятельный дизайнерский опыт Жаклин. Она вообще с радостью ввязывалась в любую новую для себя историю. Например, собиралась сыграть в фильме Лукино Висконти «В поисках утраченного времени» вместе с Аленом Делоном и Шарлоттой Ремплинг (Висконти так и не успел снять этот фильм). А в конце 1960-х отправилась на Ибицу, которая как раз становилась пристанищем модной богемы, чтобы построить там дом, причем друзья утверждают, что в процессе строительства она участвовала буквально, потому что практически все умела делать своими руками.
Ей хотелось жить молодой жизнью, ей казалось, что графский титул ее старит. В 1982 году пятидесятитрехлетняя Жаклин де Риб осуществила свою мечту — создала собственный Дом моды. Он просуществовал десять лет и имел большой успех, особенно в Америке: в ее одежде ценили взрослую элегантность без скучного намека на возраст. «В ней живет русская принцесса и девица из Фоли-Бержер», — говорили про Жаклин де Риб. В этом парадоксальном сочетании несочетаемых качеств и кроется секрет одной из главных модных героинь нашего времени.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.