Жил-был художник: Эдди Редмейн о работе над фильмом «Девушка из Дании»

Накануне премьеры (в России фильм выходит в прокат 28 января) актер рассказал о том, как сыграл первого транссексуала в истории, о съемочном процессе и об опыте погружения в злободневную тему
Эдди Редмейн интервью с актером о фильме «Девушка из Дании» и кадры из картины | Vogue

Тональный крем, немного розовых румян, красная помада, а еще нарисованные карандашом едва заметные веснушки — и лицо тридцатитрехлетнего актера Эдди Редмейна меняется до неузнаваемости. Робкая улыбка, пронзительный взгляд из-под опущенных ресниц — на съемочную площадку, стилизованную под мансарду художника, выходит уже не Эдди, а героиня фильма «Девушка из Дании», который выходит в прокат в январе. «Самое сложное — найти баланс, — говорит мне визажист Джен Сьюэлл, пока актер позирует Энни Лейбовиц. — *Стоит переборщить — и он будет похож на накрашенного мужчину. Путем проб и ошибок нам удалось добиться необходимого эффекта — преображения без гротеска. Я лишь немного изменила форму его рта, сделала линию более мягкой и чувственной». *

Сьюэлл и Редмейн — сложившийся тандем, именно Джен помогала тонкому, как фарфоровая статуэтка, актеру с красивым благородным лицом и будто светящейся изнутри кожей превратиться в изуродованного болезнью, прикованного к креслу астрофизика Стивена Хокинга — за эту работу Эдди получил «Оскара». И вот новый вызов: роль первого в истории человечества транссексуала Лили Эльбе в байопике «Девушка из Дании» режиссера Тома Хупера, известного по четырежды оскароносной ленте «Король говорит!».

Фильм снят по одноименной книге современного американского писателя Дэвида Эберсхофа и рассказывает о жизни датчанина Эйнара Вегенера, в конце XIX века решившегося на первую в истории операцию по смене пола. По сюжету Эйнар и его жена Герда, которую играет восходящая звезда Алисия Викандер, — художники. Торопясь закончить портрет молодой девушки, Герда просит мужа помочь и позировать ей в женском образе («Ты не против надеть чулки и туфли?» — «Только никому не говори»). Сначала перевоплощение — лишь способ заработка, на вырученные от продажи картин деньги пара смогла перебраться в Париж, но затем безобидный эксперимент переворачивает жизнь обоих.

«Все вокруг твердят, что «Девушка из Дании»**— актуальное кино, которого ждет зритель, — говорит Том Хупер. — Забавно слышать! Наш фильм начинался как некоммерческий проект, сценарий пролежал несколько лет». Однако сейчас интерес к ленте действительно большой, на разных этапах на участие в ней претендовали Марион Котийяр, Гвинет Пэлтроу, Шарлиз Терон. За прошедший год транссексуалы оказались в центре общественного внимания. Главным ньюсмейкером стала Кейтлин Дженнер — сменивший пол олимпийский чемпион Брюс Дженнер. Актриса-транссексуал Лаверна Кокс была номинирована на «Эмми». О судьбах людей, живущих в чужом теле, были сняты фильм «О Рэе» с Эль Фэннинг, Наоми Уоттс и Сьюзен Сарандон и награжденный «Золотым глобусом» сериал «Очевидное».

«Сыграв Лили, я могу назвать себя если не адвокатом, то по крайней мере союзником тех, кто переживает нечто подобное,**— говорит Редмейн. — Но в первую очередь «Девушка из Дании» — это красивая история любви двух художников»**. Для него фильм — не социальный жест, не попытка призвать общество к действию, а психологическое кино, рассказ о поиске своего места в жизни и стремлении индивида к счастью вопреки обстоятельствам и ролям.

В разгар съемок «Девушки из Дании» Эдди улетел в Лос-Анджелес, где неожиданно для себя получил из рук Кейт Бланшетт «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме «Вселенная Стивена Хокинга». С тех пор награды сыплются на него как из рога изобилия, и есть все основания полагать, что «Девушка из Дании» окончательно закрепит за ним звание главной звезды из плеяды молодых британских актеров и поможет оставить далеко позади Бенедикта Камбербэтча и Тома Хиддлстона. «Ни секунды не сомневался, кого пригласить на роль Лили, — говорит режиссер. — Редмейн способен меняться до неузнаваемости, он очень пластичен и может пропускать через себя и выдавать любые эмоции, я понял это еще во время работы с ним над «Отверженными».

Съемка для Vogue окончена, и Эдди, сняв грим и сменив дамские пальто и шляпу на черную куртку из денима и джинсы, встречается со мной в центре Лондона, в кафе неподалеку от шекспировского театра «Глобус». Каштановые волосы взъерошены, как у подростка, движения порывисты, он говорит быстро, перескакивая с одной мысли на другую. И несмотря на этот непосредственный образ, его вид никого не смог бы обмануть.

Cын лондонских банкиров, он окончил престижную школу Итон, где последние пятьсот лет учатся принцы, будущие министры и дипломаты. Не удивительно, что на родине ему предлагают играть сплошь аристократов. «Еще одна из рода Болейн», «Черная смерть», «Столпы земли», «Золотой век» — в фильмах об английском Средневековье для Редмейна всегда есть роль, от придворного с блюдом яств до принца. А дебютировал он в 2002 году на сцене в комедии Шекспира — сыграл Виолу в «Двенадцатой ночи».

«Было забавно: мужчина играет женщину, которая играет мужчину», — говорит актер. По сравнению с «Девушкой из Дании» тот спектакль он называет нехитрым трюком с переодеванием: «Прочитав книгу о Лили, я был поражен собственным невежеством. Первая в истории операция по смене пола, а я ничего об этом не слышал!» Готовясь к съемке, Редмейн изучил массу документальных материалов о судьбе Лили Эльбе (переезд в Париж, полная смена личности, операция и смерть от осложнений в возрасте сорока лет) и много общался с транссексуалами, чтобы увидеть мир их глазами.

В этих беседах он не раз слышал, что сразу после трансформации большинство транссексуалов переживают период гиперфемининности: красятся слишком ярко, одеваются слишком броско. «Ведь это первая в их жизни возможность полностью выразить себя», — говорит Эдди. По его словам, самым сложным на съемках было выходить на площадку в женском обличье и чувствовать на себе взгляды осветителей и техников. «Наверное, женщины привыкли к ощущению, что тебя оценивают, меня же это ужасно раздражало. Но я думал о том, что же чувствует транссексуал, впервые появляясь на публике в новом обличье».

Впереди долгожданный отпуск, а затем подготовка к роли мага-зоолога в экранизации книги Джоан Роулинг «Фантастические звери и места их обитания».

После второй чашки кофе мы идем прогуляться до его дома, где его ждет жена, специалист по пиару Ханна Бэкшейв, без которой он не появляется на красных дорожках. Мы хоть и в центре города, но эти запутанные улочки туристы, кажется, обходят стороной. «Я живу здесь девять лет и не хочу уезжать. И хотя район постоянно перестраивается и выглядит иногда ужасно, есть кое-что, что мне здесь нравится: эти улицы не кричат о себе броскими фасадами и вывесками, тебе самому предстоит открыть и полюбить их». Про то, что форма и содержание не всегда совпадают, он теперь знает лучше других.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: ANNIE LEIBOVITZ