На показе Hood By Air весна-лето 2017 среди моделей по подиуму с высоко поднятой головой прошагал полуголый Вольфганг Тильманс — фотохудожник, по работам которого можно прочитать историю молодежной культуры 1990-х годов, и автор натюрмортов со всем на свете. 14 февраля в Tate Modern откроется его масштабная персональная выставка. И мы рассказываем, почему его творчество совершенно непозволительно обходить стороной, если вы любите моду.
При первом взгляде на работы Вольфганга Тильманса может показаться, что он фотографирует все подряд: бездомные собаки, абстрактные цветовые поверхности, капли брызг на стекле, завтрак на подоконнике, живописные ландшафты — так выглядят его знаменитые натюрморты, на которых запечатлены самые простые и обыденные вещи и знакомые каждому сюжеты. Вольфганг — документалист, его цель — показать самую настоящую фотоправду, и в сюжетах он себя не ограничивает. В 1969 году он родился в немецком городке Ремшайд и после школы решил переехать в большой город. Берлин был разделен стеной, и Тильманс выбрал Гамбург. Здесь он проходил альтернативную гражданскую службу. Днем работал в офисе, где время от времени экспериментировал с принтером — увеличивал газетные картинки, а по вечерам тусовался в ночных клубах, ходил на рейвы и гей-парады. Тогда он и нашел свои первые образы — взял в руки недорогой фотоаппарат и стал снимать все, что его окружает. А потом купил вспышку и фотографировал все подряд уже в ночных клубах. Свои снимки отправлял в i-D. И их печатали.
Это было время борьбы за права ЛГБТ-сообщества, эпоха новой волны сексуальной революции, и Тильманс наблюдал его изнутри с фотоаппаратом в руках. В 1990-м он переехал в Лондон и продолжил снимать своих друзей, любовников и ночные клубы. В i-D, Dazed & Confused, Frame, Spex и Purple он и его работы стали частыми гостями.
Снимал Тильманс всегда без специальных линз или особенного света, просто брал и щелкал затвором, за что его называли «нулевым уровнем» фотографии. И, казалось, нет на свете такой темы, которая бы не интересовала фотоэрудита Вольфганга. Его увлекали и само фотографирование, и технологии цифровой печати, и химические процессы в темной комнате — все это было и в его работах.
В середине 1990-х несколько фотографий Вольфганга Тильманса отправились на выставку в Нью-Йорк, в Andrea Rosen Gallery, где были замечены Хансом-Ульрихом Обристом. Знаменитый, великий и могучий, художественный директор лондонской Serpentine Gallery, захотел показать фотографа у себя. И в 2000 году Тильманс стал первым иностранным фотохудожником, получившим премию Тернера.
После Вольфганг стал искать новые формы творчества. И начал сразу с крупноформатных работ с высоким разрешением (на самом деле это проснулась его старая любовь к «сильно увеличенным» на принтере снимкам). Затем его заинтересовали абстракции — Тильманс перешел к экспериментам со светом и светочувствительной бумагой. А в 2009 году, сменив свою старую добрую аналоговую камеру Contax SLR на цифровую, он отправился за новыми впечатлениями в путешествие по Латинской Америке, Азии и Африке и влюбился в архитектуру. Результатом его путешествия стала работа «Книги для архитекторов» — двухэкранная видеоинсталляция, которой куратор Венецианской биеннале в 2014 году Рем Колхас отдал целый зал в самом сердце своей экспозиции «Элементы архитектуры».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.