Маноло Бланик о выставке в Эрмитаже и о своей любви к шальной императрице Екатерине и другим русским

Интервью с маэстро
Маноло Бланик дал интервью о выставке в Эрмитаже и своей любви к русским

В лондонской штаб-квартире Manolo Blahnik атмосфера как в Букингемском дворце. Шесть ассистентов, похожих на королевских слуг, накрывают огромный деревянный стол для торжественного ужина. Только вместо посуды — разноцветные туфли, босоножки и ботильоны. И вот наконец появляется король, вернее, командор Британской империи — этот титул ему девять лет назад даровала Елизавета II. Господин Маноло Бланик собственной персоной — гремящий, хохочущий, весь в сиреневом. «О моя дорогая, это ты! Нам было так весело в прошлый раз, когда ты приезжала сюда с Иззи (бывший фэшн-редактор британского Vogue Изабелла Блоу, мой первый босс. — Прим. автора). Когда вокруг меня верные солдаты моды, это делает меня счастливым!» Маноло Бланик присаживается, чтобы нанести бальзам для губ в позолоченной баночке в стиле ар-деко и бурно восхищается моими брюками, сшитыми по эскизам для дягилевских «Русских сезонов». Но мрачнеет, как только его взгляд падает на обувь, выставленную для него на столе помощниками: «Quelle horreur! Это еще что?» В шутейной ярости маэстро хватает туфлю за туфлей, игриво бросает их в ассистентов, меняет одни на другие. И при этом рассказывает мне о предстоящей выставке «Маноло Бланик: обувь как искусство», которая в мае при поддержке ДЛТ открывается в Главном штабе Эрмитажа. Она уже побывала в Праге, Мадриде и недавно открылась в Милане. «К нам очереди! Занимают чуть ли не с рассвета!» — хвастается маэстро.

Дизайнер без ума от Италии и постоян­но посвящает ей свои работы. Как, например, эти туфли с ажурными вырезами, навеянными семью холмами Рима. Кожаные туфли Fagutal, Manolo Blahnik; шерстяная юбка Layana Aguilar; латексные чулки Atsuko Kudo

Идея экспозиции родилась, как все у Маноло, — стремительно, из галантной светской беседы. Бьянка Джаггер познакомила его с Кристиной Каррильо де Алборнос Фисак, обладательницей ученой степени, некогда дипломатом в ООН, а теперь куратором. Они тут же нашли общий язык. «Главное достижение Маноло, — говорит Кристина, — в том, что он вернул нам женственность и элегантность, возродив каблук-шпильку, а потом доработал его, сделал еще прекраснее и изящнее. Когда он начинал в 1970-е, самой популярной обувью были туфли на платформе. А Маноло никогда не любил и по сей день не любит платформы. Он считал, что они не красят женскую ногу, не сочетаются с пропорциями тела, и взбунтовался! Свои шпильки он воспринимает как произведение искусства — чистое, стройное, легкое. Немудрено, что с ними он завоевал весь мир».

Эскиз туфель Permin, осень–зима 2011

Делать обувь ему подсказала легендарный редактор Vogue Диана Вриланд. «Помню, мой друг-фотограф летел на съемку в Нью-Йорк, и я последовал за ним ассистентом, — рассказывает Бланик. — Мы заночевали в студии Энди Уорхола, и кто-то говорит: «Давай я познакомлю тебя с Вриланд». Я собрал эскизы, портфолио с театральными костюмами (я тогда мечтал о театре) и до смерти напуганный явился в Vogue. А она и говорит: «Молодой человек, ваша сила в экстравагантности, занимайтесь аксессуарами. Только аксессуарами!»

А теперь для своей выставки-ретроспективы ему едва удалось отобрать из почти тридцати пяти тысяч пар обуви две сотни. Вот и ассистентам достается за то, что на столе для демонстрации отсутствует его «любимая крошка» на алюминиевой шпильке. «Впервые эти туфли надела Наоми на показе Джона Гальяно. Это была бомба — почему их тут нет?» Он сам придумал имена разделам выставки. Первый — «Гала»: самые фантастические модели, полные иронии и выдумки, в том числе для фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта». Второй — шпильки, вдохновленные его любимыми странами: Испанией, Италией, Россией, Англией и Японией. Третий отражает его увлечение искусством и архитектурой. Четвертый — «Природа», ведь Маноло, родившийся и выросший на Канарах, где его папа владел банановой плантацией, — прирожденный садовод. Последний и самый крупный раздел «Суть» посвящен людям, оказавшим наибольшее влияние на его жизнь, в числе прочих Анна Пьяджи, Брижит Бардо и Александр Македонский. Продолжая передвигать туфли на столе, он повелевает своей команде: «Принесите мне банановые туфли. И изображение столика с мужскими пенисами, сделанного для Екатерины Великой ее поклонником!» Его речь то взмывает вверх, то падает в бездну, как ласточка в летний день, переливаясь от стаккато до долгой арии. Беспокойный и вечно юный ум совершает сальто и стремительно движется, не зная преград, — вдвое быстрее всех, кто его окружает и кому не угнаться за ним. Тот, кто привык мыслить линейно, назвал бы это эксцентричностью, но он просто на своей волне. «У Екатерины было потрясающее чувство юмора. Божественное!»

В память о своей близкой подруге Захе Хадид Маноло создал модель Czech со множеством ажурных вырезов, которые перекликаются с линиями ее здания в китайском Чанше. Кожаные туфли Czech, Manolo Blahnik; брюки и юбка из ламе, все Markus Wernitznig

Он увлечен Россией. Одно из самых дорогих его сердцу воспоминаний — как он посылал своей старинной подруге Грейс Коддингтон красные туфли, чтобы Джерри Холл могла надеть их на московскую фотосессию Нормана Паркинсона в 1976 году. А сегодня к нему
придет Карли Клосс одолжить что-нибудь на вечеринку «Обнаженных сердец» Натальи Водяновой. Он рассказывает мне про Итальянский домик в московской усадьбе «Кусково», в которую влюбился: «Большинство картин оттуда забрали во время революции, но я люблю находить красоту там, где люди никакой красоты не видят».

Туфли из шелка и бархата для фильма «Мария-Антуанетта» Софии Копполы, 2006

«Для Эрмитажа было важно, что культура России, особенно XVIII века, для Бланика является неизменным источником вдохновения, — говорит куратор выставки Татьяна Бабошина. — Показывать моду как часть культуры и искусства, наблюдать, как они вступают в диалог, для Европы привычно, а для нас пока в новинку. Но в прошлом году мы делали ретроспективу Вячеслава Зайцева и продолжим эту практику. Выставки костюма пользуются успехом, потому что люди не боятся моды, а любят о ней поговорить. Ничего легкомысленного в этих проектах нет — наоборот, они предлагают нам поразмышлять о человеческом теле в контексте истории и культуры». Тем временем нам приносят изображение знаменитого столика, некоторые из ассистентов краснеют, другие пытаются спрятать улыбки, а Маноло хохочет. Я спрашиваю, каков его собственный итальянский домик, на каком он море, — но, как все счастливые в работе люди, он в отпуск не ездит. Может отправиться на пару дней к друзьям на яхту, но обычно запирается с книжками в одиночестве в своем георгианском особняке на западе Англии. Этот дом они с Грейс Коддингтон нашли случайно, а потом оказалось, что им владеет мужчина с попугаем на плече и не хочет его продавать. Маноло, конечно же, нашел решение. И теперь в каждой комнате находятся экспонаты его коллекции обуви — даже в ванных. Взглянуть на них можно будет вскоре в Эрмитаже.

Выставка пройдет при поддержке ДЛТ.

Бланик регулярно сотрудничает с молодыми дизайнерами и марками — от Рианны до Vetements. Ботфорты из шелка и кожи, Vetements x Manolo Blahnik. Особая примета весенне-летней коллекции — сочетание двух ярких цветов в одной модели. Это дань теории цветового поля, разработанной его любимым художником, американским экспрессионистом Марком Ротко

Все, что вам нужно знать о модных туфлях, читайте здесь

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.