Благодарная аудитория: актеры «Ученика» рассказывают, чему научились друг у друга

Фильм Кирилла Серебренникова выйдет в прокат в ближайший четверг
Интервью с актерами фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова | Vogue

Единственный русский участник официальной программы Каннского фестиваля. Самый радикальный фильм года. Откровение, манифест. О новой картине Кирилла Серебренникова заговорили задолго до ее выхода в прокат, который запланирован на середину октября.

Герой фильма школьник Вениамин прочитал Библию — и понеслось: он не идет в бассейн, поскольку возжелать одноклассниц в бикини — грех, отвергает теорию Дарвина на уроке биологии — ведь мир сотворил Господь, уличает взрослых в лицемерии, приводя в качестве аргумента Священное Писание. «Мальчик, находясь в пубертате, испытывая психологические проблемы, придумал себе такой ход защиты-нападения. Который он подслушал, разумеется, у взрослых, — рассказывает Серебренников. — Это и становится средством манипуляции и достижения целей. Это знак нашего времени — такая нетерпимость, агрессивное невежество, которые вдруг стали пользоваться массовым спросом, подаются как нормальное поведение».

Учительницу биологии, которая пытается противостоять молодому фундаменталисту, сыграла Виктория Исакова, тридцатидевятилетняя актриса, прославившаяся смелыми ролями — одержимой бесом в «Острове» Павла Лунгина, бандитки в «Охоте на пиранью» Андрея Кавуна, проститутки в «Точке» Юрия Мороза, обманутой жены главного героя в сериале Валерия Тодоровского «Оттепель», — она познакомилась с Серебренниковым пятнадцать лет назад. Их сотрудничество началось со спектакля «Откровенные полароидные снимки» и сериала «Дневник убийцы» и постепенно превратилось в регулярное участие актрисы в спектаклях «Гоголь-центра». «Идеи Кирилла всегда мне казались сложными и неоднозначными, — говорит актриса. — Но именно это меня привлекает больше всего. И конечно, я ему безоговорочно доверяю. Даже когда роль вызывает у меня много вопросов, я знаю, что искать ответы вместе с Кириллом будет интересно».

А для ее партнера по фильму двадцатидвухлетнего москвича Петра Скворцова «Ученик» стал настоящим стартом. Сын врача и кораблестроителя, он рассказывает, что воспитывался в свободе, а в классе умел находить язык и с теми, кто бьет, и с теми, кого бьют. Посещал театральную студию, поступил в Школу-студию МХАТ — в ту самую мастерскую Брусникина, которой восхищается театральная общественность.

«Ученик» — не первая его работа в кино, но первая такая серьезная. «В странное время я родился, — говорит Петр, сверля диктофон взглядом типичного русского мальчика-максималиста из романов Достоевского. — Здесь легко утратить понятия Родины, веры, семьи... Мой герой мне как раз симпатичен тем, что пытается что-то сделать. Это кино во многом и про меня. Я тоже могу подслушать что-то, вооружиться этим и выдать за свое. Мне это, конечно, чести не делает, но хочется быть в поиске».

Мальчик придумал такой ход защиты-нападения. В бассейн нельзя: грешно возжелать одноклассниц в бикини, теория Дарвина — ложь, взрослые — лицемеры.

Похожий типаж и двадцатичетырехлетний Александр Горчилин. Он играет в «Ученике» хромого парня Гришу, который становится последователем Вениамина. Выпускник другой прогрессивной мхатовской мастерской, «Седьмой студии» Серебренникова, Горчилин считает, что сейчас формируется целое поколение равнодушных, к которому нет желания примыкать. «Не хочется, чтобы Россия превратилась в страну, где есть только один архетип — русский пофигист», — объясняет актер.

Скворцов и Горчилин не скрывают, что живут театрами, в которые объединились их мастерские: «Седьмая студия» стала частью труппы «Гоголь-центра», а брусникинцы — резидентами МДТ «Человек». «Мастера пытаются нас научить существовать здесь и сейчас, откликаться на окружающую среду, — объясняет Петр. — Это возможность обсудить то, что происходит с нами и вокруг нас. Ни радио, ни телевидение не удовлетворяют этой потребности. Другое дело — театр».

«Это, по сути, единственное, чем мы занимаемся, — вторит товарищу Горчилин. — Я просыпаюсь, еду в театр, домой возвращаюсь ночью, сплю, а наутро все начинается по новой. И я получаю удовольствие от этого ежедневного процесса, он меня ведет, за него я держусь».

Кроме театра они ничем особенно не интересуются. Живут скромно: Скворцов снимает с коллегами по театру трешку, у него старый расколотый телефон, а пиджак для поездки в Канны он одолжил у однокурсника. «Зато нам так хорошо, вы даже себе не представляете, — говорит актер. — Мы готовим друг другу ужин, ведем философские беседы». Малым довольствуется и Горчилин. Смартфон у него, правда, есть — мама подарила.

«Они смелые и свободные», — характеризует своих молодых коллег Исакова. Роль биологички в «Ученике» заинтересовала ее в прикладном смысле: может ли взрослый повлиять на развитие подростка, находящегося в окутанном разрушительной энергией возрасте? «Важно, в чьих руках ты оказался, — говорит актриса, окончившая в конце 1990‑х курс Олега Ефремова в Школе-студии МХАТ. — Учителя могут сделать твой путь к себе гармоничным. Пете и Саше повезло в главном, они попали к правильным людям. В нашей профессии нет возраста, и я не чувствую, что они младше. Так что это еще вопрос, кто на кого больше влияет, я на них или они на меня».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Данил Головкин