Я и моя тень: секреты правильного скульптурирования

Вооружаемся внушительной палитрой тональных средств, кисточками, спонжами — и вперед!
Я и моя тень секреты правильного скульптурирования

Одиннадцать лайков! Столько собрало в инстаграме мое первое в жизни селфи. Это был портрет на фоне арт-объекта, ракурс вполоборота и чуть сверху, взгляд с прищуром, красная помада — все, как учила в Vogue Наташа Поли. Но, видимо, это селфи супермодели с помадой собирает тысячи лайков, мое — лишь одиннадцать. «А ты что, без контуринга снимала?» — прокомментировала пост подруга. Серьезно? Нужно было с контурингом?

Что такое контуринг, я, конечно, знала. Ну да, макияж, выделяющий скулы, маскирующий щеки, делающий нос тоньше, а подбородок четче. Но морочиться с контурингом ради одной единственной фотографии?

Оказалось, я жила в темноте. Прогулка по хэштегам показала, контуринг каждый день делают миллионы женщин по всему миру! Я даже нашла профайл одной визажистки, которая с помощью контуринга превращает девушек с филфака — бледная кожа, мешки под глазами — в Бейонсе! Каждая ее фотография собирает пятьдесят тысяч лайков, а всего у нее два миллиона фолловеров! Вырисовывается интересная картина: контуринг правит селфи, селфи правит инстаграмом, инстаграм правит миром. Пришла пора присмотреться к нему повнимательнее.

Контуринг, он же моделирование, он же скульптурирование лица тональными средствами — появился не вчера. Все его принципы были сформулированы в 1930-е с развитием кинематографа. К этому моменту кино стало важнейшим из искусств, Голливуд снимал рекордные пятьсот фильмов в год и диктовал миру эстетические стандарты. Идеалом голливудской красоты в то время были холеные, симметричные и очень фотогеничные лица. Природную красоту актрис доводили до совершенства с помощью макияжа: так как на пленке естественная лепка лица скрадывается и сглаживается, художники по гриму акцентировали черты, а заодно с помощью игры светлых и темных красок корректировали их, придавая ангельскую симметрию. Новый канон красоты американской женщины воплотила шведка Грета Гарбо — точеный нос, высокие скулы, идеальная линия подбородка, бездонные глаза. Ее и без того прекрасное лицо было тщательно отполировано гримерами.

Апогеем этого стремления к совершенству стал аппарат Beauty Colibrator, спроектированный эмигрантом из России, специалистом по гриму Максом Фактором в 1934 году. Железная маска со множеством винтиков позволяла измерить параметры лица и выявить его несовершенства. По предложенной Фактором теории красоты длина носа должна быть равна высоте лба, а расстояние между глазами быть не больше, чем размер одного глаза. Маска позволяла составить схему лица и потом с помощью косметики с точностью до миллиметра устранить асимметрию.

Вторая мощная волна скульптурирующего макияжа пришлась на 1970-е, когда женщине было важно выглядеть на миллион, но по-деловому, без ярких теней и румян. А своего пика увлечение контурингом достигло в 1980-е, в эпоху супермоделей. Читатели глянцевых журналов были в восторге от ярких черт, пропорциональных лиц Линды Евангелисты, Кристи Терлингтон, Наоми Кэмпбелл. Не все знают, что до эталона по лекалам Макса Фактора их довел американский визажист Кевин Окоин. Он был звездой своего времени: слава пришла к нему после того, как он стал вести колонку в журнале о красоте Allure и написал книгу о контуринге «Лицо будущего». А в 2013 году на сцену вышла звезда инстаграма Ким Кардашьян. В тот момент она сотрудничала с визажистом Скоттом Барнсом, специалистом по игре с тенями и автором «естественного» образа Дженнифер Лопес. По воспоминаниям Барнса, во время сеанса макияжа Ким сказала ему: «Все думают, что я сделала пластику, а это все заслуга контуринга. Давай покажем миру, как это работает?» Ее пост с «выкройкой» контурного макияжа произвел эффект разорвавшейся бомбы. Весть о том, что с помощью пары тональных средств разного оттенка и кистей можно стать писаной красавицей, мгновенно облетела планету. Все хотели овладеть волшебной техникой, книга Барнса об основах контуринга «Про лицо» исчезла с прилавков.

Рынок отреагировал мгновенно: палитры от сероватых до темно-коричневых средств для скульптурирования выходят у Dolce & Gabbana, Dior, Tom Ford, Maybelline New York, M.A.C, Make Up For Ever, Sephora, Becca. В индустрии красоты буквально из ниоткуда возникла совершенно новая ниша! Эффект после шока мы наблюдаем до сих пор — тренд явно не собирается сходить на нет. Его отголоски можно увидеть и на подиуме: в наступающем весенне-летнем сезоне приемы контуринга были использованы для создания самых разных образов. Откровенно футуристичных Paco Rabanne и Alexander McQueen, женственных Alberta Ferretti и, наконец, сексуальных Balmain.

Научиться контурингу легко, потренируйтесь, и все получится», — говорит визажист и бьюти-блогер Елена Крыгина, разложив передо мной арсенал тюбиков всех оттенков бежевого. Урок селфи-контуринга Елена дает мне в своей студии красоты в Сивцевом Вражке, которую она открыла в декабре. Крыгина — звезда русского интернета: ее видеоуроки макияжа смотрит более полутора миллионов человек, на мастер-классах, которые она проводит по всей стране, аншлаги, мини-наборы косметики Krygina Box нарасхват. Помимо прочего Елена — последние семь лет визажист балерины Дианы Вишневой, и приемы контуринга она использовала, к примеру, при создании ее макияжа для спектакля «Болеро»: «Там нужно было сделать гипнотический, на грани шаманства образ, глаза должны были быть огромными — всего этого помог добиться жесткий контуринг». Главное условие макияжа, по словам Елены, в том, что нельзя проработать только одну зону, например, скорректировать скулы и глаза, но не трогать нос и рот — они будут выделяться по плотности.

«Сначала нанесите на лицо и шею легкий тональный флюид: на коже не должно быть видно никаких покраснений и переходов цвета. Это станет фундаментом контуринга, — объясняет визажист. — Затем нарисуйте каркас нового лица». Кисточкой с темно-коричневым корректором Елена проводит линию под моими скулами, подчеркивает крылья носа, чтобы они стали точеными. Рисует две ровные линии, чтобы спинка носа стала прямой. После этого берет светлый консилер и закрашивает им центр лба, яблочки щек — все зоны вокруг коричневой разметки. Затем кистью растушевывает границы коричневых полос, чтобы сгладить переходы цвета. Наносит на лицо и шею еще один слой тонального флюида, припудривает и делает вместе со мной селфи. «Вы похожи на Дженнифер Лоуренс, только брюнетка». Я смотрю на снимок и поражаюсь: и правда похожа. Елена протягивает мне флакон масла для снятия косметики и пачку салфеток. Час работы, один снимок — и вот я уже иду умываться.

Пришел момент заявить на всю страну: выходить на улицу с таким макияжем нельзя. Контуринг можно использовать на сцене в лучах софитов или для селфи и только при фронтальном ракурсе. Поворот головы — и магия пропала: становятся видны полосы на носу, шее, как будто вы испачкались. «В инстаграме сейчас идет пропаганда агрессивного контуринга, многие девушки воспринимают эти уроки как руководство к действию и начинают краситься так каждый день, — говорит Крыгина. — Но контуринг — это пять слоев штукатурки, с ним двадцатилетние выглядят на сорок пять. На фото супер, в жизни — кошмар».

А как же it girl Елена Перминова, у которой более миллиона подписчиков в инстаграме? Я лично от нее слышала, что она не только никогда не фотографируется без контуринга, но и на выход делает такой макияж. «Просто это совсем другой контуринг, — говорит ее сестра, визажист Александра Кириенко, которая и научила Елену манипулировать светотенью. — Контуринг для жизни делается по совершенно иным законам». По словам Александры, в первую очередь нужно взять косметику с другими текстурами. «Жирные годятся только для фото и видео, а на каждый день они слишком заметны, — говорит визажист. — Используйте пудровые текстуры, а не кремовые. И наносятся они на припудренную кожу». Также Кириенко советует брать не рыжие, а холодные светло-коричневые оттенки — они ближе к пигменту славянской кожи.

О том же говорила мне и Елена Крыгина. Только она предлагала корректировать лицо не затемнением, а высветлением и вместо пудры или корректоров использовать хайлайтер. «Контуринг хайлайтером — это стробинг, то есть работа со светом. И этот прием отлично подходит для жизни. А техника та же самая. Нанесите хайлайтер на самую выступающую часть скул, спинку носа, галочку над верхней губой, внутренние уголки глаз, центр лба и подбородок — черты лица станут более акцентированными, вы будете выглядеть естественно и свежо». Дома я пытаюсь повторить такой макияж сама — при естественном освещении, распахнув шторы, как советовали девушки. В холодном рассеянном свете московского утра хайлайтер дает деликатное свечение, серых румян на скулах совсем не видно, но щеки кажутся слегка впавшими. «После дедлайна такое бывает. Но выглядишь ты классно», — говорит бойфренд. Для полного счастья мне не хватает только сотни лайков. До конца дня они у меня в кармане.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: JOSEPH MOLINES