© Показ Krizia в Милане, 2006. Фото: Karl Prouse/Catwalking/Getty Images

Красота

Красочная история черной помады

Рассказываем, как черный цвет завоевал популярность в мире, где красные губы — главный атрибут молодости и сексуальности

Каждая вещь из косметички, прежде чем оказаться у вас руках, прошла через многое. Черная помада, например, пережила древние народы, средневековую инквизицию, немое кино и рок-фестивали, попутно обретая не только новую форму, но и иной смысл, символизм. Как она добралась до модных показов и стала символом борьбы с общественными устоями — узнаете ниже.

Древний Египет: место, где все начиналось

Неудивительно, что история берет свое начало на туалетных столиках древней знати Египта в IV тысячелетии до нашей эры. Тогдашние эксперименты с первой косметикой были во всех смыслах яркими: зеленые тени для век сочетали с иссиня-черной краской на губах — об этом говорят древние изображения. Помада была символом статуса, а не принадлежности к полу, поэтому женщины наравне с мужчинами пользовались новинками макияжа — причем не только при жизни. Пару коробочек краски для губ стабильно находили в гробницах местных жителей вместе с их останками. Дело в том, что ключевой ингредиент косметики того времени — жук-скарабей — считался символом бессмертия. 

Средние века: время ведьм и гонений

Когда в Западной Европе религия столкнулась с косметикой, церковники причислили помаду к форме святотатства. Следовательно, женщины, которые носили макияж, должны были покаяться на исповеди. Во время крестовых походов, когда Европа начала заново открывать для себя Ближний Восток и его суеверия, связанные с косметикой, заинтригованные представители элиты заставили алхимиков трудиться над созданием новых помад. Торговцы на черном рынке начали продавать свои собственные экзотические смеси, которые следовало использовать во время сеансов колдовства. Женщины, которые были достаточно смелы, чтобы не подчиняться церкви, использовали темные цвета на губах в обычной жизни, чтобы их собственный тон лица выглядел бледнее и контрастнее.

Снова поднявшись по социальной лестнице, помада вернулась на прикроватные столики королевских семей веками позже, при этом сохранив таинственную привлекательность былых суеверий. В Англии эпохи Возрождения королева Елизавета I своим собственным примером популяризировала готический образ полупрозрачной белой кожи с темными, но пока еще не черными губами. Даже на смертном одре она накрасила себе губы похожим оттенком. 

© Елизавета I. Universal History Archive

1920-е годы: эпоха немого кино

В 1920-е годы черно-белое кино было на пике популярности, и образ актрисы Клары Боу всячески пытались повторить тогдашние модницы. Ее фишкой были четко прорисованные губы, которые актриса выводила черным цветом. Поскольку фильмы были сняты в оттенках серого, чем темнее были губы в жизни, тем более яркими они выглядели на экране. Этот прием использовал и Макс Фактор на моделях для черно-белой рекламы своих первых помад.

© Клара Боу, 1920 год. Фото: Sunset Boulevard

1950-е годы: фильмы ужасов

Когда вы думаете о 1950-х годах в Голливуде, скорее всего, вы не вспоминаете черную помаду на актрисах. Оно и понятно, это время было полностью посвящено сексуальному красному цвету на губах Мэрилин Монро. Но даже тогда черной помаде не пришлось пылиться в кейсах визажистов — ей нашли применение на съемках фильмов ужасов. Отрицательные героини с черным цветом на губах сразу давали о себе знать, создавая сильный визуальный образ: они настолько смелые, что красный цвет для них слишком тривиален. Один из самых знаковых образов для готической культуры исполнила Майла Нурми в телешоу Vampira. 

© Майла Нурми в телешоу Vampira, 1958. Фото: Bettmann

1970-е годы: вызов культурным нормам

В 1970-е мир столкнулся с интересным парадоксом: люди восставали против помады и были одновременно за нее. Многие женщины сожгли бюстгальтеры и выбросили тюбики с помадой, в то время как панк-рокеры щедро красили губы черным, давая понять, что им плевать на общество вместе с его устоями. Тогда-то помада и стала символом социального восстания, принятым обоими полами в рок-музыке и культуре, чтобы выразить свое общее негодование. Фиолетовый и черный тут же стали самыми популярными цветами в макияже.

Губная помада впервые смогла стать не просто средством для улучшения внешнего вида, но и инструментом изменения культурных норм. Ее выбирали не только панки — хиппи, глэм-рокеры, поклонники хеви-метала также использовали черные оттенки для губ, делая их еще популярнее в обществе и «вербуя» в свои ряды новых последователей. Оттенки черного также открыли путь к гендерным изменениям и пересмотру концепции токсичной маскулинности — участники группы Kiss, Боуи, Джаггер, Купер и Рид во всеуслышание заявили о своем праве краситься, не жертвуя своей мужественностью. 

© Группа Kiss, Лос-Анджелес, 1975 год. Фото: Michael Ochs Archives

1980-е: возвращение к готической культуре

В 1980-х годах панков сменили готы, а молодежь всеми силами решила отделиться от чрезмерного гламура, воцарившегося в кино, музыке и социальной жизни. Готический взрыв наблюдался еще в 1970-х на улицах Лондона: кожа, рыболовные сети и чокеры с крестами стали атрибутами нового андеграундного романтизма. Черным был не только гардероб — волосы, глаза и губы также «восстали» против мейнстрима и перекрасились в бордовый, иссиня-черный и темно-фиолетовый. Молодежь черпала вдохновение в викторианской культуре траура, легендах о ведьмах и вампирах, создавая свой собственный вакуум, в котором не было места общепринятым нормам красоты.

Наше время

Начиная с 1990-х и нулевых рок-образ Мэрилина Мэнсона был романтизирован и плавно перешел в поп-культуру. В новом веке черная помада стала ярким элементом макияжа на подиуме и самым доступным способом сделать свой личный манифест на улице. В 2020-м не обязательно облачаться в кресты и шипы, водить катафалк и слушать тяжелый рок — черный цвет губ смотрится вполне органично во времена нового витка женской эмансипации и гендерной нейтральности. Рианна, Кайя Гербер, Кара Делевинь, Хейли Бибер, Леди Гага, Джиджи и Белла Хадид ясно дают понять, что пора вновь порвать с общественным представлением о совершенстве. Пришло время самовыражаться и не бояться выглядеть чересчур ярко — в конце концов, это делали до нас тысячелетиями ранее, даже под страхом смертной казни.

Vogue США, октябрь, 1994

Читайте также

Красота

Что покупать из косметики в декабре