Ароматная выставка

Сергей Борисов рассказывает о выставке ольфакторного искусства
Ароматная выставка

В нью-йоркском Музее искусств и дизайна проходит первая в своем роде выставка ольфакторного искусства «The Art of Scent 1889-2012». Куратор выставки и руководитель ольфакторного отделения музея Чендлер Берр видит свою задачу в том, чтобы мастерство парфюмеров было признано искусством, как в ХХ веке произошло в фотографией.

Двенадцать ароматов, словно дюжина художественных полотен, представлены на музейной выставке. Я не зря провожу аналогию с изобразительным искусством — сам Чендлер Берр старается помочь неискушенным посетителям, сравнивая стиль ароматов с художественными стилями. Организаторы сознательно ушли от флаконов и рекламных образов и даже от брендов (название Light Blue есть, а марка Dolce & Gabbana даже не упомянута — не это, по мнению куратора, главное).

«Обычно посетители нашего музея изучают историю современного искусства и дизайна, рассматривая наиболее знаковые работы разных направлений. Теперь они смогут узнать у нас об эстетической эволюции и креативных инновациях, проявившихся в ольфакторных работах периода, используя не зрение, а обоняние, —говорит Берр. — Мы часто ощущаем эти ароматы в жизни, но редко отдаем должное этим произведениям, и почти никто не знает их авторов. Моя цель — изменить отношение людей к парфюмерным творцам и их искусству. На выставке представлены те ароматы, которые изменили лицо парфюмерии, были поворотными пунктами в её развитии».

Двенадцать ароматов как двенадцать апостолов, послов парфюмерного искусства, несущих миру приятно пахнущую весть об эволюции ароматов. Ольфакторное искусство развивается — то отставая, то опережая другие искусства — а значит, оно живет!

Ароматная эволюция начинается с романтического аромата Jicky (Эме Герлен, 1889); продолжается модернизмом Эрнеста Бо в виде альдегидов в цветочном аромате Chanel № 5 (1921); отдельно выделена ранняя американская школа Clinique Aromatics Elixir (Bernard Chant, 1971), которая нанесла США на парфюмерную карту; сюрреализм Оливье Креспа в Angel Thierry Mugler (1992), минимализм Жака Каваллье в L’Eau d’Issey (1992) и постбрутализм Даниелы Андрие Untitled Maison Martin Margiela (2010) последних лет — классификация и выбор интересные, хотя и не бесспорные.

Так, в истории ароматов пропущены первые две декады ХХ века, забыты тридцатые, сороковые и шестидесятые. Чендлер постарался сделать выставку популярной и более знакомой для носа среднего посетителя, показать искусство в знакомых хитах вроде Drakkar Noir (Guy Laroche) или Prada Amber — умолчав о кое-каких исторических моментах. Chypre de Coty, Narcisse Noir Caron, Mitsouko Guerlain, Joy Jean Patou, Fracas Robert Piguet, Opium Yves Saint Laurent, 1000 de Jean Patou — этим легендарным ароматам не нашлось места на идущей до 3 марта выставке.

Список ароматов выставки The Art of Scent 1889-2012:

Guerlain Jicky (Романтизм);

Chanel No. 5 (Модернизм);

Givenchy L’Interdit (Абстрактный экспрессионизм);

Clinique Aromatics Elixir (Ранняя американская школа);

Drakkar Noir (Промышленное искусство);

Thierry Mugler Angel (Сюрреализм);

Issey Miyake L’Eau d’Issey (Минимализм);

Estée Lauder Pleasures (Фотореализм);

Dolce & Gabbana Light Blue (Кинетическая скульптура);

Prada Amber (Неоромантизм);

Hermès Osmanthe Yunnan (Люминизм);

Maison Martin Margiela Untitled (Постбрутализм).

Ароматная выставка
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

Смотрите также:

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.