Пятая симфония

После Москвы, Пекина и Кантона выставка Culture Chanel под номером №5 вернулась в парижский Palais du Tokyo. Сергей Борисов открыл для себя новые мифы Chanel №5 и новые связи легендарного аромата с искусством
Пятая симфония

Выставка выставляет на свет все аспекты жизни великой Мадемуазель, имевшие отношение к созданию аромата Chanel №5 — тем самым показывая составные части аромата не в химическом или парфюмерном смысле, а на поле жизни, плетя сложную сеть причин и следствий.

В прозрачных пластиковых кубах основной экспозиции находятся особые ингредиенты Chanel. Эти ингредиенты — не роза, жасмин, иланг-иланг, сандаловое дерево, цитрусы и альдегидный аккорд Chanel №5, нет… Эти ингредиенты — мужчины Габриэль, ее партнеры и любовники, ее друзья и примеры для подражания, ее современники из мира искусства: Стравинский, Пикабиа, Аполлинер, Дягилев, Пикассо, Бранкузи и многие другие, которые позже имели отношение к созданию женщины-легенды и аромата-легенды: Мэрилин Монро, Сальвадор Дали, Энди Уорхол… Мудрец способен в капле воды увидеть океаны; и куратор выставки Жан-Луи Фроман предлагает посетителю узреть в одном аромате весь мир Коко Шанель, как квинтэссенцию ее жизни.

Пятая симфония
Галерея3 Photos
Смотреть галерею

Для этого аромат разбирают на части, сначала отделяя визуальное от ароматного; затем разделяя флакон, стоппер и коробку от рекламы; затем разбивая на кусочки: линии, шрифты, знаки и начертания. Даже в тонкой черной линии на белом фоне можно видеть влияние кубистов и Мондриана, а в шрифтах — связь с дадаистами.

В рекламном фото Ричарда Аведона икона 70-х Катрин Денев для Chanel №5 показывает свой идеальный овал лица — и рядом работы Пикассо, Бранкузи, Ман Рэя и бюст неизвестного древнегреческого скульптора в подтверждение того, что идеальные пропорции красоты не зависят от мимолетных стандартов моды.

Сама цифра 5 выражена столь разными способами! Здесь и карта Таро из колоды Коко Шанель. И пятисантиметровая книга с цитатами, тисненными белыми точками по белой бумаге, изданная для выставки. И бронзовая пятерня с тонкими пальцами от Диего Джакометти. И картины авангардистов Франсиса Пикабиа и Макса Эрнста с цифрой 5. И «Пьеса для пяти пальцев», написанная Стравинским, гостившим у Шанель на вилле Бель Респиро. И работа с московской выставки Родченко «Пятью пять = 25» Любови Поповой. И понять, совпадения ли это или идея пятерки носилась в воздухе в те времена и с тех пор постоянно, решительно невозможно.

Пятая симфония
Галерея6 Photos
Смотреть галерею

Более того, по дороге на выставку я увидел на соседнем старинном доме узор, подозрительно напоминавший сдвоенное «С», логотип Chanel, — между прочим, так подписывалась и Катерина де Медичи, королева Франции, научившая французов, как сделать из парфюмерии ремесло и искусство. Что-то есть в воздухе Парижа, скорее всего.

В своей ароматной части выставка чудесна своей интерактивностью — можно попробовать основные аккорды аромата по отдельности. Для тех, кто не понял, в чем авангардность решения Эрнеста Бо — цветочный аккорд Chanel №5 можно понюхать без альдегидов и с ними, чтобы почувствовать разницу (она громадна!). Можно понюхать брусок сандалового дерева или аромат целиком. Все понятно и интересно даже для детей, для которых разработана специальная программа!

Что же касается особенных открытий, то меня больше удивила страница из каталога Chanel 1924 года. Кроме иконы Chanel №5, в ней значатся также №№2, 11, 14, 20, 21, 22, 27, а также Rose, Chypre и Ambre — оказывается, Эрнест Бо работал для Chanel очень напряженно. И факт, что долгожителями стали только №5 и №22, может объяснить теория Дарвина — на основе выставки №5 Culture Chanel.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.