Почему нам следует преодолевать гендерные барьеры в вопросах менструации

И как включить в этот диалог трансгендерное сообщество
radillustrates

В марте 2018 года Джоан Роулинг лайкнула твит, в котором трансгендерных женщин называли «мужчинами в платьях». А недавно писательницу возмутила фраза «люди, которые менструируют», о чем она 6 июня 2020 года высказалась в твиттере, обратившись к своим 14,5 миллиона подписчиков. «Люди, которые менструируют. Я уверена, что для них уже есть определение. Помогите вспомнить», — написала она и добавила несколько искаженных вариаций слова «женщины».

Twitter content

View on Twitter

Пользователи твиттера, в том числе и исполнитель главной роли в фильмах о Гарри Поттере Дэниэл Рэдклифф, тут же отреагировали на пост, обратив внимание, что не только у женщин, но и у небинарных людей и трансгендерных мужчин бывают менструации. Активисты просвещения в вопросах менструации, такие как Си (также известный как The Period Prince), уже много лет проводят кампании, посвященные инклюзивности в этом вопросе. Си — небинарный трансмужчина, отказавшийся от гормональной терапии и все еще менструирующий.

В 2017 году он поделился фотографией, где сидит на скамейке, при этом между ног у него видно кровь. Снимок сопровождал хештег #BleedingWhileTrans. По телефону Си объясняет Vogue, какую роль язык играет в дестигматизации менструации у трансгендерных и небинарных людей. «Слова, которые мы используем для описания менструации, крайне негибкие. Неправильно всю свою жизнь подстраивать под навязанные кем-то определения», — говорит он.

О границах и барьерах

Очевидно, что гендерные барьеры в отношении менструации следует ломать, но с чего начать? Си рассматривает проблему со структурной точки зрения и утверждает, что начинать нужно с образования. «Важно, чтобы люди понимали, что менструирующий человек — это необязательно женщина», — поясняет он.

«Меня никогда не радовала необходимость покупать товары в отделе женских средств личной гигиены, — добавляет Си. — Когда у меня впервые начались месячные, понял, что должен подстраиваться, играть по правилам, которые мне не подходят. Это как один дурацкий элемент пазла, который портит всю головоломку».

Instagram content

View on Instagram

Но язык — лишь один из аспектов борьбы за равенство в подобных вопросах. Есть и более приземленные проблемы, которые также требуют решения. Например люди, которые пользуются мужскими общественными уборными, но при этом менструируют, не имеют доступа к диспенсерам и урнам для утилизации средств личной гигиены. «Если я пойду в ресторан со своими друзьями-мужчинами, сам при этом выгляжу как цисмужчина, и у меня начнутся месячные, я не смогу зайти в женскую уборную, чтобы взять тампон, — говорит небинарный трансмужчина, художник и активист Кай Уэс. — Как мне поступить в такой ситуации? Придется просто развернуться и уйти». В мужских уборных часто нет закрывающихся кабинок или есть всего одна, так что не всегда можно уединиться, чтобы сменить тампон. «Однажды я долго ходил с тампоном, рискуя заполучить синдром токсического шока, — добавляет Уэс. — А от него можно умереть. Но люди не хотят об этом думать и говорить».

Способы обеспечить более безопасные и комфортные условия для менструирующих трансгендерных и небинарных людей существуют, но необходимо уделять больше внимания репрезентации. Редко на веб-сайтах или в рекламе средств для месячных показывают моделей, не являющихся цисженщинами. В марте 2018 года Кенни Итан Джонс стал первым трансмужчиной, снявшимся в рекламном видеоролике для сервиса подписки на средства для менструации Pink Parcel. В ответ на твиты Роулинг Джонс написал: «Как чернокожий трансмужчина, выступающий за гендерное равенство в вопросах менструации, я чувствую отвращение к вашей трансфобной позиции, да еще и в самый разгар движения Black Lives Matter».

Instagram content

View on Instagram

«Снимаясь в кампании Pink Parcel, я даже и не думал, что обычные люди догадываются о том, что у бинарных людей, трансмужчин и интерсексуалов бывают месячные», — говорит Джонс в беседе с Vogue. Но примеру Pink Parcel последовали и несколько других небольших компаний. Например, канадский бренд Lunapads производит «товары для всех менструирующих людей». Они регулярно показывают трансгендерных и несоответствующих какому-либо биологическому полу моделей и продают трусы-боксеры для менструаций. «Я чувствую — сейчас на нас больше обращают внимания, но этого пока недостаточно, — продолжает Джонс. — Отлично понимаю и признаю, что большинство менструирующих людей — это женщины, но исключать представителей моего сообщества тоже неверно».

Универсальный опыт

Аргументы, которые Роулинг приводит в своих комментариях, созвучны утверждениям исключающих трансгендеров групп. Она считает, что трансактивизм может пагубно сказаться на правах цисгендерных женщин. Эта позиция непонятна соучредителю благотворительной организации Bloody Good Period Габби Эдлин: «Я никогда не чувствовала себя угнетенной ни в одном из проектов, в которых со мной участвовали трансгендерные люди. Женские символы и дизайн средств для месячных никак не влияют на мою идентичность».

С ней соглашается представитель Международной ассоциации лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов (ILGA) Джулия Эрт: «Я не думаю, что женщины чего-то лишаются, наоборот, такие кампании приносят ощутимую пользу трансмужчинам, так зачем от них отказываться? Исключающие трансгендеров женские группы действительно оказывали некое сопротивление, но я не думаю, что они правда считают, что трансгендерные люди отнимают что-то у цисженщин».

Instagram content

View on Instagram

Трансгендерный ютьюбер и инфлюенсер Чарли Аллан считает, что дело не столько в упаковке гигиенических средств, сколько в нормальном отношении к самому факту покупки таких средств мужчинами, независимо от того, являются они транс- или цисгендерными. «Принято считать, что мужчины не могут покупать товары для месячных, но это нелепо, — говорит Аллан Vogue. — Цисгендерный муж или папа должны иметь возможность покупать тампоны. Речь же идет не только о трансгендерах». Он считает неверным подчеркивать, что средства для месячных покупают только трансмужчины, поскольку это заставляет трансгендерных людей чувствовать себя неловко. Наоборот, необходимо доносить до людей мысль, что все мужчины могут покупать такие товары, по какой бы то ни было причине.

Слова, которые мы используем, когда говорим о менструации, имеют большое значение, и есть несколько способов донести эту мысль до масс. Си считает, что важную роль здесь играет просвещение: «Просвещайте своих друзей, окружающих вас людей, членов семьи».

Особенно важно учитывать разнообразные сценарии в кампаниях, направленных на устранение табу в отношении менструации, и предоставление малообеспеченным людям доступа к средствам индивидуальной гигиены, поскольку месячные для одних людей — абсолютно не то же самое, что для других.

Instagram content

View on Instagram