Почему осветление кожи может быть очень опасно и как появилось движение против

Индустрия отбеливания кожи столкнулась с давно назревающим кризисом: процедура, неразрывно связанная с дискриминацией, может нанести вред здоровью и физическому, и ментальному
Отбеливание кожи что нужно знать о движении против этой процедуры
aomam.str

Отбеливание, или осветление, кожи — бьюти-практика, которая позволяет сделать тон кожи на несколько оттенков светлее за счет специальных косметических средств. Проблем, связанных с этой процедурой, множество. Во-первых, симптом «колоризма» — дискриминации, в рамках которой светлая кожа считается более статусной. В связи с этим отбеливание способствует развитию расистских взглядов. От этого особенно страдают женщины, угнетаемые сексистскими представлениями о красоте. Во-вторых, процедура укрепляет устаревшие классовые устои: исторически сложившиеся представления о том, что чем светлее кожа, тем больше власти и статуса выпадает на долю человека. В некоторых странах (например, в Индии) людям отказывают в работе и браке, обосновывая решение слишком темным цветом кожи.

Актриса англо-нигерийского происхождения Беверли Найя рассуждает на эту тему в документальном фильме Netflix Skin 2019 года. Найя рассказывает, что многие вынуждены выбелять кожу — настолько для общественного статуса женщин важно замужество. «Темнокожих женщин вынуждают думать, что, будучи не белыми, они не найдут мужа или не преуспеют в карьере, — говорит Беверли. —  В результате они отбеливают кожу, мечтая быть желанными и успешными».

Процветающая во многих уголках мира — особенно в Африке, Азии и на Карибах — индустрия отбеливания кожи оказывает влияние на общины и диаспоры Европы и Северной Америки. Несмотря на растущее движение сопротивления, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, к 2024 году обороты индустрии достигнут 31,2 миллиарда долларов.

Реклама средств для отбеливания кожи в Бангладеш

Adam Murphy / Alamy Stock Photo

В свете недавних протестов Black Lives Matter несколько брендов заявили, что собираются кардинально менять линейки своих товаров. Так, в июне Johnson & Johnson сообщили, что останавливают производство двух серий средств для отбеливания кожи, которые продавались на азиатском и средневосточном рынках. Примеру последовал гигант Unilever, владелец скандально известного бренда Fair & Lovely, популярного в Индии. Компания решила переименовать линию в Glow & Lovely, избегая слов, намекающих, что светлая кожа — это преимущество. К тренду присоединились и L’Oréal, объявив, что намерены отредактировать свою маркетинговую терминологию.

Многим, однако, эти перемены не кажутся значительными. Кавитха Эммануэль — основательница правозащитной кампании Dark Is Beautiful по борьбе с «колоризмом» — на вопрос о причинах развития индустрии отбеливания кожи отвечает метко: «Пока бренды продолжают взращивать комплексы посредством своих кампаний, индустрия продолжает расти».

Решение Unilever провести ребрендинг линии отбеливающих средств Эммануэль назвала «нецелесообразным», подчеркнув, что в корне бренда очевидно таится лицемерие: «Как именно защита прав женщин и продвижение таких предрассудков, вроде дискриминации по цвету кожи, связаны между собой?» 

Что такое «колоризм»

Считается, что тренд существовал с древних времен, однако документация появилась после XVI века. Женщины стали использовать различные средства в попытках достичь более светлого оттенка кожи, — будучи маркером высокого общественного положения, он выделял их на фоне простых тружеников. Известно, что королева Елизавета I пользовалась венецианскими свинцовыми белилами.

Мышьяковые пластины для принятия внутрь — другой осветляющий кожу продукт, популярный в Викторианскую эпоху, продавали вплоть до 1920-х. Как раз тогда же загорелая кожа вошла в моду у аристократов, стала считаться признаком достатка и статуса, а средства по высветлению кожи — прерогативой небелокожих от природы людей. 

Сегодня популярность процедур по осветлению кожи варьируется от страны к стране, но ВОЗ отмечает, что эта индустрия — одна из самых быстрорастущих в мире. Согласно отчету ООН 2011 года, 40 процентов африканок выбеливают кожу. В Нигерии этот показатель составляет целых 77 процентов, далее следуют Того (59 процентов), ЮАР (35 процентов), Сенегал (27 процентов) и Мали (25 процентов). Но самым крупным рынком остается Азиатско-Тихоокеанский регион. В 2018 году он принес индустрии 54,3 процента всей прибыли. В Индии средства для осветления кожи составляют 50 процентов всего рынка уходовой косметики, а ежегодный доход сектора оценивается в диапазоне от 450 до 535 миллионов долларов.

Реклама средств для отбеливания кожи в Таиланде 

ROMEO GACAD

Какой вред способны нанести средства для осветления кожи

Осветляющие кожу продукты серьезно угрожают здоровью за счет токсичных химических веществ, часто входящих в состав. В большинстве стран ртуть запрещено использовать в косметологии, и ВОЗ допускает ее содержание в средствах для осветления кожи в концентрации не более 1 мг/кг. Однако, несмотря на это, продукция с высоким содержанием ртути доступна для заказа через интернет и продается в специализированных магазинах, а недостаточно строгий контроль за соблюдением норм приводит к тому, что часто ртуть даже не указана в списке ингредиентов.

Последствия использования подобных средств можно перечислять бесконечно: сыпи разного рода, появление шрамов, нарушение работы почек, периферическая невропатия, тревожность, депрессия и психоз. Ртуть препятствует выработке меланина, а без естественного защитного барьера кожа более подвержена раку. Кроме того, когда этот химический элемент попадает в сточные воды и становится частью окружающей среды и пищевой цепи, это значит, что он неизбежно навредит людям в будущем. Особенно пострадают беременные женщины: ртуть провоцирует задержку нервно-психического развития будущего ребенка.

Ртуть — лишь один из токсинов, о вреде которого стоит переживать. Другие популярные ингредиенты средств по осветлению кожи: гидрохинон, кортикостероиды и глутатион. Их использование ограничено или запрещено законом во многих частях света, но в составе осветляющих средств их все равно находят. Доказано, что гидрохинон не менее вреден, чем ртуть, а стероиды способны разрушить защитный слой кожи, если их использовать слишком часто

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Можно ли поменять нарратив

Амира Адаве — активистка и исполнительный директор неправительственной организации из Миннесоты The Beautywell Project, цель которого — положить конец практикам по осветлению кожи и связанным с ними отравлением токсичными веществами. Амира считает, что знать и говорить об этой проблеме нужно всем, а государства должны защищать своих граждан. Законодательные изменения оказывают давление на бренды, и за последнее десятилетие несколько правительств начали запрещать продажу средств для осветления и строже регламентировать их состав: например, Кот-д’Ивуар в 2015-м, Гана в 2016-м и Руанда в 2019-м.

Кроме того, важно пересмотреть стандарты, транслируемые в СМИ. В 2014 году рекламу, дискриминирующую людей по цвету кожи, запретили в Индии, но предвзятое отношение к вопросу все равно сохранилось, найдя выражение в более мягких формах: например, недостатке разнообразия тонов кожи. Репрезентация крайне важна для блага новых поколений. Беверли Найя подчеркивает необходимость рассказывать детям «о красоте чернокожих с молодых лет, чтобы они выросли уверенными в себе».

Среди активистов популярны идеи о том, что изменения можно спровоцировать, если сфокусироваться на исцелении общества и устранении вреда, который нанесло годами предвзятое отношение к темному цвету кожи. Амира Адаве объясняет, что «просвещать сообщества следует прицельно и осознанно; важно рассказывать им об их истории, о влиянии, которое колонизаторы оказали на современное положение дел, и о необходимости деколонизации — процесса, который в нашей власти». Кавитха Эммануэль считает, что бренды нужно привлекать к ответственности во всем, что касается «факторов, способствующих распространению предвзятого отношения к цвету кожи», и добавляет: «Слову «красота» пора дать новое определение. Проблема кроется в самом факте того, что столько внимания уделяется внешнему виду… Красотой должны считаться врожденные ценности и достоинство человека независимо от его комплекции и цвета кожи».

Реклама средств для отбеливания кожи в Кот-д'Ивуаре

ISSOUF SANOGO