© aomam.str

Красота

Почему осветление кожи может быть очень опасно и как появилось движение против

Индустрия отбеливания кожи столкнулась с давно назревающим кризисом: процедура, неразрывно связанная с дискриминацией, может нанести вред здоровью и физическому, и ментальному

Отбеливание, или осветление, кожи — бьюти-практика, которая позволяет сделать тон кожи на несколько оттенков светлее за счет специальных косметических средств. Проблем, связанных с этой процедурой, множество. Во-первых, симптом «колоризма» — дискриминации, в рамках которой светлая кожа считается более статусной. В связи с этим отбеливание способствует развитию расистских взглядов. От этого особенно страдают женщины, угнетаемые сексистскими представлениями о красоте. Во-вторых, процедура укрепляет устаревшие классовые устои: исторически сложившиеся представления о том, что чем светлее кожа, тем больше власти и статуса выпадает на долю человека. В некоторых странах (например, в Индии) людям отказывают в работе и браке, обосновывая решение слишком темным цветом кожи.

Актриса англо-нигерийского происхождения Беверли Найя рассуждает на эту тему в документальном фильме Netflix Skin 2019 года. Найя рассказывает, что многие вынуждены выбелять кожу — настолько для общественного статуса женщин важно замужество. «Темнокожих женщин вынуждают думать, что, будучи не белыми, они не найдут мужа или не преуспеют в карьере, — говорит Беверли. —  В результате они отбеливают кожу, мечтая быть желанными и успешными».

Процветающая во многих уголках мира — особенно в Африке, Азии и на Карибах — индустрия отбеливания кожи оказывает влияние на общины и диаспоры Европы и Северной Америки. Несмотря на растущее движение сопротивления, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, к 2024 году обороты индустрии достигнут 31,2 миллиарда долларов.

Реклама средств для отбеливания кожи в Бангладеш

© Adam Murphy / Alamy Stock Photo

В свете недавних протестов Black Lives Matter несколько брендов заявили, что собираются кардинально менять линейки своих товаров. Так, в июне Johnson & Johnson сообщили, что останавливают производство двух серий средств для отбеливания кожи, которые продавались на азиатском и средневосточном рынках. Примеру последовал гигант Unilever, владелец скандально известного бренда Fair & Lovely, популярного в Индии. Компания решила переименовать линию в Glow & Lovely, избегая слов, намекающих, что светлая кожа — это преимущество. К тренду присоединились и L’Oréal, объявив, что намерены отредактировать свою маркетинговую терминологию.

Многим, однако, эти перемены не кажутся значительными. Кавитха Эммануэль — основательница правозащитной кампании Dark Is Beautiful по борьбе с «колоризмом» — на вопрос о причинах развития индустрии отбеливания кожи отвечает метко: «Пока бренды продолжают взращивать комплексы посредством своих кампаний, индустрия продолжает расти».

Решение Unilever провести ребрендинг линии отбеливающих средств Эммануэль назвала «нецелесообразным», подчеркнув, что в корне бренда очевидно таится лицемерие: «Как именно защита прав женщин и продвижение таких предрассудков, вроде дискриминации по цвету кожи, связаны между собой?» 

Что такое «колоризм»

Считается, что тренд существовал с древних времен, однако документация появилась после XVI века. Женщины стали использовать различные средства в попытках достичь более светлого оттенка кожи, — будучи маркером высокого общественного положения, он выделял их на фоне простых тружеников. Известно, что королева Елизавета I пользовалась венецианскими свинцовыми белилами.

Мышьяковые пластины для принятия внутрь — другой осветляющий кожу продукт, популярный в Викторианскую эпоху, продавали вплоть до 1920-х. Как раз тогда же загорелая кожа вошла в моду у аристократов, стала считаться признаком достатка и статуса, а средства по высветлению кожи — прерогативой небелокожих от природы людей. 

Сегодня популярность процедур по осветлению кожи варьируется от страны к стране, но ВОЗ отмечает, что эта индустрия — одна из самых быстрорастущих в мире. Согласно отчету ООН 2011 года, 40 процентов африканок выбеливают кожу. В Нигерии этот показатель составляет целых 77 процентов, далее следуют Того (59 процентов), ЮАР (35 процентов), Сенегал (27 процентов) и Мали (25 процентов). Но самым крупным рынком остается Азиатско-Тихоокеанский регион. В 2018 году он принес индустрии 54,3 процента всей прибыли. В Индии средства для осветления кожи составляют 50 процентов всего рынка уходовой косметики, а ежегодный доход сектора оценивается в диапазоне от 450 до 535 миллионов долларов.

Реклама средств для отбеливания кожи в Таиланде 

© ROMEO GACAD

Какой вред способны нанести средства для осветления кожи

Осветляющие кожу продукты серьезно угрожают здоровью за счет токсичных химических веществ, часто входящих в состав. В большинстве стран ртуть запрещено использовать в косметологии, и ВОЗ допускает ее содержание в средствах для осветления кожи в концентрации не более 1 мг/кг. Однако, несмотря на это, продукция с высоким содержанием ртути доступна для заказа через интернет и продается в специализированных магазинах, а недостаточно строгий контроль за соблюдением норм приводит к тому, что часто ртуть даже не указана в списке ингредиентов.

Последствия использования подобных средств можно перечислять бесконечно: сыпи разного рода, появление шрамов, нарушение работы почек, периферическая невропатия, тревожность, депрессия и психоз. Ртуть препятствует выработке меланина, а без естественного защитного барьера кожа более подвержена раку. Кроме того, когда этот химический элемент попадает в сточные воды и становится частью окружающей среды и пищевой цепи, это значит, что он неизбежно навредит людям в будущем. Особенно пострадают беременные женщины: ртуть провоцирует задержку нервно-психического развития будущего ребенка.

Ртуть — лишь один из токсинов, о вреде которого стоит переживать. Другие популярные ингредиенты средств по осветлению кожи: гидрохинон, кортикостероиды и глутатион. Их использование ограничено или запрещено законом во многих частях света, но в составе осветляющих средств их все равно находят. Доказано, что гидрохинон не менее вреден, чем ртуть, а стероиды способны разрушить защитный слой кожи, если их использовать слишком часто

Можно ли поменять нарратив

Амира Адаве — активистка и исполнительный директор неправительственной организации из Миннесоты The Beautywell Project, цель которого — положить конец практикам по осветлению кожи и связанным с ними отравлением токсичными веществами. Амира считает, что знать и говорить об этой проблеме нужно всем, а государства должны защищать своих граждан. Законодательные изменения оказывают давление на бренды, и за последнее десятилетие несколько правительств начали запрещать продажу средств для осветления и строже регламентировать их состав: например, Кот-д’Ивуар в 2015-м, Гана в 2016-м и Руанда в 2019-м.

Кроме того, важно пересмотреть стандарты, транслируемые в СМИ. В 2014 году рекламу, дискриминирующую людей по цвету кожи, запретили в Индии, но предвзятое отношение к вопросу все равно сохранилось, найдя выражение в более мягких формах: например, недостатке разнообразия тонов кожи. Репрезентация крайне важна для блага новых поколений. Беверли Найя подчеркивает необходимость рассказывать детям «о красоте чернокожих с молодых лет, чтобы они выросли уверенными в себе».

Среди активистов популярны идеи о том, что изменения можно спровоцировать, если сфокусироваться на исцелении общества и устранении вреда, который нанесло годами предвзятое отношение к темному цвету кожи. Амира Адаве объясняет, что «просвещать сообщества следует прицельно и осознанно; важно рассказывать им об их истории, о влиянии, которое колонизаторы оказали на современное положение дел, и о необходимости деколонизации — процесса, который в нашей власти». Кавитха Эммануэль считает, что бренды нужно привлекать к ответственности во всем, что касается «факторов, способствующих распространению предвзятого отношения к цвету кожи», и добавляет: «Слову «красота» пора дать новое определение. Проблема кроется в самом факте того, что столько внимания уделяется внешнему виду… Красотой должны считаться врожденные ценности и достоинство человека независимо от его комплекции и цвета кожи».

Реклама средств для отбеливания кожи в Кот-д'Ивуаре

© ISSOUF SANOGO