© Courtesy Tomikono

Красота

«Кем вы хотите быть сегодня? Выберите парик, и добро пожаловать в новую жизнь», — Томихиро Коно о преобразующей силе прически

Vogue встретился с нью-йоркским парикмахером по случаю выхода его новой книги Personas 111

«Мои парики — это артефакты, настоящие произведения искусства, которые вдохновляют и подталкивают к преображениям, — говорит парикмахер и прославленный вигмейкер из Нью-Йорка Томихиро Коно. — Просто спросите себя, кем вы хотите быть сегодня, выберите подходящий парик, и добро пожаловать в новую жизнь».

Лиловые «шегги» и кобальтовые «маллеты», грандиозные «буффанты» а-ля рококо и залаченные голливудские волны будто из немого кино. Творения Коно — это всегда буйство цвета и текстур. В числе его поклонников числятся Исамайя Френч и японская актриса Тэцуко Куроянаги, но парики мастера стали культовыми в первую очередь благодаря его чудно́му инстаграму. Томихиро показывает подписчикам, что его вдохновляет, и публикует фото своих затейливых и доступных по цене накладок для волос: тут и прелестные мини-парики на стрижку под ноль, цветные ирокезы и навеянные полотнами Ротко тоненькие косички.

Коно проработал мастером по волосам 20 лет, свою карьеру он начал в Токио, где вместе с настоящим японским мастером изучал древнее парикмахерское искусство гейш. В 2013 году он перебрался в Нью-Йорк, там и началось его долгоиграющее сотрудничество с Джуньей Ватанабе, растянувшееся на девять подиумных коллекций, они выходили с 2014 по 2016 год. Кстати, вдохновленные сумо прически на показе Comme des Garçons весна-лето 2015 — тоже работа Томихиро.

В 2017 году Коно снова переехал, на этот раз в Лондон. Там снискал признание как стилист-фрилансер, работающий для Dazed и i-D. Он занялся штучным изготовлением головных уборов из подручных материалов: например, из металла и перьев. На парики он переключился, когда в моду вошли минималистичные прически — этот тренд душил его как художника. Через парики Томихиро транслирует свои самые дерзкие идеи. То, что начиналось как выражение индивидуальности через стрижку и укладку, довольно быстро переросло в нечто совершенно экспериментальное.

Творения Коно не привязаны к какой-то конкретной культуре или определенному отрезку истории. Возможно, в этом и кроется причина их актуальности — рассматривать парики Томихиро интересно в контексте париков в целом. За последние несколько лет этот предмет из театрального реквизита и средства для маскировки проблем со здоровьем превратился в полноценную художественную практику. Распространение дрэг-культуры и популяризация париков стараниями знаменитостей вроде Карди Би и Кайли Дженнер — все это породило прорву инстаграм-аккаунтов на заданную тему. Взять хотя бы Wig Chapel и Parizhair

Книга Personas 111: The Art of Wig Making 2017 to 2020 — результат трех лет кропотливой работы: накрутки, окрашивания, шитья, создания прядей и прочих манипуляций, связанных с изготовлением париков. 

Книга Personas 111

Чем вы занимались на карантине?

Делал инстафильтры с моими париками, чтобы народ мог их примерять и наслаждаться преображением, не выходя из дома. Еще мастерил модные парики для одного винтажного магазина в Токио, называется Otoe, и делился всякими вдохновляющими картинками у себя в инстаграме.

Режим самоизоляции как-то повлиял на ваше творчество?

У меня было достаточно времени, чтобы обдумать планы на будущее, правда, не могу вам их пока озвучить.

Ваши парики работают и как самостоятельные арт-объекты, особенно когда вы их снимаете для инстаграма. О чем думаете, создавая их?

В первую очередь о том, что за персонаж носит такую прическу. Я могу играть со стрижкой, с формой, с цветом, со стайлингом: сделать что-то будничное или, наоборот, хватить через край и сотворить экстремальное.

Ваши работы такие разные. Что вас вдохновляет?

В начале 2000-х я работал парикмахером в Харадзюку (район в Токио. — Прим. Vogue), думаю, отсылки к токийской уличной культуре взялись оттуда. У молодежи вечно такой своеобразный стиль, мне это очень нравится. Еще на меня сильно повлияли британские и американские музыканты и рок-звезды. Но мой самый любимый источник вдохновения — это, пожалуй, эпоха рококо — невероятное время в истории причесок. Мастера творили такие экстравагантные штуки, вспомните все эти громадные корабли на головах.

Книга Personas 111

Как парик может преобразить личность?

Прическа очень тесно связана с нашей индивидуальностью. Она формирует и внешнее я, и внутреннее. Она может отражать личность человека или, наоборот, прятать его истинное «лицо». Мои парики позволяют преобразиться моментально, мне нравится этот процесс воплощения фантазии в реальность.

В марте вышла ваша третья книга — Personas 111. Расскажите о ней.

Ее идея довольно незамысловата — я хотел продемонстрировать свою коллекцию рукодельных париков, над которой трудился целых три года. Еще тут есть попытка показать, как быстро и легко человек может преображаться, просто меняя парики. Для наглядности мы снимали все на одной модели и с одним фотографом. Думаю, читателям удастся разглядеть и прочувствовать трансформацию.

Почему вы решили запечатлеть это именно в книге?

Издательство Konomad — это креативная платформа, которую я создал вместе с моей партнершей Саякой Маруямой. Книга, как медиум для выражения, фиксации и распространения идей, по душе нам обоим. Именно этот формат позволяет сохранить элемент чистого творчества.

Книга Personas 111

Вы упомянули инстафильтры. А как еще парики могут породниться с технологиями?

Идея фильтров пришла мне в голову именно во время карантина. Все так долго сидят по домам, нужно было придумать что-то веселое, чем можно поделиться с народом.

Вообще роботы в скором времени могут начать носить парики. Ведь все роботы, как я полагаю, выглядят одинаково? Думаю, немного модной индивидуальности им не помешает. Так окружающие смогут их различать и запоминать. Это как когда люди наряжают своих питомцев. Робот с очевидной идентичностью вызывает куда больше эмпатии.

Как считаете, в ближайшем будущем парики станут таким же привычным делом, как макияж и модная одежда?

Изначально парики использовались в основном по каким-то медицинским причинам и для театральных представлений. В повседневной жизни они, как правило, считались чем-то избыточным — ведь у нас и свои волосы есть. Люди из индустрии моды иногда носят парики, но получается очень нарочито, такой парик-парик, хотя, конечно, зависит от качества изделия. Раньше я рекомендовал надевать парик, как шляпу, — непринужденно, чтобы из-под него выглядывала ваша собственная прическа. Проблема в том, что хорошие парики в большинстве случаев очень дорого стоят — мои тоже совсем не дешевые, цены на изготовленные по индивидуальному заказу начинаются от трех тысяч долларов.

Вот почему я начал делать накладные аксессуары для волос, ценовая планка тут куда ниже. Эти штуки не прячут всю прическу целиком, но позволяют ее как-то украсить. Думаю, за такими небольшими декоративными элементами — будущее моды.