© На Романе Уварове: комбинезон Romauvarovdesign; ботинки Dr. Martens. На ­моделях: платье с пуговицами из монет; жакет, юбка, платье, сумка, все Romauvarovdesign; сапоги F_WD. Фото: Виталий Мельников. Стиль: Ольга Дунина. Vogue Россия, май 2020

Мода

8 дизайнеров из России, которые создают одежду с ответственностью перед планетой

Эти российские марки в производстве используют технологичные ткани из цветов и рыболовных сетей и пуговицы из орехов и старинных ложек

Когда готовился майский номер, коронавирус и карантин — главные слова этой весны — казались чем-то далеким. Когда журнал вышел в продажу, они были уже нашей реальностью. И не только нашей — общей, затронувшей всех и каждого. В том числе и героиню этого номера Вику Газинскую, которая готовится к запуску новой марки — VIKA 2.0. Ее премьера состоялась как раз на страницах Vogue, но с момента нашей встречи с дизайнером многое изменилось.

VIKA 2.0

Вика Газинская — пионер ответственной моды в России. О важности осознанного подхода она говорила задолго до того, как эта тема стала мейнстримом. Например, сегодня дизайнеры один за другим отказываются от натурального меха; Вика же не использовала его никогда. «Я не работаю с кожей и мехом, это исключительно мое личное убеждение. Для меня это так же естественно, как чистить зубы, как для кого-то — пить кофе, — пожимает она плечами. — Через свои работы, инстаграм я проецирую свое внутреннее состояние вовне. Я не призываю никого бороться за экологичность, обливать краской кого-то. Мне не нравится слово «борьба», в этих вечных «против» один только негатив».

На Вике: рубашка из тенсела с модалом с пуговицами из переработанной конопли и брюки из тенсела VIKA 2.0

Вместо «борьбы» Вика предлагает каждому подумать, что лично он может сделать, чтобы жить этичней. Задуматься, нужна ли еще одна юбка или пара обуви. Отказаться от пластиковой упаковки. Выбирать правильные материалы, когда это возможно. Потому что одним махом перейти на «зеленые» рельсы не выйдет — это длительный процесс. «Полностью экологичных альтернатив натуральной коже, например, нет, — рассказывает Газинская. — Есть, скажем, компания, которая делает кожзам из яблок и ананасов. Но их в составе 50 процентов. Остальные 50 — те же нефтеотходы. Пока это работает только так. Все как в истории со стаканом, который наполовину пуст или наполовину полон: зависит от того, кто на него смотрит. Ведь такой кожзам уже в два раза экологичнее прежних».

«Где есть человек, всегда будет и вред для природы. Вспомните фильм «Угра: территория любви». Там люди живут экологично — спят в юртах, плетут ковры. Мы так жить не сможем. Но можем вред минимизировать»

Сейчас Вика запускает новую марку, полностью посвященную этичной моде — VIKA 2.0, как перезагрузка матрицы. Первый дроп должен был выйти в начале лета на MatchesFashion — с фокусом на платьях в узнаваемом стиле Vika Gazinskaya. Теперь запуск переносится на осень — а фокус смещается на вещи из денима и экокожи. Платья, снятые для майского номера, и другие солнечно-летние вещи в первый дроп уже не войдут, но в продаже появятся — к следующей весне. Все остальное — без изменений: VIKA 2.0 так же ориентируются на комфортную одежду, которая не стесняет в движениях и вполне доступна по цене. К каждой вещи будет прилагаться паспорт, который подробно расскажет, из чего точно она сделана. А на сайте марки можно будет прочесть еще более подробную информацию: что делается или может быть сделано, чтобы максимально соответствовать понятию sustainable.

«У нас, — увлеченно делится дизайнер, — и пуговицы, и молнии, и вся фурнитура — «правильные». Есть, например, пуговицы и пряжки из кокосового ореха, пуговицы из косточек других видов ореха, а есть интересные экземпляры, частично состоящие из рисовой шелухи, мочевины и переработанных отходов. Молнии — из переработанного пластика и хлопка. Некоторые «шелковые» платья с цветочными принтами на самом деле тоже из пластика. Это красивые, комфортные в носке вещи; но да, в прошлом это использованные бутылки, мусор из океана. Того, что ткань просто экологична, мало. Важно внешнее, осязаемое качество и, конечно же, дизайн. Недавно все обсуждали статью про искусственную кожу из кактуса. А я держала ее в руках, трогала, и она некрасивая, жесткая — не модная! Лично я использовать такую не стану. И из десятка тканей из переработанных бутылок выберу две-три лучшие, которые струятся, выглядят красиво, как настоящий люксовый продукт. Для VIKA 2.0 мы выбрали небюджетную, но на сегодняшний день лучшую по sustainable-характеристикам кожу: пластичная, легкая, выглядит дорого. Пустим ее на моднейшие платья-рубашки, юбки, кюлоты!»

На моделях: платья из тенсела со льном VIKA 2.0

1000Morceaux

Магазины формата «1000 ­мелочей» есть в каждом городе. В их честь назвал свою марку 1000Morceaux Никита Дедель — хотя его сдержанные и парадные вещи меньше всего ассоциируются с лавками товаров первой необходимости. Никита задумал бренд еще пять лет назад, когда учился шить по урокам с YouTube. А первую коллекцию представил в прошлом ­го­ду — на площадке поддержки молодых художников «СТАРТ». Можно ли считать Никиту в первую очередь художником, а не дизайнером, а его марку — скорее арт-проектом? «Я хочу, чтобы вещи 1000Morceaux носили и воспринимали именно как одежду. Но методы модной индустрии нахожу неэтичными. Не вижу смысла им следовать». ­Поэтому Никита использует винтажные ткани, дает новую жизнь старым вещам: «Я охочусь за тканями с историей все время, что не шью в студии. Ищу антикварные лавки, скупаю семейные архивы, друзья дарят мне старинные ткани или одежду». Эта любовь передалась ему по наследству: в детстве дизайнера, когда они с семьей жили в Канаде, его мама искала в антик­варных лавках старинный текстиль и шила из него одежду. Немудрено, что именно маме Дедель и посвятил марку.

Осознанный подход в вопросах моды, считает Никита, — выбор личный. Вещь должна отзываться в сердце, должна стать частью истории своего владельца, а потом и продолжить ее, доставшись детям. Звучит красиво, выглядит — тоже.

На моделях (слева направо): футболка, пояс, юбка; футболка-корсет, юбка, все 100Morceaux. На Никите: лонгслив, брюки, кепка, все собственность героя

Frencia

Обычно на Бали сбегают от забот и тягостных раздумий, но у Ольги Колковой, основательницы Frencia, вышло наоборот. Именно там, гуляя по пляжу меж гор мусора, она задумалась, как люди влияют на мир. И начала изучать вопрос. «Я поняла, что поли­эстер — тот же пластик. Одежда, которую мы производим, разлагается, как и пластиковые бутылки, сотни лет, — вспоминает она. — И решила, что иметь отношение к классической моде больше не хочу».

Началось все с купальников: на Бали много производств, специализирующихся на них. А вот ткани пришлось поискать. В итоге Ольга остановилась на экониле — волокне из рыболовных сетей. Эти сети, которые называют «приз­раками», составляют почти половину объема всего океанического мусора; в них путаются морские животные — и выбраться из ловушки уже не могут. На итальянской фабрике, с которой работает Frencia, эконил смешивают с эластаном, делая материал не только экологичным, но и технологичным. В купальники «встроена» защита SPF 50 и антибактериальная пропитка, они не теряют форму и отстирываются даже от масла. Позже к купальникам добавилась спортивная форма. Для ее создания используется другой материал — из пластиковых бутылок. Его фишка — хорошая компрессия, благодаря которой мышцы после тренировок восстанавливаются быстрей.

На Ольге и модели: купальники из регенерированного нейлона Frencia; джинсы Agolde

Rewearit

Вытертая кожа с цветным подтоном, костюм с контрастными швами, в жизни выглядящий так, словно нарисован карандашом на шероховатой бумаге, — показ Велины Сукиасян на Mercedes-Benz Fashion Week Russia точно не был похож ни на одно из соседних шоу. Коллекция с символичным названием New Life родилась из коллаборации со Svalka — российским проектом, который спасает людей от ненужных вещей. Его команда связалась с Велиной, предложив ей переосмыслить одежду из их подборки. И эта идея перерождения так понравилась девушке, что она решила создать собственный бренд, построенный на апсайклинге. Так что именную марку поставила на паузу и вместо нее запустила проект Rewearit. «Для меня мода, — говорит Велина, — скорее искусство, чем просто одежда. Не хочу делать коллекции, каждый сезон повторяющие друг друга. Хочу оставаться первооткрывателем». Одежду, которая будет использоваться в создании ее коллекций, Велина выбирает тщательно. Важно не только качество: вещь должна быть актуальной и в наших реалиях, не выглядеть призраком из прошлого. Некоторые из найденных предметов Велина не меняет вовсе — для них на сайте Rewearit есть отдельный раздел.

На Велине: пиджак Rewearit; брюки, обувь, украшения, все собственность героини. На моделях: жакеты, ­рубашки, брюки, все Rewearit; сандалии Birkenstock 

Dog._Rose

«Платья Франкенштейна» — подиумный хит нескольких последних сезонов. В этом же жанре работает и российская Dog._Rose. Только в центре внимания здесь не столько платья, сколько джемперы и рубашки — и самые причудливые их сочетания. Розовое худи расширяется до бесконечности благодаря вставкам из клетчатых сорочек, у простой рубахи появляется нежный рукав из шелка — будто так и должно быть.

Основатели марки Лиза Мельникова и Богдан Высоцкий познакомились на вечеринке, сдружились, вместе сняли квартиру, а идея бренда родилась по чистой случайности. «На пол упали два свитера, и они красиво сочетались по цветам. Вот мы и решили сшить их вместе. Получившийся свитер купили через минуту после того, как мы сделали пост», — вспоминает Лиза. Вещи, которые превратятся в фирменные коллажные джемперы, Лиза и Богдан ищут в секонд-хендах Москвы и Петербурга — говорят, у них свои секретные места. Можно прийти к Dog._Rose и с собственной вещью, попросив ее переделать. При этом никаких эскизов вам не покажут. «У нас такое правило, — объясняет Лиза. — Клиент не знает, что получится, доверяет нашему вкусу. Пока недовольных результатом не было».

На Богдане: рубашка Dog._rose; футболка, джинсы, все собственность героя. На модели: платье и кардиган Dog._rose. На Лизе: платье-рубашка Dog._rose; комбинезон, футболка, все собственность героини

Petrichor

Романтичное название (петрикор — это запах земли после дождя) молодой марке подходит идеально. Все материалы в коллекциях — натуральные, все краски — природные, в диапазоне от землистых до небесных оттенков, все силуэты — минималистичные. Собственный проект основательница Petrichor Анна Погодина запустила всего полгода назад, а до этого работала в компаниях сегмента fast fashion. И именно там поняла, что делать просто одежду — недостаточно.

В основу весенней коллекции легла сказка Андерсена «Дикие лебеди», где главная героиня должна собственными руками сплести одиннадцать рубашек из кусачей крапивы — только тогда ее братья, превращенные в лебедей, снова станут людьми. У Petrichor из крапивы получились не только рубашки, но и платья с юбками. На вид такую ткань не отличить от обычной. На ощупь — тоже. «Чтобы стать людьми, — говорит Анна, — необязательно носить рубашки из крапивы. Важно проявлять человечность, беречь природу». Необычных материалов в коллекциях много. Наряду с привычными шерстью, льном или органическим хлопком появляются бамбук и конопля. А отделка производится из дерева — например, пряжки из яблони едут к Анне из небольшой татарстанской деревни. Так марка поддерживает частные маленькие производства.

На модели: свитер из шерсти с коноплей, футболка из органического хлопка, окрашенная кокосом и стробилянтом, юбка из крапивы рами с хлопком, все Petrichor. На Анне: костюм из крапивы с хлопком, футболка из бамбука с лайкрой Petrichor.

Pijmak

Марку Pijmak придумали две девушки, Ксения Ярема и Ольга Немушкова. А вот главная вещь в ассортименте одна — пиджак. Он же «спинжак», «пижмак», «пиджмак». «Когда до русской глубинки доходили незнакомые слова, люди произносили их на свой лад, — улыбаются основательницы. — Это отсылка к прошлому. Нас обеих растили и воспитывали бабушки. И мы обожаем истории про них». При этом сами жакеты Pijmak максимально далеки от ассоциаций с бабушкиным сундуком — напротив, выглядят лихо и современно. Основы для экспериментов девушки ищут в винтажных лавках во время путешествий. С одной такой находки все и началось. «Это был винтажный пиджак Harris Tweed из шикарной шотландской шерсти, — вспоминает Ксения. — Он был сшит без единой современной проклейки. И меня осенило: винтажные пиджаки — это же доступ к технологии bespoke, которая сейчас редкость».

Каждый пиджак проходит через руки Ксении. Она решает, какие перемены его ждут: один превратится во фрак с отстегивающимися фалдами, другой станет короче, третий сменит рукава. Иногда в ассортименте появляются другие вещи — костюмы, брюки и даже джинсы, — но они остаются только дополнениями к жакетам. Кстати, параллельно Ксения занимается проектом Kyle’k. Это тоже монобренд — экологичных шоперов из перерабатываемого полимера.

На Ольге: жакет, брюки, все Pijmak. На Ксении: жакет, брюки, все Pijmak; сумка из переработанного полимера Kyle’k. Футболки, украшения, кроссовки, все собственность героинь

RomaUvarovDesign

Розы из стразов, пальто из ковров, запечатанные в пластик, коллекции, посвященные цыганским свадьбам... На фоне большинства экомарок RomaUvarovDesign стоит особняком: его красочный стиль едва ли соответствует представлениям о том, как должна выглядеть ответственная мода. Но внешность обманчива. Те самые пальто с пластиковым покрытием, например, сделаны из переработанного пластика от тентов для грузовиков. А главный прием Уварова — апсайклинг: он дает новую жизнь старым вещам. Из искусственных цветов собирает клатчи, из старинных ложек делает пуговицы, из архивных фотографий в рамках — серьги. В осенне-зимней коллекции и вовсе будет линия украшений из фарфоровых гжельских собачек. Дизайнеру удалось отыскать сразу 400 таких игрушек.

«Главное, — рассказывает Уваров, — видеть прекрасное во всем. Бывает, какой-то предмет неожиданно цепляет, и я понимаю, что эта эмоция очень важна в коллекции. А бывает, наоборот, ищем предметы специально под концепт сезона: изучаем барахолки, онлайн-магазины, подключаем всех знакомых — начинается настоящий поисковый рейд».

На Романе: костюм Romauvarovdesign; ботинки Dr. Martens. На моделях: платья Romauvarovdesign; обувь из переработанного ­океанического мусора и биоразлагаемого пластика F_WD.

Прическа: Константин Кочегов. Макияж: Ника Кисляк/Vera. Модели: София Плетнева/Grace Models; Елена Коротич/Andy Fiord. Сет-дизайнер: Анастасия Харламова. Ассистент фотографа: Дмитрий Константинов/Bold, Андрей Харыбин/Bold. Ассистенты стилиста: Даша Баскова; Любовь Ершова; Мария Охлопкова. Продюсер: Магда Купреишвили. Ассистенты продюсера: Дарья Соколова; Данил Белобрага. 

Редакция выражает благодарность Cosmorelax, Postelbutik, Mobimeb, Peppi Pillow, Right Guys за помощь в проведении съемки. 

Читайте также

Мода

Новая марка: HVISK

Мода

Новая марка: ST by Sonya Tikhonova