Boy in Vogue: Александр Алябьев

Специально для Vogue актер и режиссер рассказал о любимых ботинках для чечетки, выдающихся режиссерах, Дэвиде Боуи и собственном спектакле «Созвездия»
Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон

Наталия Туровникова продолжает открывать для читателей Vogue интересных молодых людей, которые имеют свое мнение о красоте, искусстве и, конечно, моде. Сегодня «объектом исследования» оказался молодой актер и режиссер Александр Алябьев. Совсем скоро, 21 марта, в театре «Практика» состоится премьера дебютного спектакля Алябьева «Созвездия», который расскажет историю любви двух молодых людей — их сыграли Елизавета Янковская и Александр Горчилин. В преддверии важного события мы выловили Александра Алябьева из суеты дней и попросили рассказать обо всем.

Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон
Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон

Твое первое ощущение красоты? Свет, звук, мама?

Восприятие красоты меняется с возрастом. Если постараться определить объективно это самое первое ощущение красоты сейчас, возможно, я скажу, что ощутил что-то настоящее только недавно. Это не имеет особого смысла, но попробую подобрать слова. Бывает красота такого эмпирического толка. То есть ты смотришь на какую-нибудь Пьету Микеланджело и понимаешь — да, это эталон красоты. Мне тоже это все нравится, и, в общем, уходишь из музея с этим пониманием, довольный собой. Но бывает иначе: ты вдруг окончательно и бесповоротно осознаешь свою некомпетентность в понимании такой вещи, как Пьета, и плачешь от красоты этого момента. Потому что понял, грубо говоря, что ты дурак и вообще далек от понимания красоты. Это красивое чувство, как мне кажется. Красивое чувство собственной некомпетентности, если вы понимаете, о чем я. А если без философии, то, наверное, это туфли для чечетки моего учителя. Они были очень старые и в единственном экземпляре, созданные для него и не похожие ни на какие другие ботинки. До сих пор их вспоминаю и подумываю сшить где-нибудь такие же, как были у учителя. Идеальной формы, из белой такой потертой тряпки, а не из кожи, очень старые, много чего видавшие и с неправильным для этого танца маленьким каблуком, не увеличенным, как сейчас шьют для танцовщиков чечетки. Он в них танцевал перед королевой в Лондоне. Как он говорил, ботинок улетел в зал и заканчивал танец он в носке. Не знаю, правда ли это, но я всегда представлял этот белый ботинок с набойкой, красиво летящий в голову королевы Елизаветы. 

Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон
Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон

Кто твои герои сегодня? Кто тебя вдохновляет? Кто эти люди, с кем классно быть в одном пространстве?

Раньше были времена героев. Среди моих личных — Леонид Быков, Вячеслав Тихонов, Владимир Высоцкий, Сергей Бодров-младший. На нем, кажется, эти времена и закончились. Сейчас несколько другое время. Я постоянно открываю героев своего времени. Это люди, которые делают. Не болтают, а делают, таких много среди моих друзей, и я этим очень горжусь. Есть герои, которых уже нет, но они по-прежнему занимают важное место в моей жизни. Ник Дрейк, к примеру, который при жизни не был никому нужен и получил признание только после своей смерти, когда в 1990-х его песню вставили в рекламу Volkswagen. У меня много таких героев, уже даже, наверное, на книгу наберется. А Дэвид Боуи не герой нашего времени? Наверное, все-таки герой. Сегодня герои — это люди, которые не бросают слова на ветер. Илон Маск объективно герой нашего времени.

Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон
Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон

Существует ли для тебя мода? Что это?

Конечно же, существует. В этой индустрии тоже есть люди очень талантливые, которые посвящают всю свою жизнь тому, чтобы превратить одежду в искусство. Они трудятся с утра до ночи. Раньше я фанател от определенных брендов и дизайнеров. Сейчас есть просто постоянные для меня вещи, которые не меняются из года в год. Если опять проще говорить, то самые удобные кроссовки для меня — adidas. Они и удобные и, как мне кажется, красивые. Я говорю про Originals. А так я редко покупаю себе одежду. У нас в компании, среди моих друзей, есть что-то вроде обмена вещами. Я не люблю новые вещи — люблю старье всякое. Вот купил себе старый велосипед Brompton на Avito, и он меня невероятно радует. По мне, это «модный велик навсегда». Как-то раз я для себя понял, что, наверное, мода и стиль — это разные вещи. В моде я мало понимаю, она все-таки меняется постоянно. У меня элементарно нет времени за всем следить, лучше посмотрю на Наталию Туровникову. Она вот так одета — значит, это модно. При этом мне кажется, что я понимаю что-то про стиль. И это из области постоянного уже — после тридцати тянет к постоянству.

Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон
Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон

Театр или кино?

Я выбираю и то и другое. Но в театре мне стало трудно играть, поэтому я «перетек» в режиссуру, а в кино сейчас по кайфу будучи актером что-то открывать. Надо понимать, что это очень разные области искусства, действующие по совершенно разным законам. Как зритель, я сейчас люблю и то и другое, но был период в моей жизни, когда я не переваривал театр и кино ни снаружи, ни изнутри. Как-то нужно было проводить свободное время, тогда ходил в консерваторию и слушал студентов совершенно бесплатно почти каждый день. Так я спас свою любовь к искусству и много чему научился.

Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон
Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон

Что посмотреть человеку, который не любит театр, чтобы понять его?

Нужно просто начать ходить в театр. Наверное, театр «Практика» лучше всего подходит как стартовая площадка. Я очень люблю театр, но идеального для меня сейчас нет. Поэтому решил податься в режиссеры, чтобы приходить и смотреть свой спектакль, как бы это странно ни звучало. Есть спектакли Эймунтаса Някрошюса, когда-то они произвели на меня очень сильное впечатление, но театр по-настоящему я полюбил благодаря спектаклям Ивана Вырыпаева в «Практике».

Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон
Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон

Расскажешь про свой спектакль?

Это простая и в то же время сложная история взаимоотношений одной пары. Она очень узнаваемая, без политики и лишних разговоров. Просто два человека стремятся друг к другу, вот, в общем-то, и все. Мешает им только одно — они сами. Мне это нравится. Я хотел создать доступный театр с ясной, понятной историей. Не путать зрителя своей режиссурой и не создавать преград для контакта автора и зрителя, пришедшего на пьесу, которую он не читал. Так было в свое время и с Антоном Чеховым, которого ставили в МХТ им. А. П. Чехова. Мне повезло работать с прекрасным драматургом Иваном Вырыпаевым. Пожалуй, самым интересным драматургом современности. В нашей работе было важно передать пьесу без искажений. Это и есть основная задача режиссера — «вскрыть» произведение. Поставить пьесу, а не себя показать со своим сложным внутренним миром. Все, что хотел сказать о спектакле, я сказал самим этим спектаклем.

Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон
Boy in Vogue Александр Алябьев
Ольга Изаксон