Актриса и художник по костюмам новой картины Пабло Ларраина рассказали Vogue о том, как создавался экранный образ принцессы Уэльской
Все мы знаем принцессу Диану. Или так нам только кажется? Монаршая особа, которой в этом году могло бы исполниться 60 лет, по сей день остается объектом восхищения как рядовой публики, так и творческих людей. Режиссер Пабло Ларраин, в 2016 году экранизировавший страдания Жаклин Кеннеди-Онассис по убитому мужу (речь о фильме «Джеки»), теперь взялся за историю леди Ди. Его новое творение «Спенсер» — киноизображение принцессы (роль исполнила Кристен Стюарт) в переломный момент ее биографии, основанное на реальных событиях, но с элементами вымысла. Действие разворачивается во время ежегодного рождественского выезда королевской семьи в Сандрингемский дворец в Норфолке. Те решающие три дня — с Сочельника и до 26 декабря— приумножили и без того многочисленные личные проблемы Дианы. Под постоянным наблюдением виндзорских придворных, в ловушке неудачного брака, вынужденная делать вид, что все в порядке, когда на деле ее терзает расстройство пищевого поведения — жизнь принцессы тогда была далека от сказки.
Ларраин снял художественную картину и раскрыл в ней темную сторону монархии, отбросив все красивые иллюзии, которые держат эту систему на плаву. Жизнь Дианы рушится, но этого никто не замечает. Со стороны она все та же принцесса, окруженная роскошью. Именно благодаря этому контрасту фильм вышел столь мощным. Экранную принцессу нужно было грамотно одеть, и без взаимопонимания художницы по костюмам Жаклин Дюрран и Стюарт ничего бы не вышло. К счастью, на помощь пришел и модный гигант — Дом Chanel. «От начала и до конца мы работали очень слаженно, — говорит она. — Мы — я, Пабло, Жаклин и Chanel — плыли в этой лодке вместе и очень сблизились».
Chanel предоставили съемочной группе доступ в свои архивы — с радостью поделились винтажными вещами и даже создали дубликаты некоторых специально для Кристен. Допуск в святая святых позволил Дюрран еще четче обрисовать заданный Ларраином и художником-постановщиком Гаем Диасом курс на роскошь. «В плане стиля и блеска Chanel сделали фильм таким, каким он бы никогда не стал без этой коллаборации, — отмечает Стюарт. — Наряды подчеркнули ту ауру, которой обладала принцесса Диана, в этом смысле все совпало идеально».
Существуют тысячи фотографий Дианы и статей о ней, с которых можно списать образ, но избыток информации — штука неоднозначная. «Поначалу нас это даже пугало, ведь снимков в Сети просто гигантское количество», — признается Дюрран. Поэтому она решила сфокусироваться на фото, сделанных с период с 1988-го по 1992-й. «Я пыталась понять, как принцесса выбирала наряды, выделить ключевые вещи. Некоторые элементы постоянно повторяются: например, колор-блокинг, золотые пуговицы, контрастные лацканы, свитеры поло, слегка «подстреленные» джинсы с высокой талией и балетки на плоском ходу». Найти основу гардероба Дианы было крайне важно. «Мне предстояло научиться отличать строгую одежду для официальных мероприятий от очень строгой. Особняком стоят наряды, которые она надевает, будучи самой собой, — продолжает Дюрран. — Чтобы рассказать историю достоверно, было совершенно необходимо прочувствовать разницу между этими тремя категориями».
Воплотить и те и другие образы на экране Дюрран помогли как раз сокровища из архива Chanel. Например, в сцене, где Диану атакует толпа папарацци, на ней яркое красное пальто из твида (коллекция Patrimoine осень-зима 1988), также она носит черные бархатные платья (из коллекций осень-зима 1983 и 1988) и обожает винтажные аксессуары. Нескольким современным предметам тоже удалось проскользнуть в кадр. В одном из эпизодов на Стюарт юбка из кутюрной коллекции Виржини Виар весна-лето 2020.
Актриса в стейтмент-жакете Chanel, велосипедках и ретрокроссовках Nike. Готовы присоединиться?
Вещи Chanel занимали в гардеробе Дианы особое место, она обожала эти классические костюмы и стеганые сумочки — носила их и в свободное время, и когда «исполняла роль» принцессы Уэльской. По мнению Стюарт, модные предпочтения самой Дианы отличались особой выразительностью. «На некоторых снимках она выглядит так, будто ее одевал кто-то другой, — отмечает Кристен. — Наряд сам по себе прекрасен, но Диана в нем словно пленница. Я пересмотрела много фотографий и в какой-то момент поняла — в Chanel она всегда была самой собой. Довольно часто Chanel возникает именно в моменты силы». Данное наблюдение актриса, разумеется, поспешила применить в работе. «В фильме мы обращались к Chanel тогда, когда Диане требовалась поддержка, — объясняет Стюарт. — В сложные эмоциональные моменты костюм Дома служит своего рода опорой. Даже если внутри бушует негодование, снаружи принцесса держится уверенно и сияет».
У Стюарт давние отношения с Chanel. Амбассадором бренда она стала в 2013 году и по сей день славится своим специфическим подходом к его знаковым вещам. И да, стиль Кристен совсем не похож на стиль Дианы, но ей показалось, что без архивных творений Chanel этой истории не бывать. «Если бы я не дружила с Chanel, нам бы пришлось умолять модный Дом предоставить нам одежду. В случае отказа мы бы, вероятно, ее сымитировали, — говорит Стюарт. — Уж очень это нужно героине. Chanel и Диана неразделимы. В творениях Дома столько деликатности и беззащитности, от этого они еще прекраснее. А принцесса так чувствительна и честна, что не остается сомнений — она любит то, во что одета».
Увы, все знаменитые выходы Дианы в Chanel по большей части случились уже после того, как она покинула королевскую семью. В фильме «Спенсер» же описан период, когда ее гардероб еще блюли придворные кутюрье. «Нужно было соблюдать множество правил, — говорит Дюрран. — Chanel в ее гардеробе станет значительно больше уже потом, не на рубеже 1980-х и 1990-х». Монарший дресс-код, регулирующий примерно все — от длины юбок до цвета лака для ногтей, нельзя было проигнорировать. Но даже несмотря на эти строгости, платье без бретелек из коллекции Chanel весна-лето 1988 — тот самый pièce de résistance (главный наряд) всего фильма — было решено оставить без изменений. «Сперва я боялась, что придется добавить рукава — спрятать руки, согласно протоколу, — признается Жаклин. — Но потом случилась эта примерка в Лондоне с Паоло. Кристен надела платье и засияла — идеальный наряд для самой очаровательной принцессы. Мы и не планировали снимать это платье в столь длинном фрагменте фильма, но оно оказалось слишком прекрасным, чтобы им пренебречь».
Плиссированные рюши из тюля, сатиновый пояс с бантом и нежная отделка из тканевых цветов — роскоши ровно столько, сколько нужно. Оригинальное платье провело более 30 лет в архиве и для съемок его сочли слишком хрупким. «Даже вынести его из здания было невозможно, — говорит Дюрран. — К счастью, Chanel вызвались полностью его воссоздать». На это ушло 1034 часа работы, 700 из них только на вышивку. Пятеро портных в ателье Chanel трудились не покладая рук и осилили задачу меньше чем за месяц. «Мы безмерно благодарны мастерам, — восклицает Дюрран. — В столь сжатые сроки они смогли воссоздать все до мельчайших деталей. Единственное отличие заключалось в том, что новое платье сидело на Кристен еще лучше своего прототипа».
И это не единственный наряд, воссозданный для фильма. Кутюрное платье вы увидите лишь в финальном эпизоде и на постере. По мнению Стюарт, кутюр — это проекция привилегированности принцессы вкупе с глубоким несчастьем. «От этого великолепия сердце разбивается вдребезги, — говорит актриса. — Мы шерстили архивы в поисках идеального платья — и это оказалось, вне всяких сомнений, тем самым. Нельзя спокойно смотреть, как кто-то в столь прекрасном наряде валяется на полу в ванной. Душераздирающее зрелище. Ведь невозможно себе вообразить, что человек, который носит подобное, может быть несчастен. Нечто столь красивое и эффектное, нечто неповторимое, единственное в своем роде. Эта картинка пробуждает во мне сильнейшую тоску. Обычно постеры фильмов меня так не трогают, но это совсем другой случай: всякий раз, когда я вижу афишу «Спенсер», мне хочется плакать».
А главной задачей Дюрран как художника по костюмам именно это и было. Вызвать у Стюарт яркие эмоции. «Моя миссия — поддержать ее как актрису, — говорит Жаклин. — Во время просмотра финальной версии фильма меня захлестнули чувства, ведь единственное, к чему я стремилась, это предоставить Кристен опору для ее талантливой игры. Я в нее очень верю, в образе Дианы она бесподобна».