Фелипе Оливейра Баптиста рассказал о новой главе в истории Kenzo

Новый креативный директор учится работать в посткарантинной реальности, не забывая про традиции бренда
Фелипе Оливейра Баптиста рассказал о новой главе в истории Kenzo

Первое, что сделал Фелипе Оливейра Баптиста, приступая прошлым летом к новой работе, — пригласил восьмидесятилетнего основателя марки Kenzo на обед. «Он мне сказал: сейчас в моде все так сложно», — Фелипе говорит полушепотом, подражая Кензо Такаде. Такада продал свой модный Дом конгломерату LVMH в 1993-м и отошел от дел шесть лет спустя. С тех пор Kenzo не единожды менял креативных директоров, но, переосмысливая концепцию бренда, Фелипе настроен ориентироваться именно на основателя. «Я намного моложе, но и к цифровому поколению не принадлежу. В мои времена было важно мастерство, не только картинка, — говорит 45-летний Фелипе и вспоминает переживания Такады («Сплошная коммерция и бесконечные коллекции. Я и подумать о таком не мог»). — В его время мода была творением души — хочу отдать дань этому подходу».

Бэкстейдж показа Kenzo осень-зима 2020

Ирония судьбы: сразу после дебютного показа Фелипе началась пандемия, и все коммуникации перешли в онлайн будто назло дизайнеру, который раз в год возит сына-подростка в отдаленные уголки Бразилии — «чтобы он понял, каким был мир до диджитал-вторжения». Фелипе вздыхает по телефону в своей парижской квартире на площади Клиши: «Мои дни проходят в зуме в попытках как-то собрать преколлекцию к июлю».

Это мало похоже на работу Фелипе над первой коллекцией для Kenzo. Он из дизайнеров-практиков — тех, кто не только генерирует идеи, но и непосредственно участвует в реализации. По субботам он приезжал в пустую студию — «рисовать эскизы, кроить и драпировать. Куда проще создать имидж бренда, когда прикладываешь руку к созданию коллекции, а не просто говоришь команде да–нет».

Тренч Kenzo, 99500 рублей, tsum.ru

2408_Cherkasova_10_done

Фелипе работает не так, как его предшественники — дуэт Умберто Леона и Кэрол Лим. Восемь лет создатели Opening Ceremony руководили парижским Домом из Нью-Йорка. Они олицетворяли эпоху, в которой дизайнера вытеснил имиджмейкер, мода на логоманию приняла циклопические формы, а показы режиссировали для соцсетей. Так, финальное шоу Лим и Леона прошло на стадионе на 3000 зрителей, где для гостей пела Соланж Ноулз.

Февральский дебют Фелипе оказался куда более камерным — во всех смыслах. Во дворе Institut National de Jeunes Sourds de Paris кудесник Александр де Бетак возвел лабиринт из прозрачных пластиковых труб, который в будущем планируют использовать и для других мероприятий бренда, включая показы. Экологичность — она такая! Кроме того, зрители оказались максимально близко к подиуму: в конце концов, они пришли сюда ради одежды.

Бэкстейдж показа Kenzo осень-зима 2020

«Возможно, диджитал сделал моду более развлекательной, — говорит Фелипе, — но мода стала беднее». Дизайнер полгода работал над новой идентичностью бренда — «одеждой, которой так не хватает сегодня, несущей магию Kenzo».

Его искания чем-то напоминают путь Такады, который уехал из Японии в 1960-х, объездил мир и в 1970-м открыл свой парижский бутик Jungle Jap. Баланс Востока и Запада стал основой философии марки. Оливейра Баптиста, который родился на Азорских островах и вырос в Лиссабоне, унаследовал страсть к кочевому образу жизни от отца-пилота.

Окончив Кингстонский университет в Лондоне, Фелипе работал на Кристофа Лемера в Париже, где и познакомился с женой (Северин сейчас студийный директор Kenzo). В 2003-м он основал именной бренд, показы которого проходили во время Недели Haute Couture — вплоть до его закрытия в 2014-м. Кроме того, с 2010-го по -2018-й Фелипе был креативным директором Lacoste. Его дебютная коллекция — сдержанные, практичные вещи из наследия кочевников, а также жителей Японии и Азорских островов. И, конечно, «постстритвир» — вроде платья-парашюта в сочетании с панамой рыбака.

Рубашка Kenzo, 51750 рублей, tsum.ru

1809_Shaikhlislamova_30

«Азоры изолированы от материка. Зимой тут идут проливные дожди, так что все ходят по вечеринкам», — рассказывает о родных вулканических островах дизайнер, который дольше всего прожил в Париже и чувствует себя гражданином мира. «Ненавижу зацикленность на национальной принадлежности. Я португалец, но и европеец» — мысль, созвучная глобальной философии Kenzo, в основе которой — диалог культур. «Брекзит — это ужасно. Мир словно откатывается назад. Как бороться с этим с помощью моды? Первое, что я сделал, — убрал из логотипа марки слово Paris, — говорит дизайнер. — Наши вещи отовсюду и для всех».

В архивах Кензо Такады Фелипе нашел чистоту и лаконичность: «Люди думают, что Kenzo — это яркие цвета, пышная флора, но есть и более спокойная составляющая». Работая над коллекцией, он постоянно общался с руководством. «Они были не очень довольны, что бренд свелся к футболкам и свитшотам с тигром», — рассказывает Фелипе о свитере с принтом зверя, ставшем при Лим и Леоне культовым (trophy sweater, как писали в англоязычном глянце). Такада не говорил вслух о каких-то ожиданиях от перемен, но в феврале, сидя в первом ряду, кивал одобрительно.

Бэкстейдж показа Kenzo осень-зима 2020

«Фелипе успешно привнес свою идентичность в бренд — таков вердикт основателя. — Это выводит Kenzo на новый творческий уровень». Прежде всего Фелипе хотел омолодить бренд: он все-таки отец двух мальчиков-тинейджеров — 13 и 16 лет. «Старший был счастлив, когда я сделал коллаборацию Supreme × Lacoste и ему все вещи достались бесплатно», — посмеивается дизайнер. И добавляет, что не поощряет шопоголизм: «Не видел, чтоб мои сыновья страдали по каким-нибудь кроссовкам. Я этим даже немного горжусь».

Жена Фелипе, по его словам, «против соцсетей»; за легкой онлайн-популярностью не гнался и он: «Пиар-отдел негодовал, но для нас важно сохранить личную жизнь». Неудивительно, ведь его ролевые модели — Мартин Маржела, Рэи Кавакубо, Йоджи Ямамото и Хуссейн Чалаян. «Я всегда чувствовал себя немного аутсайдером: если ты натурал и женат, в фэшн-индустрии на тебя смотрят немного косо, хотя сейчас уже реже. Меня это никогда не беспокоило. Мы с женой работаем в моде, но это не наша жизнь».

Шаль Kenzo, 20950 рублей, tsum.ru

2008_Tsygankov_9

Пока некоторые предсказывают, что пандемия избавит моду от избыточности, Фелипе не торопится с выводами: «Я читаю совсем уж радикальные мнения, например что показы исчезнут. Но в показах — чувства и творческая сторона моды». Дизайнер считает, что ему повезло провести карантин в просторной парижской квартире с огромными окнами, в окружении растений и чучел экзотических птиц, даже розового фламинго, — очень в духе Kenzo. Повсеместная диджитализация его не радует. «Пока обстоятельства диктуют форму работы. Нужно что-то придумать: делать меньше, но лучше? — улыбается Фелипе. — Мое первое послание на посту креативного директора Kenzo скорректирует новая реальность».

Бэкстейдж показа Kenzo осень-зима 2020

Коллекция Фелипе Оливейра Баптисты для Kenzo доступна в ЦУМе и на сайте универмага.