Ян Югай, фотограф
«Я живописец, но, когда приехал в Москву, оказалось, что художники никому не нужны, и я пошел в продажи. Сначала работал в компании, которая торговала детской канцелярией и материалами для художников, потом были люстры и электрика. В итоге доработался до бренд-менеджера и только в тридцать лет взял в руки фотоаппарат. Причем долгое время фотографией не зарабатывал — не хотел, чтобы меня прогибали заказчики.
Сначала обращались все подряд: и гламурные дамы, и владельцы бизнеса (холодильники какие-то просили снимать), и модели. На модельных тестах я и «прославился». Девочек все хотели фотографировать, а парней — нет. Я занял эту нишу, и понемногу обо мне начали узнавать в индустрии. Первая съемка для глянца случилась по знакомству — пригласила подруга-продюсер. А Vogue меня позвал сам, понятия не имею, как в редакции обо мне узнали.
Никто не верит, что я три раза отказывал Vogue (смеется), — просто были не мои герои. Тогда меня пригласили на встречу — видимо, разобраться, почему я упорно избегаю сотрудничества. Знакомый накануне сказал: «Ты там держись, все зависит от того, на какое настроение попадешь». И я пришел очень настороженный, но мы легко нашли общий язык с фэшн-директором Олей Дуниной. Я сидел и удивлялся, что вокруг нормальные люди, совсем не такие, как меня предупреждали. Договорились, что я буду подходить к съемке с «домашней работой» — с эскизами, чтобы точно знать, что и как мы будем снимать. С тех пор мы достаточно часто работаем вместе.
Самое сложное, конечно, — снимать на выезде. На Кольском полуострове вся команда была в защитных сетках, и только мы с моделью остались на растерзание насекомым. Смотрю, а пробор на голове модели уже не розовый, а черный, от мошки, и по лбу течет струйка крови — так ее искусали. А когда снимали на соленом озере, почему-то именно у парней от соли и влажности опухли ноги, так что съемку вывезли на своих плечах девчонки: технику таскали, стояли в болоте. Выездные истории редко бывают легкими, зато потом становятся веселыми воспоминаниями».
Ольга Дунина, директор отдела моды
«Джорджия О’Кифф сказала о художниках, что ты можешь быть более талантливым или менее талантливым, но на деле все решает удача. Наверное, это относится и к стилистам, и ко мне тоже. Vogue сам меня нашел. Я отучилась на юриста в Вышке, но понимала, что не хочу работать по профессии. И тут друг сказал, что в Vogue ищут ассистента.
Плюсы работы в глянце — всегда интересно, вокруг много приятных людей. Неприятных тоже достаточно, но первых больше. (Смеется.) Путешествия — сейчас мы летаем мало, но однажды все вернется. А еще моя профессия и опыт работы дают много возможностей для самореализации. Ты можешь выпускать программы на YouTube, читать лекции, я вот записываю мастер-классы по стилю. Даже разработка мерча — это шанс попробовать себя в дизайне одежды. Всем, наверное, интересно узнать про скидки (смеется): они существуют, и это приятно, потому что зарплаты у стилистов небольшие. Сейчас бонусов становится меньше, и все же они есть.
Минус — ты все время под прицелом. Каждый может написать негативный комментарий о съемке, обложке, и, может, у человека просто было не очень хорошее настроение, но тебе это подрезает крылья. Еще я не слишком социальна (смеется), а в работе приходится не только снимать, но и много говорить, смеяться, ругаться. Можно быстро выгореть.
Съемка — это всегда сложно, нервно и, как правило, долго. В Мурманске мы закончили снимать в час ночи, а в три утра нужно было вставать, чтобы поймать рассвет. Люди от недосыпа просто отключались. Ты говоришь что-то, а человек спит. Но чем сложнее, тем потом интересней вспоминать. Когда снимали обложку к 20‑летию Vogue, я только родила второго ребенка, но решила не отказываться от такой возможности и ехать в Париж с малышом. Была жара под 40 градусов, заходим в студию, а электричества нет, то есть не работает ни кондиционер, ни вентилятор. Наши модели — главные русские красавицы Ирина Шейк, Наталья Водянова и Наташа Поли — не слишком счастливы и как бы намекают, что ни примерки, ни мейка в такой обстановке не будет. Все думают, что съемка сейчас отменится. И тут сестра заносит моего сына (его пора кормить), и все меняется. Модели — они же тоже мамы: «Какой хорошенький, такой маленький!» Малыш спас съемку. А вот с животными я не работаю.
Как попасть в Vogue? Я верю в случай, правда! Так было со мной! И я сама постоянно ищу новых людей. У коллег, в инстаграме, везде».
Алина Куманцова, продюсер
«Моя специальность — управление инновациями. Студенткой я пошла в стартап, мы разрабатывали 3D‑примерочную. Так и связались мои навыки организатора и модная индустрия. Я очень спокойный человек, думаю, это самое важное для продюсера — не паниковать, не сходить с ума, потому что ситуации бывают разные. То потеряется чемодан с платьем, которое планировали снимать на обложку. То нужно найти гимнаcтического коня для съемки, а все школы закрыты на карантин и каникулы разом. Сначала нашли «козла», но оказалось, что он маловат, пришлось добывать «коня». То надо отыскать глыбу льда и организовать в студии ледник, причем желательно по бартеру. Моя задача — реализовывать замыслы команды в условиях ограниченного бюджета. Вообще, в любой критической ситуации все решается, если работает команда. Глянец — командная работа. Нельзя сказать «я молодец!», мы все — молодцы». (Смеется.)
Юлия Варавкина, младший редактор отдела моды
«Мы снимали в Москве-Сити на 65‑м этаже недостроенной башни и из-за проблем с лифтом несколько часов не могли спуститься. Так и сидели без еды и кофе. Я еще в школе говорила, что буду работать в Vogue, и шла к цели. Училась на дизайнера одежды, попала в Tatler, затем сюда. Работа в отделе моды физически тяжелая, особенно когда ты ассистент. Постоянно бежишь куда-то с тяжелыми пакетами, умоляешь со слезами на глазах управляющих в ЦУМе выдать вещи, оправдываешься, если что-то не вовремя вернули. Бывает, неделю не успеваешь спать, есть, пить. Вроде доходишь до предела, но потом видишь результат в печати — и снова бросаешься в этот омут. Плюшки? Возможность попасть на Недели моды и знакомства с моделями, фотографами, героями — людьми, которых все видят только по ТВ. А вы думали, я расскажу про гардеробную, как в «Дьявол носит Prada»? Нет, бренды не дарят нам вещи мешками». (Смеется.)
Арсений Джабиев, фотограф
«Первые картинки, которые мне понравились, я снял в подъезде — просто портреты друзей. Это было за пару лет до поступления во ВГИК на кафедру техники и искусства фотографии. И до сих пор работа для меня не про моду, не про тенденции, а про портрет человека.
Моя первая публикация была в журнале Yes! А съемка для Vogue — лет 7–8 назад с Олесей Седовой, я для этого ничего специально не делал, просто сотрудничал с разными изданиями. Глянец — не всегда праздник. Почему я работаю в этой индустрии? Из-за людей, они все разные, прикольные. Мне нравится находиться среди творческих персонажей, даже если иногда каждый тянет одеяло на свою сторону. Съемки бывают изматывающими психологически или физически, а иногда все сразу. (Смеется.) Как-то с Vogue мы сделали шесть разных съемок за два дня. А однажды поссорились с актрисой, которую снимали для главной истории номера, — она довольно агрессивно попыталась управлять моими ассистентами. Хотя в большинстве случаев, даже если на площадке происходит что-то незапланированное, на деле все под контролем.
Глянец переживает новый этап, но точно не умирает. Не особо нужное отваливается, индустрия мельчает в деньгах, но это нормально. Знаете, что важно? Все подрасслабились, перестали бояться быть нормальными людьми, и это клево!»
Антон Гребенцов, ассистент фотографа
«Я работаю с Арсением Джабиевым, Полиной Твердой, Даней Головкиным и начинаю снимать сам. По образованию я дизайнер одежды, и эти профессии близки, фотография — тоже дизайн. Как ассистент фотографа, я привожу на площадку технику и слежу, чтобы она работала. Делаю так, чтобы фотографу не нужно было думать ни о чем, кроме картинки.
Главное, чему я научился, работая в глянце, — нет нерешаемых задач (Смеется). Как попасть в Vogue? Не стесняться предлагать себя. Если тебе кажется, что ты достаточно хорошо снимаешь и думаешь в том же направлении, что и редакция, ищи контакты стилистов и пиши им письма».
Марина Рой, стилист по волосам
«Сейчас я соглашаюсь на съемки только со стилистами, которые, я вижу, идут вперед, разбираются в моде больше, чем я, а значит, есть возможность научиться у них чему-то, быть в курсе, в тренде. Если я брошу глянец и уйду только в коммерческую работу, то отстану от жизни. Студенты моей школы стилистов по волосам, конечно, спрашивают, как попасть в Vogue. Я советую прикрепиться к мастеру и бесплатно долго ему ассистировать, впитывая знания.
Герои на съемках, бывает, попадаются нервные, но скажу честно: волшебное слово Vogue работает, они ведут себя интеллигентно и сдержанно. И я сама прекрасно понимаю, что если психану, то подведу команду, поэтому свое «я» прячу и делаю все, чтобы задача была реализована».
Анна Жакевич, арт-директор
«Я училась на худграфе, работала арт-директором в не очень качественной, зато состоятельной газете, потом в еженедельниках. В какой-то момент поняла, что иссякла, хочется чего-то творческого, — и пошла в Harper’s Bazaar. Меня взяли, конечно, с потерей в зарплате и должности, зато мне стало интересно приходить на работу. Через несколько продуктивных лет (и десятки бессонных ночей) меня пригласили в Vogue арт-директором.
Спустя три года я ушла из Condé Nast в уверенности, что не вернусь в глянец никогда. Я была измотана стрессами и дедлайнами, но еще больше тем, как жестко была устроена сама индустрия. А потом, поработав в большом модном ретейле, я соскучилась и решилась войти в эту реку снова. Должна сказать, что за пять лет многое изменилось: новая этика повлияла и на этот бизнес, все стали человечнее, что ли. Думаю, сейчас я работаю в лучшей команде за всю мою жизнь.
Как попасть в Vogue? Когда я выбираю людей в арт-отдел, я обращаю внимание на образование (может, это сейчас и не так значимо, но я обязательно смотрю на эту строчку в резюме) и портфолио. А если речь про фотографов, то тут работает только портфолио. Мне многие пишут в соцсетях, но сообщения неизвестных адресатов я читаю редко, хотя шанс есть. Намного эффективнее сработает большое портфолио, опыт работы с другими изданиями, удачные материалы (я стараюсь отслеживать все новое, что появляется на рынке). И еще я обязательно изучаю личные страницы фотографов».
Данил Белобрага, младший продюсер отдела моды
«Я знаю, почему Оля Дунина зареклась снимать животных. Однажды у нас лошадь провалилась в грязевое озеро, ее начало засасывать. Вытаскивали несколько часов, были ужасно напуганы. Продюсер глянцевого журнала должен уметь все — в теории даже организовать спасательную операцию. Как минимум быть стрессоустойчивым и уметь улаживать конфликты. А радость от результата стоит любой нервотрепки.
Начинал со стажировки. Подруга увидела вакансию, посоветовала попробовать. А я изучал материаловедение в аспирантуре МИФИ и понимал, что не хочу работать по профессии.
Ну какая у продюсера выгода? Хотя нет, кое-что есть: наша пресс-карта дает возможность бесплатно ходить в музеи. Недавно был в Греции, прямо шиканул».
Дарья Баскова, внештатный ассистент отдела моды, стилист
«Я училась на дизайнера одежды во Владивостоке и в колледже дизайна в Японии, и журналы мне всегда нравились. Но, конечно, пока не попадешь в Vogue, представить, как все устроено, невозможно. Как-то мне пришлось лезть в болото и придерживать на модели шубу Alberta Ferretti. А еще было: зима, мы с коллегой Настей идем сдавать вещи, у каждой по десять пакетов, ручки рвутся, все падает в московскую грязюку. Позвонили стажерам, они принесли другие пакеты, опять все запаковали — и бегом, чтобы не опоздать. Метель не метель, идешь и сдаешь. Зато потом приходит осознание — мы это сделали! — и наступает кайф. Слышишь: «Классная съемка!» — и открывается второе дыхание. А когда кажется, что сил уже нет, я переключаюсь на свои занятия: учусь в школе Родченко и изучаю японский. Смена деятельности — лучший отдых».
Ольга Гвоздева, редактор отдела моды
«Началась моя карьера с собеседования в Сondé Nast, после которого… мне не перезвонили. Потом я попала на стажировку к маркетинг-директору. Платили ли мне? Конечно, нет. (Смеется.) Зато скоро предложили работу по контракту — сделать архив для внутренней базы. Все выпуски русского Vogue с 1998‑го по 2013 год надо было внести в каталог постранично. Чтобы успеть, я должна была вбивать пять журналов ежедневно, приезжала до занятий (я училась на юрфаке МГУ), потом в университет и назад. И так пять месяцев. Было очень интересно! Представьте, вы день за днем читаете каждую страницу любимого журнала! Сидела я в ужасной комнате, заваленной всем, от рейлов до пустых кулеров. И Ольга Дунина ко мне периодически заглядывала. Видимо, я ей приглянулась.
Сейчас, вопреки слову «редактор» в названии должности, я занимаюсь тем, что предлагаю фотографов для съемок, собираю команду, готовлю мудборды. Люкс меня никогда не интересовал, и вообще, у нас в команде, кажется, нет людей, повернутых на гламуре. Нас иногда даже заставляют ходить на мероприятия и просят прийти хоть раз не в черном. (Смеется.) Меня работа радует скорее социальной миссией — возможностью нести в мир красоту. И еще челленджами.
Однажды я как ассистент везла в Марокко десять чемоданов вещей. В том числе много металлических «доспехов» — со стороны казалось, что это горы золота. На границе меня задержали, забрали все, включая сумку и телефон, и посадили в какой-то комнатке. Было страшно, но я решилась выйти и выяснить, когда меня отпустят — у нас же съемки, тайминг. (Смеется.) Я пошла на поиски чемодана и увидела, как сотрудница таможни, отложив свое оружие, примеряет наше золотое платье Balenciaga. Они заметили меня, начали смеяться и отпустили на свободу».
Анастасия Митина, стилист
«Сидишь ты в Москве, а тебе нужно за час организовать доставку платья из Лос-Анджелеса в Париж, и так каждую неделю, каждую сдачу номера — но такого стимула бежать на работу у меня никогда не было. Я раньше работала пиарщиком, интересовалась модой, но не более того. И вдруг коллеги скинули мне ссылку на вакансию стажера. Недели две меня атаковали, чтобы сходила попробовала. И я попробовала, пришла в дико деловом костюме, на каблуках, удивилась, когда меня встретила девушка в короткой джинсовой юбке и мартинсах. Как не провалить миссию? Когда я работала стажером, у меня была цель стать суперстажером, потом суперклассным ассистентом и так далее. А еще я наконец могу носить то, что я хочу».
Андрей Гутров, стажер
«На съемке майской обложки пришлось чистить улицу от снега со льдом. Нашли лопаты, ледорубы — и вперед. Причем снимали мы на площади трех вокзалов, места и времени развешивать вещи не было, поэтому мне пришлось расположиться в женском туалете Burger King, где мы переодевали модель Симону Куст. Потом все ушли на съемку, а я остался с вещами и параллельно еще присутствовал на паре по Zoom.
Я учусь на журфаке, с шестнадцати лет хотел попасть в Vogue, мониторил вакансии на сайте. Потом случайно познакомился с Дашей Басковой, отправил ей резюме, и меня пригласили на стажировку. Были моменты, когда казалось: «Черт, сейчас умру!», а вот мыслей уволиться — никогда».
Юлия Точилова, визажист
«Моя профессия предполагает тесный контакт с героем, почти как секс (смеется), поэтому я очень избирательна в том, с кем работаю, и частных заказов беру мало. На глянце много не заработаешь, это имиджевая история и работа для удовольствия. Ты можешь предложить идею и с помощью команды ее воплотить. И это всегда приключение. В Мурманске шесть дней экспедиции слились в один долгий, но очень крутой полярный день. Бедную нашу модель мошка укусила в глаз. Он опух. Но главное — настрой, важно сказать модели: «Ты все равно красивая, забей и даже не думай про этот глаз». Ну и чудеса мейкапа тоже сделали свое дело. А вот с нашей эстрадой мне сложно работать. Это иллюзия, что если тебя пригласили как специалиста из фэшн-индустрии, то дадут сделать свою работу, как ты считаешь нужным. Я не говорю сейчас про Ваню Дорна, Луну и еще пару продвинутых ребят, а вот старая гвардия вряд ли прислушается».
Саша Бударина, сет-дизайнер
«Вот мы видим в кадре модель, а все, что вокруг нее, это и есть сет-дизайн. Если брать кино или видео, то там моя профессия называется «художник-постановщик». Я вообще скульптор, училась в лондонском Saint Martins и параллельно работала ассистентом сначала у дизайнеров на показах, потом у сет-дизайнера. Поначалу в Москве меня никто не знал, а сейчас у нас уже большая команда АА Cooperation. Самое сложное в съемках — отсутствие времени. Из плюсов — классная команда, да и вообще интересно посмотреть на изнанку индустрии, которой с детства восхищался. Недавно мы для съемки крошили и плавили помаду. Потом обратно в тюбик собрали, и я ею колеровала силикон для следующей истории. А однажды разрубили шкаф для видео. Кажется, что это гламурная работа, а на деле художники-постановщики вечно уставшие, невыспавшиеся, перепачканные. Все сложнее, чем вы думаете. Вот девушка в кадре держит какую-то штучку, а за кадром стоит целый грузовик других штучек — про запас».
Записала Оксана Кравчук.
Фото: Arseny Jabiev. Стиль: Olga Dunina. Прически: Marina Roy/Tigi. Макияж: Julia Tochilova/Oribe. Маникюр: Daria Mesheryakova. Модели: Esfir/Avant, Marusia, Anastasia, Daria/Vmodels, Asya/Direct Scouting, Inaara/Vroject. Сет-дизайнер: Elvira Strezhenyuk. Ассистенты фотографа: Anton Grebentsov, Dmitry Suvorov, Andrey Shkalikov/Bold. Ассистенты сет-дизайнера: Maxim Korobenkov, Aleksandr Ivanov. Ассистенты стилиста: Anastasia Mitina, Lolita Lugovskaia, Anna Melkozerova, Ksenia Efremova. Ассистент визажиста: Elena Smirnova. Кастинг-директор: Danil Belobraga. Продюсер: Alina Kumantsova. Ассистенты продюсера: Anastasia Pevunova, Anna Hloeva. Редакция выражает благодарность фотостудии MAYAK Studio 2.0 за предоставление съемочного пространства и помощь в проведении съемки. Отдельную благодарность выражаем Светлане Гуровой, Дмитрию Маркину и Ирине Журбенко.