Как Маргарет Хауэлл создает идеальную униформу для жизни

Проработав более 50 лет в моде, британский дизайнер рассказывает, как ей удается не обращать внимания на тренды
Маргарет Хауэлл как дизайнер создает идеальную униформу для жизни
Маргарет Хауэлл в студии, 1981

Для того чтобы создавать одежду с такой же простотой и легкостью, как это делает Маргарет Хауэлл, необходимо овладеть искусством самообладания. Не у каждого дизайнера есть чувство меры, которое подсказывает, когда нужно остановиться и не усложнять вещь дополнительными деталями и декоративными элементами. Сегодня ее бренд известен во всем мире, и за 51 год его существования Хауэлл ни разу не поступилась своими эстетическими принципами в угоду трендам. Ее коллекции будто существуют вне времени, но при этом всегда остаются релевантны текущему моменту, а главный акцент смещается в сторону цветовой палитры и тканей. Преданные клиенты Margaret Howell могут прийти в любой магазин бренда в Великобритании, Европе, Южной Корее или Японии и найти там вещи, похожие на те, что они купили еще в 1970-х. Это своего рода униформа для комфортной жизни.

В честь выхода новой коллекции мы поговорили с Маргарет Хауэлл о ее полувековом пути в модной индустрии.

Маргарет Хауэлл, 1990-е

Что послужило референсами для коллекции осень-зима 2021?

Все наши коллекции связаны между собой: мы создаем простые и понятные вещи и работаем с цветами и материалами. Когда я оглядываюсь назад, то вижу, что мы двигаемся в том же направлении, но слегка модифицируем и переосмысливаем какие-то элементы. Например, можем чуть опустить линию плеча, укоротить свитер и надеть его с брюками на высокой талии, слегка удлинить силуэт жакета. Все происходит интуитивно.

Что лично для вас является самым важным в одежде?

Расслабленный крой, ощущение комфорта и повседневности — я создаю вещи для активного образа жизни. Мне нравится ходить пешком и плавать, я всегда вдохновлялась спортивной одеждой, особенно широкими штанами 1930-х годов. Все выглядит очень андрогинно, потому что, на мой взгляд, мужской гардероб всегда был более практичным. Я зачастую чувствую себя неуютно на каких-то формальных мероприятиях. Когда вижу, как люди одеваются, например, на свадьбу, думаю о том, как им должно быть неудобно во всех этих нарядах. В комфортных, расслабленных вещах они выглядели бы гораздо лучше.

Студия бренда Margaret Howell, 1978

Courtesy Margaret Howell
С чего начинался ваш путь?

Мое детство пришлось на 1960-е годы, и это было здорово: в школе у меня был скетчбук со множеством эскизов обуви и причесок, которые я видела в модных журналах. Сама же одевалась более сдержанно — могла надеть короткую юбку, но никогда не была поклонницей ультрамини. А еще копила деньги на свитер из шетландской шерсти и дождевик Burberry.

Как бы вы описали миссию бренда Margaret Howell? Как она менялась с годами?

Она не менялась. В начале, сразу после окончания школы искусств, я пыталась найти работу в креативной сфере. Мне не суждено было стать художницей, но я всегда любила творить. Сперва делала небольшие аксессуары и продавала их через модные магазины вроде Browns, который тогда только появился. Мне была интересна производственная составляющая процесса, работа с качеством изделия, и так я начала делать рубашки. Однажды дизайнер Джозеф Эттедги сказал мне: «Как только ты создашь полноценную линейку мужской одежды, я помогу тебе открыть собственный магазин». Благодаря ему на свет и появился мой первый бутик на Саут-Молтон-стрит.

Margaret Howell осень-зима 2021

Mark Kean
В какой момент вашей одеждой начали интересоваться женщины?

Изначально мои коллекции их не особо привлекали, так как я специализировалась на мужском гардеробе. К концу 1970-х все больше женщин стали носить брюки и рубашки вместо блузок и юбок. Тогда же мы организовали свой штат швей, чтобы контролировать весь цикл производства вещей (в то время у нас не было возможности работать с большими фабриками).

Где вы черпаете вдохновение?

Хожу на выставки фотографии, смотрю документальные фильмы на социальные темы, кино. Мне очень понравилась ретроспектива работ Дона Маккаллина в музее Tate Britain в 2019 году, хотя некоторые фотографии вгоняли в ужас. Иногда меня вдохновляют долгие прогулки в одиночестве где-нибудь на природе. В такие моменты я чувствую себя очень гармонично.

Vogue, 1986

При создании эдакой «униформы для жизни» вам важно выходить за пределы понятий гендера, особенностей фигуры и трендов?

Да, конечно, а как иначе? Одежда должна соответствовать ситуации, быть функциональной и не терять своей актуальности со временем — любая вещь с хорошим дизайном отвечает этим принципам. Люди постоянно рассказывают нам, что могут носить наши вещи годами, возвращаться к ним, сочетать с чем угодно.

Ваше нежелание идти на поводу у трендов продиктовано в том числе стремлением к экологичности?

Принципы устойчивого развития всегда лежали в основе моей работы. Возможно, все дело в том, что я родилась после Второй мировой войны. В нашей семье было трое детей, и родители всегда учили нас бережно относиться к мебели, чтобы она прослужила как можно дольше. Мы частенько штопали свои носки и сами шили себе одежду. Родителям нравилось проводить время за городом — при любой возможности они увозили нас подальше от шумного города с его коммерческими излишками. Именно поэтому я так люблю использовать натуральные ткани.

Что бы вам хотелось изменить в модной индустрии?

Мне не нравятся вещи, произведенные в массовых объемах, которые многие выбрасывают глазом не моргнув. Надеюсь, благодаря вынужденным ограничениям люди поймут, что им не нужно так много одежды, и научатся делать выбор в пользу качества.

Margaret Howell осень-зима 2021

Mark Kean