Конвейер
Настя Барышникова: Однажды мы с моделью Соней Мальцевой приехали в Китае на съемку, а там целая комната рейлов. Мы понимаем, что перед нами тысяча луков! «Вам по пятьсот на каждую». Работали, кажется, 14 часов. Хорошо, что вдвоем были, это подбадривало. Мы снимались так: «Раз, два, три!» (на каждый счет модель чуть меняет позу. — Прим. Vogue), а потом бежали к примерочной наперегонки и раздевались на ходу. Вернее, нас раздевали по четыре ассистента на каждую. И это самое неприятное, потому что ты не можешь выстроить границу, сказать, чтобы так не трогали. Ты — манекен, искусственная плоть, которую надо быстро переодеть для следующего кадра. Сейчас я, конечно, такого не допускаю. Я ухожу в примерочную и одеваюсь сама. Но тот опыт был самый безумный в моей жизни. Мы потом сидели, ели бургеры из «Макдоналдса» и смеялись: «Заслужили».
Я слышала истории из прошлого про девочек, которым пытались покрасить волосы, выбрить брови или подстричь ресницы на съемке, пока они спят (в Китае все спят после обеда), но со мной такого не случалось.
Ира Шнитман: Раньше жести было больше. Я первый раз приехала в Китай в 2012 году, и тогда они во всем пытались соответствовать Западу. Брали какую-нибудь доисторическую рекламу Louis Vuitton и говорили: «Сделайте точно так же». Причем копировали съемки из 2000‑х: начесы, слой «штукатурки», платформы. Если девочка не влезала в 37‑й размер, разрезали задник туфли. Косметика у них часто была некачественная, кисти мыть им в голову не приходило. Все это, конечно, портило волосы и кожу, поэтому девочки постарше ходили со своими наборами кистей. Я в 17 лет особо не парилась. Теперь многое изменилось. Cтандарты стали выше, все очень профессионально. Главный референс в Китае — Zara: никаких каблуков, минимум макияжа, естественные волосы. И так, конечно, легче сниматься.
Есть, правда, вечный бич моделей — когда летом надо снимать зимние каталоги и наоборот. На юге Китая, в Гуанчжоу, жара бывает до 40 градусов. Я как-то стояла в пуховике под солнцем и поняла, что больше не могу. Вентиляторы не спасают, тошнит, температура поднялась. Пришлось свернуть съемку. Клиент был недоволен, я расстроилась, что его подвела. Пришла домой, наутро встаю в пять, чтобы вылетать в другой город, и падаю в обморок. Это был солнечный удар. А зимой, когда снимаешься в платьях, тебе подкладывают под одежду согревающие мешочки, и есть шанс получить небольшой ожог. Клиенты стараются создавать комфортные условия, но погоду не поменять.
Тайминг
Олеся Седова: В Китае все реально работают по таймеру, который включается в тот момент, когда модель села на мейк, и выключается, если она, например, вышла в туалет. Однажды кто-то из девочек за съемку три раза выходил, так агенту тут же настучали, что она, наверное, болеет: «Поговорите с ней, она какая-то не такая». В конце дня модель присылает букеру скриншот, что она отработала 8 часов 44 минуты. Это значит, что заплатят за 8 с половиной. А было бы 46 минут — засчитали бы как 9. Поэтому девочки переживают, когда не дали еще минутку дотянуть, но там с этим строго. С другой стороны, и модели начинают возмущаться: я приехала в 8, сейчас 11, а мы еще не начали. Но модель, конечно, все равно низшее звено в этой цепи.
Шанхай и Гуанчжоу
Олеся: Шанхай — это журналы и маленькие бренды, которые открывают выпускники Saint Martins. Там, конечно, более творческая атмосфера, чем на рынке полиэстеровых платьев, которые просто тоннами штампуют в Гуанчжоу и Ханчжоу. Но модели всегда считали, что лучше приехать из Китая с деньгами, чем с картинками, которые еще не факт, что получатся крутыми, поэтому в основном все работают в Гуанчжоу и окрестностях. Там, где центры производства и надо ежедневно снимать сотни новых фото для каталогов и онлайн-магазинов.
Сайт, который мы знаем как Alibaba, в Китае называется Taobao. И это, конечно, другой мир. Я помню, как мы перерывали всю Москву, чтобы найти, например, розовые очки с сердечками. А там ты просто вбиваешь название или картинку в поисковик, и тебе выпадают десятки таких очков. Там есть все — от еды до брендовой одежды. Я мюли By Far на Taobao купила.
Настя: Я всегда жила в Гуанчжоу, а последний раз по личным обстоятельствам приехала в Шанхай и влюбилась. Это просто лучшее место для жизни. У него богатая история, культура. Иногда, когда крыша едет от закрытых границ, я ловлю себя на мысли, что иду по Милану или Парижу. Центр и правда очень похож. Здесь полно иностранцев. Миллион вариантов, чем заняться, кроме работы. Но жить здесь дорого. А зарплата при этом в Гуанчжоу больше.
Во-первых, там самые богатые клиенты. А во-вторых, лет пять назад несколько хороших агентств стали привозить на этот рынок классных моделей и сильно подняли средний прайс. Чем больше я работала в Европе, тем больше мне платили в Китае. А в Шанхае цена как была низкая, так и не менялась. Там более нишевые бренды, много классных фотографов, стилистов, визажистов плюс есть модели-фрилансеры, которые работают без помощи агентства, в итоге конкуренция большая — гонорары маленькие.
Пандемия
Олеся: Во время локдауна в модной тусовке ходили мемы — мол, модели всего мира работают официантками в «Макдоналдсе», потому что ни съемок, ни показов нет, и только модели в Китае, как Скрудж Макдак, купаются в золоте.
Настя: Я приехала в Китай в марте 2020 года, когда здесь пандемия закончилась, а во всем мире как раз началась. Все крутили пальцем у виска: «Куда ты едешь? Там эпицентр!» Но местные говорили, что все тут хорошо. Потом границы закрылись, и я осталась. Снимаю квартиру в Шанхае, а не живу в модельных апартаментах, как девочки, которые приезжают по контракту, и это первый раз за пять лет, когда у меня есть ощущение, что я дома. До этого я все время жила на чемодане. А тут можно вазочку купить, и она останется с тобой. Приятно.
Олеся: Сейчас россиянкам попасть в Китай практически невозможно, в отличие от белорусок — с ними безвизовый режим. Им повезло: отсидела две недели карантин — и работай. Карантин жесткий. Когда я весной 2020‑го прилетела из Москвы, две недели сидела в опечатанной квартире. Пломбу снимали, чтобы принести еду и померить температуру. Сейчас сидят в отеле. Девочка рассказывала, что выставила мусор за дверь, так сирена заорала. Номер нормальный: две комнаты, ванная. Стоит 600 евро за две недели. Платишь сам. Проблема только с едой: кормят тем, что приготовил повар в гостинице. Курить нельзя, кофе не существует.
Настя: Из-за пандемии конкуренции стало меньше, но одни и те же лица за полтора года приелись. А может, дело в патриотизме? В общем, китайцы стали больше снимать своих моделей. Раньше я китаянок только в Милане на кастингах встречала, а теперь и тут их тоже много. С другой стороны, многие европейские Дома, тот же Lanvin, перенесли в Китай и свои производства, и съемки, потому что тут все налажено, все работает. То есть теперь здесь можно посниматься для большого бренда.
Апартаменты
Олеся: Мы как-то запрашивали девочку из американского агентства, и нам ответили: «Что? Китай? Пришлите фотографию, как вы там вообще живете». Видимо, они предполагали увидеть, что модели спят на картонке, а вместо унитаза — дырка в полу. Все не так страшно. В агентстве, где я работала, модели жили в квартирах по пять человек. Три спальни и одна общая гостиная. Уборщица приходила раз в неделю. При доме бассейн и спортзал. В других агентствах бывали, правда, случаи, когда девочки жили с мальчиками, потому что места не хватало.
Еда
Олеся: Для новичка купить обычную еду — практически невозможная задача. Ты приходишь в супермаркет, там пятьсот видов грибов. Какие-то водоросли, еще что-то. Как в космос прилетел. Я первый месяц каждый день ходила в Subway, ела отвратительный бутерброд с беконом и думала: «Хотя бы все понятно». А дальше ты заводишь местную карту, подключаешь WeChat Pay, тебе привозят по утрам кофе с круассаном, и жизнь налаживается.
Ира: В Гуанчжоу влажный, жаркий климат, но это сглаживается наличием невероятных фруктов: папайи, питайи, манго, дурианы. Хотя местная еда, особенно раньше, часто была проблемой для моделей. Китайская кухня разная в каждом регионе, но в основном довольно жирная и тяжелая. Сейчас европейская кухня стала более доступной и популярной, так что есть из чего выбрать.
Настя: Что мне, помимо прочего, дала первая поездка в Китай? Плюс пять килограммов. Я уехала тростиночкой, а приехала с такими щеками, что мама плакала. Стресс, гормональный сбой, плюс ты постоянно печеньками закидываешься, потому что не знаешь, что поесть. Раньше домой ехали — мечтали о еде.
А сейчас и выбор стал больше, и я сама могу по-китайски написать, что нужно. Самый простой выбор — салат. Правда, китайцы в него могут и курицу с макаронами положить, и арбуз, но это еще ничего, а то одни листья положат — и живи на этом весь день.
На завтрак я вчера в чифаньке купила вареную кукурузу, булочку баоцзы с овощами и банан — 8 юаней (80 рублей). На обед на съемке, если выбирать из китайской кухни, надежнее заказывать яйца с помидорами. По сути, омлет. И рис в придачу. Вкусно, энергии море. А если ты просто скажешь: «Дайте поесть», — готовься, могут быть сюрпризы.
Национальные особенности
Олеся: Есть девчонки, которые один раз съездили в Китай — и больше ни в какую. Говорят: «Мне плохо от этих повадок». В Китае случился очень стремительный экономический рост, прорыв в будущее, и не все за ним успевают. Очень многие китайцы приехали в мегаполисы из деревни. А там до сих пор считается, что, если у тебя длинный ноготь, значит, ты не чернорабочий. И вот ты, 18‑летняя девчонка, садишься в такси, а там водитель с 10‑сантиметровым желтым ногтем и рыгает. «Что?!» Или есть такое понятие, как «пекинское бикини»: это когда мужики ходят, подвернув майки, как топики, чтобы показать животик: мол, они не голодранцы, они сегодня пообедали. Еще раньше у китайцев было принято выносить из квартир печки и готовить на улице. Центр города, небоскребы, «теслы», и тут же кто-то на раздолбанном велосипеде везет макулатуру, а дядьки сидят в креслах и жарят шашлык из креветок. Но надо отдать китайскому правительству должное: оно активно борется с такими социально-культурными особенностями; и в Шанхае, и в Пекине это уже почти искоренено. Гуанчжоу подальше, там перемены идут медленнее.
Настя: Грязь, плевки — все правда. Но правда и то, что Китай развивается удивительно быстрыми темпами, и госаппарат на любые изменения реагирует мгновенно. Что, конечно, поражает и иногда сбивает с толку. Не знаешь, какой закон выйдет сегодня. Недавно они приняли постановление о популяризации более мужественного образа в рекламе, о пропаганде спорта среди населения, об уважении к искусству. А два года назад вышел закон о запрете выдачи разрешения на работу моделям до 18 лет, и это для всех стало неожиданностью. Фэшн-индустрии тут все время приходится адаптироваться к новым правилам. А меня это стимулирует развиваться.
Вообще, Китай — это место, где надо быть шустрым. Держать под рукой переводчик, уметь объяснить на пальцах, самому разобраться и найти — это очень важно, и для модели тоже. Приехать и ждать, что тебе все обеспечат и будут за руку водить — «а я не знаю, как открыть дверь, как включить воду, как купить продукты», — нельзя.
Типаж
Олеся: Сейчас такого понятия, как типаж, уже нет. Конечно, осталась еще мода на cute — миленькие полудетские лица. Однако снимают разных: блондинок, брюнеток, европеек, китаянок. Но иногда по портфолио сразу понятно, что эта девочка для Китая не подойдет. У них совершенно нет секси-темы. Копна волос, красные губы, латекс, ботфорты — такого тут не снимают, и, если у модели в портфолио подобные фотографии, мы просили смыть косметику, завязать низкий хвост и сделать новые снимки. Фото китайцам вообще очень важны, они на них очень четко ориентируются. У Иры Шнитман в портфолио была съемка из Zara, где она с красными губами и челкой, и, когда она приехала в Китай без челки, букеры перепугались: «Надо срочно отрезать, у нас все заявки от клиентов на фото с челкой». И потом 80 % ее съемок были просто копией Zara.
Совсем странные типажи тоже не заходят. Хотя, если модель добилась успеха в Европе, ставки сильно повышаются. Юния Пахомова ходила на Gucci c белой головой, помните? Она скорее модель для Numéro и AnOther Magazine, но в Китае была нарасхват.
Если модель хорошо работает и подходит по типажу, то постепенно у нее накапливается известность. Например, девочка приезжает в середине лета, наснимает картинок, потом уезжает в Европу на Недели моды, возвращается. Проходит слух: «Она снова в городе», и ее ставки взлетают еще выше. Доходит до такого, что это уже не картинки в онлайн-магазине, а билборды или витрины в торговых центрах. В Китае такого оплота люкса, как ЦУМ, нет. Там на втором этаже будет продаваться Chanel, а на третьем — местные бренды. И бывало такое, что на каждом третьем магазине — лицо нашей девочки.
Религия — деньги
Олеся: Девчонки часто поражаются: «Они мне платят 20 тысяч рублей в час, а мы снимаем в каком-то сарае. Стоит циклорама, а стен нет, отопления нет, вокруг бегают куры, и китайцам нормально». Просто это поколение, которое выросло в гораздо более бедном Китае, чем сейчас, и у них совершенно другие представления о комфорте: «Ничего страшного, поработаем без стен».
Собственно, моя работа состояла в том, чтобы быть коммуникатором между девчонками и букерами. У них религия — деньги, они считают, что «за все уплочено», и вообще не понимают, что можно расплакаться оттого, что ты просто устала: «Обувь на два размера меньше? Потерпи, не страшно. 15 часов работы? Отлично, больше заработаешь. Устала? Что за бред? Тебе платят деньги, большие деньги, как можно уставать от денег?!» И я была человеком, который объяснял: «Слушайте, ей 15 лет, она первый раз за границей, до этого она жила с мамой в России, где другие ценности, и да, на пятнадцатый час работы она устала». — «О господи! Клиенты больше не захотят ее нанимать, если она будет все время плакать». — «Мы все уладим». Моей задачей было сделать так, чтобы и девочка себя чувствовала более-менее комфортно, и букеры понимали, что она плачет не потому, что она наркоманка или истеричка, а потому, что психика не выдерживает.
Вообще, главная проблема — коммуникация. Букер мне пишет: «Клиент жалуется, что Полина на съемке с недовольным лицом». А у китайцев проблема с самооценкой, они страшно переживают, что они не нравятся, что они какие-то не такие. Я пишу: «Полина, что случилось?» — «Меня не покормили». И тут, конечно, вместо того чтобы позировать с тухлым видом, надо звонить агенту и говорить: «Мы снимаем шестой час, я хочу есть». А стоять и ждать, пока кто-то догадается, что есть проблема — холодно, голодно, неудобно, — совершенно бесполезно. У китайцев другое восприятие: то, что нам холодно, им жарко, то, что нам мерзко, им приятно.
Настя: Что дал Китай? Денег. В Европе на 50–80 евро, которые агентство тебе выделяет на неделю в виде pocket money, прожить трудно. А когда я ехала в Гуанчжоу, мама дала мне 200 долларов, я эти купюры привезла обратно. Плюс то, что заработала. Это помогло мне потом в Париже не бояться, что я не заработаю. Туда я ехала не за деньгами, а чтобы чего-то добиться в модном мире.
Совет девочкам, приехавшим в Китай: не покупайте сумку Chanel на первый гонорар! Я видела такие случаи, и они повергали меня в шок, потому что все может измениться, в следующий раз ты можешь приехать сюда и не заработать. Тебе могут сказать: «Ты нам больше не нравишься». И это нормально.
Как все устроено? Агентство оплачивает твой перелет, билеты, карантин и квартиру и записывает все это на твой счет как «минус». Дальше тебе выдают 500 юаней (5 000 рублей) в неделю на все. Такси до аэропорта стоит 100 юаней, то есть, если ты много летаешь на съемки и кастинги, эти деньги сгорают быстро. Но когда ты начинаешь зарабатывать и покрываешь свой «минус», ты можешь попросить агентство выдавать тебе больше карманных денег. Когда контракт заканчивается, тебе выплачивают все, что скопилось на твоем счету. Часть сразу, а часть позже, но не через полгода, как в Европе.
После первой поездки (два месяца работала как ненормальная) я купила маме Kia Picanto — б/у, но все-таки. И отложила на жизнь. Несколько поездок — а в Китае жизнь модели гораздо дольше, чем на Западе, — и можно говорить о строящейся квартире в Подмосковье.
Ира: Вывозить более десяти тысяч долларов наличными нельзя. А ты подросток, у тебя пачка денег, и тебе, конечно, очень страшно. Доходило до того, что девочки разрезали прокладку и прятали деньги туда либо запихивали в лифчик… Я всегда уповала на случай, и мне везло, но острых ощущений хватало — чувствовала себя криминальным элементом, пересекая границу. Также иногда не стоит говорить в аэропорту, что ты модель. Зависит от типа визы: с рабочей все ок, а у девочек с туристическими визами бывали проблемы, кого-то даже в полицию забирали, но в целом ничего действительно опасного не случалось.
Безопасность
Олеся: Я в Китае себя чувствовала спокойнее, чем в России. Такого, чтобы к тебе приставали в такси или опасно оставить телефон на столике в кафе, там нет. Китайцы боятся иностранцев, максимум, что они могут, — это, краснея и бледнея, подойти к тебе и сказать: «Beautiful». Есть история, когда модели ходят в клубы с промоутерами за деньги тусоваться. Там могут быть неприятности, но этим и в Нью-Йорке не стоит заниматься. Вообще, у нас в агентстве с клубами было строго, мы сами ходили с девочками тусоваться, лишь бы они не отправлялись непонятно куда. Была пара случаев, когда девочки пропадали, но там все было мутно, бойфренды ревнивые и так далее.
Клубы в Гуанчжоу почти как у нас десять лет назад: ужасная музыка, go-go-танцы, плохой алкоголь и куча странного народа. Непонятно, зачем туда ходить, но, видимо, в 18 лет тусовок хочется больше, чем в 30. Вообще, 2010‑е в Китае еще не закончились: в total look Valentino пойти в торговый центр тут в порядке вещей. И если у тебя «тесла», то она должна быть не черная, а малиновая в стразах.
Опыт
Олеся: В Китае, конечно, сложновато, если это первая поездка для 15–16‑летней девчонки. У тебя должна быть достаточно зрелая голова, ты должен осознавать, что происходит. В Японии проще и можно сделать классные картинки. Из Кореи девочки почти всегда привозят прикольные портфолио, но накопить денег там не вариант.
Вообще, Азия — неплохой старт. Ты узнаешь, как работает международный бизнес, денег зарабатываешь, учишься общаться, пополняешь портфолио — и дальше, в Европе, тебе будет гораздо комфортнее с этим багажом. Потому что Азия все-таки предъявляет не такие высокие требования и делает тебе скидку. Я недавно снимала девчонку, которая в 16 лет вышла на показе Balenciaga, и она говорила: «Я приехала из городка в Беларуси, английский нулевой, мне говорят «общайся», а я иностранца первый раз в жизни вижу».
В Европе все всех знают, и если ты со своим плохим английским скажешь что-то не то или будешь молчать, будут говорить, что ты некоммуникабельная и вообще какая-то странная. И этот шлейф за тобой потянется. А в Китае нет проблемы, если ты не понимаешь фотографа, он и сам тебя не понимает. И если на одной съемке что-то пошло не так, то клиентов сотни, найдутся другие. Так что тут риски меньше.
Ира: Это как в сложный поход сходить. Причем в Китае сильно ощущается мощь истории и культуры, плюс частые дожди и туманы, бесконечные переезды — все это создает медитативное состояние. А в смысле работы ты понимаешь, что надо дойти до конца. Зато потом, когда в Европе тебе говорят: «У нас сегодня очень длинный день, большой лукбук, 30–40 луков», ты говоришь «ок» и получаешь кайф от процесса. Вообще, эта закалка тебе потом всегда по жизни помогает.
Записала Анна Федина.