© Molly Goddard весна-лето 2022

мода

Мужские балетки — самая обсуждаемая обувь Недели моды в Лондоне. Правда, ничего нового в ней нет

Молли Годдард и ее красные балетки — главные ньюсмейкеры минувших выходных

Токсичная маскулинность в моде давно погребена, но каждый сезон находится дизайнер, который обязательно решит станцевать на ее костях. В этот раз танцевала Молли Годдард. На Неделе моды в Лондоне она представила весенне-летнюю коллекцию своей марки, ключевым элементом которой стали кожаные балетки на завязках вокруг щиколотки. Их появление на подиуме нисколько нас не удивило — все-таки сейчас балетки переживают мощнейший ренессанс. Но Molly Goddard стал первым брендом, который громогласно заявил: эта обувь — не женская, она агендерная.

Molly Goddard весна-лето 2022

Ну, или почти первым. Попытку вписать балетки в мужской повседневный гардероб уже предпринимала Эмили Боде в 2019 году. В весенне-летней коллекции Bode 2020 года модели выходили на подиум в кожаных балетках, мимикрирующих под танцевальные — на мягкой подошве, завязках и резинке. В том же сезоне у Тома Брауна появились самые настоящие пуанты. Правда, в его случае добрая часть коллекции была вдохновлена балетом, так что выбор Брауна в пользу подобной обуви общественность не сильно взбудоражил. Другие дизайнеры — например, Люк и Люси Мейер в Jil Sander или Дрис Ван Нотен — поставили «балетки» из мягкой кожи на прочную подошву, чем не привлекли к себе никакого внимания, потому что после всех модификаций их обувь скорее стала напоминать лоферы.

Bode, Thom Browne, Dries Van Noten весна-лето 2022

Business of Fashion уже тогда задались вопросом: «Могут ли балетки стать альтернативой гиперпопулярным уродливым кроссовкам?» И вице-президент агентства Fashion Snoops по прогнозированию тенденций Майкл Фишер ответил категорично: «Для такой обуви, как балетки, потребуется много времени, чтобы стать массовой. Уродливые кроссовки стали популярными потому, что они не такие уж и сложные для восприятия. В конце концов, это просто кроссовки. А вот балетки — новинка для подиумов, и мы ни за что не увидим их на мужчинах в сердце Америки».

Но вообще-то балетки в мужской моде — явление совсем не новое. Ситуация точно такая же, как и с обувью на каблуке — история помнит, что когда-то мужчины носили ее на повседневной основе, и никто этому не удивлялся. «То, что условно можно назвать «балетками», появилось задолго до балета и является одним из самых древних видов обуви, — говорит исследователь моды Тим Ильясов. — Кусок кожи вокруг стопы человек научился оборачивать, мягко говоря, давно. Правда, прямым потомком тех «протоботинок» являются скорее мокасины, но балетки в очереди наследия тоже присутствуют. Такие мягкие туфли из цельного куска кожи с завязками мужчины носили и в древности, и в Средние века, и в эпоху Возрождения, и лишь в раннем барокко толстые кожаные подошвы и каблуки вышли на первый план: театральная и торжественная эпоха требовала соответствующей высокой обуви. К низким мягким туфлям без каблука и шнуровки мужчины вернутся лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма».

Kensington Garden Dresses For June, 1810

© Album/Legion-Media

Тогда же, по словам Тима, появились и бальные туфли, существующие по сей день под названием opera pumps. «Эти парадные мужские «лодочки» использовались и используются при дресс-коде white tie или просто в торжественных образах. Opera pumps это, конечно, не балетки, но в некотором родстве они состоят. Это я к тому, что ничего революционного в появлении подобной обуви в мужских образах нет». Только вот современных мужчин история моды мало волнует, и комментарии в инстаграме итальянского L’Uomo Vogue под постом с новой коллекцией Molly Goddard — яркое тому подтверждение. «Выглядит ужасно», «Это удар ниже пояса», — возмущаются подписчики. Но, вероятнее всего, они просто ни разу не примеряли ничего подобного, потому что в противном случае знали бы: более удобной обуви просто не существует. «Я уже давно ношу обувь питерской марки Homies из мягкой кожи на тонкой подошве, — говорит маркет-директор моды Vogue Россия Митя Астафьев. — А балетки от них не сильно отличаются. Поэтому я, конечно, решился бы на вариант Molly Goddard. Правда, скорее всего, не в Москве с ее суровыми погодными условиями, а, например, в теплом Милане. Ну и единственное, что меня смущает, — это яркий красный цвет. Были бы в черном — брал бы не раздумывая».