Мода

Что масс-маркет готов делать ради экологии

Получится ли у Zara, H&M, Uniqlo, Mango и Asos осуществить свои грандиозные планы, или это все банальный маркетинговый ход

Не секрет, что производство одежды, мягко говоря, не самая экологичная индустрия. По данным доклада компании McKinsey, ежегодно люди по всему миру покупают более 100 миллиардов вещей, а на свалках оказывается 92 миллиона тонн мусора. Кроме того, авторы исследования 2017 года обнаружили, что 35% пагубного для природы микропластика появляется в результате стирки вещей из синтетических тканей, большинство из которых выпускает масс-маркет.

Как только критика в сторону представителей этого сегмента начала сыпаться со всех сторон, ретейлеры поняли: нужно что-то делать. Недавно компания Inditex, владелец Zara и других брендов, объявила о запуске серии инициатив, направленных на экологичное производство. В частности, планируется, что к 2025 году весь используемый марками Inditex хлопок, лен и полиэстер будет на 100% экологичным. «Минимизировать вред для окружающей среды — наша постоянная цель, для достижения которой мы задействуем каждого нашего сотрудника, — заявил Пабло Исла, исполнительный директор Inditex. — Мы надеемся, что нам удастся в корне поменять индустрию».

Mango Committed Collection IV

С подобными экоинициативами не первый год выступает и H&M. «Индустрия моды не может продолжать свое существование в том виде, в котором она находится сейчас: у нашей планеты просто нет таких ресурсов», — говорит Джорджина Волтьер, менеджер по устойчивому развитию бренда в Великобритании и Ирландии. Наряду с такими марками, как Uniqlo, Mango и Asos, шведский масс-маркет регулярно выпускает экологичные коллекции и вообще всячески призывает свою аудиторию к более осознанному потреблению.

Конечно, любые шаги в сторону экологичной моды заслуживают похвалы. «Забота об окружающей среде — это путешествие длиною в жизнь, — говорит Амина Разви, новый исполнительный директор организации Sustainable Apparel Coalition. — Для начала можно оценить, на каком этапе развития в этом вопросе вы находитесь и какие реальные действия можете предпринять, чтобы внести свою лепту».

H&M Conscious

Но как индустрия масс-маркета может снизить негативное влияние на экологию и возможно ли это вообще? «Главная проблема заключается в том, что нет четкого единого понимания выражений «устойчивое развитие» и «экологичные материалы», — говорит Шарлотта Тернер, глава направления экомоды и текстиля в компании Eco-Age. Важно, чтобы любые действия со стороны брендов не были пустой спекуляцией и маркетинговой уловкой. «Все это должно иметь смысл и глубину, — продолжает Тернер. — Сложно перестроить в угоду экологии бизнес-модель, в основе которой лежит производство огромных объемов дешевой одежды».

Мы решили вспомнить самые громкие экологичные инициативы брендов масс-маркета и разобраться, что же они значат на самом деле.

Zara Join Life

Zara

Заявление: К 2025 году 100% используемого брендом хлопка, льна и полиэстера будут производиться по экологичным стандартам. То же самое касается вискозы, но к 2023 году.

Что это значит? Компания Inditex, которой также принадлежат бренды Bershka и Pull & Bear, уверяет, что весь хлопок будет органическим, переработанным или произведенным при поддержке Better Cotton Initiative. Эта некоммерческая организация сотрудничает с местными фермерами и практикует более осознанный в социальном и экологическом плане подход. Кроме того, в компании заявили, что к 2025 году будут использовать в производстве только переработанный полиэстер.

Какое воздействие это окажет? 90% используемого Inditex текстиля — это хлопок, лен, полиэстер и вискоза, а значит, использование более экологичных вариантов тканей позволит компании снизить негативное влияние на окружающую среду. Например, для производства переработанного полиэстера требуется меньше энергии, чем для обычного. Также это позволяет дать вторую жизнь пластику, который оказывается на свалке или в океане. Впрочем, ретейлер не уточнил, какие именно экокритерии будут применяться к вискозе и льну.

Заявление: К 2019 году 100% магазинов Zara будут «экологически эффективными».

Что это значит? Экомагазины бренда будут использовать как минимум на 20% меньше электричества и на 40% меньше воды по сравнению с обычными торговыми точками. На данный момент этим стандартам соответствует 86% площадок марки. А к 2025 году компания планирует на 80% перевести свои магазины, логистические центры и офисы на возобновляемые источники энергии.

Какое воздействие это окажет? Сокращение потребления воды и электроэнергии в магазинах — один из способов уменьшить использование природных ресурсов, к которым прибегает Zara. Другой — сотрудничество с поставщиками, соответствующими классификации Green To Wear. Несмотря на это, у компании нет конкретных целей сократить выбросы углекислого газа или потребление воды на всей производственной цепочке, что было бы куда более амбициозным проектом.

Zara Join Life

H&M

Заявление: К 2030 году 100% материалов и вещей будут производиться и перерабатываться с соблюдением принципов рационального использования природных ресурсов.

Что это значит? Это один из шагов корпорации H&M Group (куда также входят бренды Arket, & Other Stories и COS) в направлении к главной цели — полного перехода на замкнутый производственный цикл. Это подразумевает возможность полной переработки или экологичной утилизации всех товаров. Сейчас лишь 57% используемых материалов являются продуктом переработки или производятся в соответствии с ключевыми стандартами индустрии, такими как Material Sustainability Index (MSI).

Какое воздействие это окажет? Переход на замкнутый цикл производства позволит разорвать традиционную бизнес-модель, в основе которой лежит потребление огромного количества ресурсов. Стремление использовать только переработанные или экологичные материалы — это прекрасно, однако до полноценного безотходного производства компании еще далеко.

Заявление: К 2040 году стать компанией, оказывающей благоприятное воздействие на климат и экологию планеты в целом.

Что это значит? Компания намерена компенсировать выбросы углерода, а также сократить выбросы парниковых газов на 40%. Еще одной целью является стопроцентное использование возобновляемых источников энергии.

Какое воздействие это окажет? Сокращение выбросов углекислого газа — ключевой аспект борьбы с изменениями климата. Если все пойдет по плану, то инициатива H&M сможет обогнать запущенный в 2018 году проект ООН Fashion Industry Charter, согласно которому к 2050 году индустрия моды должна добиться нулевых выбросов углерода.

H&M Conscious

Uniqlo

Заявление: Полное сокращение выбросов опасных химических веществ к 2020 году.

Что это значит? Компания Fast Retailing, владеющая активами Uniqlo, выступила с намерением полностью исключить выбросы опасных химикатов на всех этапах производства и сбыта. На официальном сайте корпорации опубликован список запрещенных химических веществ.

Какое воздействие это окажет? Инициатива Uniqlo идет рука об руку с кампанией Detox My Fashion, организованной «Гринписом». Программа призывает модные бренды бороться с проблемой загрязнения воды химикатами. Согласно данным Всемирного банка, в 20% случаев окрашивание и обработка текстиля серьезно загрязняет воду.

Заявление: Сокращение использования одноразового пластика на 85% к 2020 году.

Что это значит? С сентября этого года в магазинах Uniqlo в 12 странах мира покупки будут упаковывать в бумажные пакеты вместо полиэтиленовых. Это поможет сократить производство пластика на 7800 тонн в год. Запрет на использования пластиковых пакетов уже оказал положительное воздействие на национальном уровне в таких странах, как Кения и Руанда.

Какое воздействие это окажет? Полный отказ от полиэтиленовых пакетов — простой, но эффективный шаг для ретейлеров, который позволит частично решить проблему использования одноразового пластика. В качестве дополнительной инициативы Uniqlo также будет продавать экологичные многоразовые сумки для покупок.

Uniqlo U весна-лето 2019

Mango

Заявление: Увеличить использование экологичных волокон и внедрить экоинициативы на всех этапах производства.

Что это значит? По словам представителей Mango, количество вещей, произведенных брендом по принципам устойчивого развития, с 2017 по 2018 год увеличилось вдвое. Компания поставила себе новые внутренние цели, согласно которым продолжит использование переработанных материалов и экологичных искусственных волокон, однако публично о них не говорит.

Какое воздействие это окажет? Курс на использование более экологичных тканей и методов производства — определенно, большой шаг в сторону положительных перемен. Лиоцелл — один из примеров такого экологичного целлюлозного волокна, для производства которого требуется меньше электроэнергии, чем для хлопка. Однако до тех пор, пока бренд не сделает достоянием общественности конкретные цели и задачи, будет трудно оценить его влияние на положение дел в целом.

Заявление: К 2020 году 50% используемого хлопка будет производиться при соблюдении принципов рационального использования природных ресурсов.

Что это значит? Последовав примеру Zara, Mango также решили подписать соглашение с Better Cotton Initiative, которое должно помочь им достичь поставленных целей. Это заявление входит в запущенную брендом программу Take Action 2020, направленную на социальное и экологическое влияние компании.

Какое воздействие это окажет? Стремление Mango сделать так, чтобы 50% используемого ими хлопка было произведено по более экологичным стандартам, выглядит не очень убедительно на фоне заявлений других масс-маркет-брендов. Более того, проводились дебаты на тему того, насколько экологичным можно считать хлопок, выращенный под эгидой Better Cotton Initiative. В опубликованном в 2018 году докладе Changing Markets Foundation было сказано, что организация злоупотребляет пестицидами и генетически модифицированными саженцами. Better Cotton Initiative также говорит, что использует особые технологии, которые позволяют значительно сократить количество воды, необходимой для производства килограмма хлопка (обычно от 10 000 до 20 000 литров). Впрочем, точные цифры этих показателей неизвестны.

Mango Committed весна-лето 2019

Asos

Заявление: К 2020 году провести для дизайнерской и производственной команд обучающие семинары на тему замкнутой системы производства; запустить в Великобритании и Германии программы по переработке вещей.

Что это значит? Все эти задачи — часть соглашения 2020 Commitment, инициированного форумом Global Fashion Agenda, цель которого — перевести бренды на замкнутый производственный цикл. Вместе с Centre for Sustainable Fashion Лондонского колледжа моды Asos запустили специальный обучающий курс для дизайнеров бренда.

Какое воздействие это окажет? Заявленные Asos инициативы говорят о том, что британский ретейлер намерен перейти на более экологичную бизнес-модель замкнутого цикла. Однако не стоит ожидать, что в ближайшее время хоть какому-то бренду масс-маркета удастся воплотить подобные планы в жизнь.

Заявление: Сократить ежегодные показатели углеродоемкости к 2020 году.

Что это значит? Компания намерена сократить выбросы углекислого газа по четырем основным аспектам: офисы бренда, командировки, упаковка и транспортировка товаров. К слову, на транспортировку приходится 90% от всего объема углеродного следа компании.

Какое воздействие это окажет? Согласно последним отчетам Asos, год за годом ретейлеру удается сокращать количество выбросов углерода на 28%. В рамках программы Sustainable Clothing Action Plan к 2020 году компания намерена сократить углеродный след от производства собственной линейки одежды Asos на 15%. С такими таргетами бренду придется очень постараться, чтобы к концу 2050 года осуществить намеченный ООН план по нулевым показателям выбросов.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Красота

Как усталость влияет на выбор еды

Дизайн

Столы Fendi, стеллаж Louis Vuitton и другие модные предметы с ярмарки Design Miami

Красота

Как окрашивание и выпрямление волос связаны с раком груди

Edition