Что происходит в волшебном мире моды?

Ольга Михайловская пытается проникнуть в голову хозяевам модных Домов и разобраться, как все там устроено
О смене дизайнеров в модных Домах уходе Рафа Симонса из Dior Джона Гальяно из Dior | Vogue

Наконец официально: Раф Симонс, чуть меньше года назад оставивший пост главного дизайнера женских коллекций Dior, становится креативным директором Calvin Klein. Условная новость — о назначении как о факте в индустрии говорили уже полгода — без сомнения, принесет мир и покой в души поклонниц дизайнера, девушек, лишившихся женской одежды в исполнении Симонса, ведь собственная линия одежды у Рафа исключительно мужская. В остальном можно смело констатировать очевидное: накал страстей на полях fashion-сражений поутих, и бесконечная перестановка дизайнеров в крупных Домах и брендах начала вызывать лишь усталую усмешку.

В самом деле, еще год назад индустрия всякий раз замирала в тревожном ожидании, стоило месту креативного директора большого Дома оказаться вакантным. Интересно было знать, почему дизайнер был уволен, или сам решил уйти. Еще любопытнее — кого пригласят на еще не остывшее место и насколько вновь прибывший солдат оправдает ожидания и публики, и могущественного работодателя. Совпадет ли коммерческий успех или, наоборот, провал с оценками модной прессы. Найдет ли новичок правильные новые слова или запоет старую песню. Когда менялись дизайнеры, было торжественное чувство смены эпох, общественных настроений, художественных вкусов. Сегодня появляется ощущение, что наблюдаешь за поведением избалованных детей, которые никак не решат, какую игрушку лучше купить. Перестановки вызывали неподдельный интерес профессионального сообщества. Даже если они формально не имели ничего общего с профессиональными качествами участников, как в случае с Джоном Гальяно, уволенным как будто бы за пьяную выходку в 2011 году. Даже тогда в первую очередь вставали именно профессиональные вопросы: так ли хорош он был в последние годы своей работы в Dior, не пора ли было его менять в любом случае и кто может справиться с этой сложнейшей задачей по-новому, по-другому?

Всякий раз, когда раньше менялись дизайнеры в брендах-мастодонтах, было торжественное чувство смены эпох, общественных настроений, художественных вкусов, в конце концов. Сегодня появилось странное ощущение, что наблюдаешь за поведением избалованных детей, которые никак не решат, какую игрушку лучше купить. Самую красивую или самую дорогую. Самую большую — чтобы больше, чем у всех ребят в песочнице, — или маленькую, но диковинную, какой никто ни в нашем, ни в соседнем дворе еще не видел никогда.

Бесконечная перестановка дизайнеров в крупных Домахначала вызывать усталую усмешку

Пригласить ли дорогущего дизайнера-звезду или наоборот — заставить всех задохнуться от неожиданности, когда заветное место займет никому доселе не известный скромный труженик изнутри. Перекупить дизайнера у главного соперника или одарить благосклонностью молодого выпускника модной школы. Звучит интересно, но делается все это на удивление нерасторопно и с некоторой медвежьей грацией, что особенно чудно для столь элегантного бизнеса.

Истерики проходят быстро, а хороший дизайн,

**отвечающий настроению ****времени ****и совместимый с жизнью, приносит ****стабильные **продажи и лояльность аудитории.

Пока хозяева собираются с мыслями, саспенс теряет всякую привлекательность и для прессы, и для клиентов. Слухи и сплетни застаиваются и начинают вызывать раздражение, а новая манера плевать вслед дизайнеру, покинувшему свой пост по собственной или не собственной инициативе, не важно, выглядит и вовсе по-детски. Зачем удалять из инстаграма все, что связано с Эди Слиманом? Не он ли обеспечил вам тот неслыханный рост продаж, которым вы только что гордились?

Зачем официально винить Фриду Джаннини в спаде продаж, которые теперь так стремительно взлетели с приходом нового дизайнера, больше 10 лет бесславно просидевшего на третьих ролях в ее же команде. Чья это ошибка, кто не туда глядел все эти 10 лет? И есть ли уверенность, что истерический восторг, сопровождающий каждую коллекцию новой звезды продлится еще хотя бы несколько лет. Истерики вообще проходят быстро, а хороший дизайн, отвечающий настроению времени и в хорошем смысле совместимый с жизнью (то есть попросту коммерческий), приносит стабильные продажи и лояльность аудитории.

Что происходит в волшебном мире моды?
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

Впрочем, и вышеупомянутые профессиональные качества не гарантируют дизайнеру защиту от того, что в одночасье он превратится в надоевшую игрушку. Иначе как понять расставание Lanvin с Альбером Эльбазом, дизайнером, не просто вытащившим Дом за уши из полного забвения, но и сумевшим никому не надоесть за эти долгие пятнадцать лет? Дизайнера, весть об уходе которого была встречена страдальческим стоном верных клиенток по всему миру. А разговоры о падающих в последнее время продажах — детский лепет: продажи снижались у всех и всюду. Времена изменились, и жирные нулевые давно прошли. Самые дорогие и желанные игрушки порой дают сбой и работают вопреки техническому описанию, хотя были запущены по инструкции. Страх ли это? Оторопь? Невозможность быть собой?

Смог бы психолог профессионально объяснить, откуда в коллекциях гениальных дизайнеров для больших Домов появляется продукт, резко отличающийся от того, что делал человек последние, скажем, пять лет? Отличающийся настолько, что порой становится страшно за себя и за него. Был ли это он, была ли это я? Осталось ли все в прошлом, а было ли вообще? Похоже на паранойю? Очень даже! Как же тогда объяснить, что один и тот же дизайнер, словно игрушка, «заводится» через раз: может подряд сделать две-три слабые коллекции, и вдруг, когда с ним уже покончено и найдена замена, выдать работу на отлично.

Как быть в такой ситуации? Все бросить и пуститься в новое плавание с дизайнером, до того много лет работавшим в дуэте, безусловно, одном из самых блистательных на современной модной сцене, но про которого отдельно ни мы, ни они — никто ничего не знает. Вдруг в одиночестве «не сработает»?

Как объяснить, что один и тот же дизайнер может подряд сделать три слабые коллекции, и вдруг, когда с ним уже покончено и найдена замена, выдать работу на отлично?

Если что, через три года мы снова поменяем дизайнера — срок Рафа Симонса в Dior и Александра Вэнга в Balenciaga становится почти символическим. Или бросим сразу, без лишних церемоний? Или что? Варианты иссякают.

Тем временем все настойчивее звучат заявления хедхантеров и модных консультантов о том, что fashion-магнаты испытывают крайнюю обеспокоенность: им, видите ли, все труднее становится найти подлинный талант! И в самом деле, когда в нашем магазине все игрушки уже куплены, куда податься в поисках доселе невиданных? Чем успокоить аппетиты? Может лучше съесть мороженое?

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.