«Это и есть искусство: каждое новое шоу — как последнее»

В интервью для Vogue.ru Клэр Вилкокс, куратор посвященной Александру Маккуину выставки «Беспощадная красота» в музее Виктории и Альберта, рассказала о том, что делало Александра гением
«Это и есть искусство каждое новое шоу — как последнее»

После грандиозного успеха 2011 года в Метрополитен-музее выставка «Беспощадная красота», посвященная одному из самых непредсказуемых и талантливых дизайнеров современности — Александру Маккуину, приехала на родину, в Лондон. Куратор экспозиции Клэр Вилкокс в интервью арт-эксперту Ольге Ломака рассказала о концепции Savage Beauty, о том, что вдохновляло Маккуина на создание коллекций, о его невероятных показах и о том, что стояло за ними.

Галерея Romantic Nationalism, часть выставки в Музее Виктории и Альберта ©Victoria and Albert Museum

Клэр, как мне известно, вы не только курируете экспозицию Savage Beauty, но и выпустили книгу об Александре Маккуине. В чем, по-вашему, заключается его талант? Что сделало его таким выдающимся дизайнером?

Скорее всего, его уникальность и гениальность как дизайнера можно объяснить безграничным творческим видением. На создание моделей его вдохновляли не только кинематограф, искусство и природа — он черпал его буквально в каждом событии и действии. Это сложный и многогранный комплекс ярких идей, в чем-то несочетаемых, но в результате дающих такой экстраординарный, зачастую маскарадный эффект. Его особой страстью были исторические мотивы, которыми он наполнялся здесь, в стенах Музея Виктории и Альберта: в поисках вдохновения он провел десятки часов в этих залах и архивах. Его талант бесспорен, он — один из немногих дизайнеров, кто перешагнул в середине 90-х годов мнимую черту предела человеческой фантазии в модной индустрии, привнеся в нее драматизм, мрачный романтизм, электрическое напряжение, примитивную сексуальность и небрежную элегантность. Его показы подняли планку подиума на совершенно новый уровень, сделав из них настоящее постановочное шоу, превращая каждый выход модели в перформанс, в блокбастер, вызывающий бурю эмоций. Его радикальный и бесстрашный взгляд изменил подход к модной индустрии, еще больше приблизив ее к современному искусству.

Александр Маккуин, 1997

Экспозиция составлена в необычной манере. Расскажите, какая концепция стоит за ней?

Экспозиция основана на выставке «Беспощадная красота», которая проходила в музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2011 году и имела колоссальный успех. А для Лондона она была специально расширена новыми экспонатами, вещами и аксессуарами. Основная идея выставки и цель, которую мы преследовали, — показать творения Александра Маккуина, оформив их в тематическом порядке, а не в хронологическом. Концепция разделения образов была привязана к темам, событиям и вещам, которые повлияли на их создание, полностью завладевая мыслями и сознанием Маккуина. В сердце экспозиции размещен «Кабинет редкостей», и он намного больше нью-йоркского: было добавлено около 60 предметов и поставлены мониторы с видео почти всех показов дизайнера. Именно здесь посетителю дается возможность самому разгадать феномен Александра Маккуина.

В специально созданной архаичной системе расположены платья и аксессуары из самых запоминающихся и шокирующих коллекций дизайнера, например неповторимое платье с россыпью красочных брызг, выполненных механизированной рукой робота. И здесь же видео с самого шоу, где разворачивается столь необычное и увлекательное действие — головокружительный танец модели Шалом Харлоу и двух роботов с баллончиками желтой и черной краски, создающих новый шедевр модного искусства на глазах у завороженной публики. И великолепные шляпки из коллекций 2006 года — инкрустированное кристаллами птичье гнездо, и разлетающаяся стайка красных бабочек 2008 года — обе были созданы совместно с ирландским дизайнером головных уборов и другом Александра Филипом Трейси. В этом же зале представлено и одно из самых грандиозных и технологичных решений Маккуина из шоу 2008 года — голограмма модели Кейт Мосс в разлетающемся белом платье, появляющаяся из ниоткуда и исчезающая в никуда.

Claire-Wilcox.jpgКлэр Вилкокс и Ольга Ломака
Каждый следующий зал посвящен отдельной теме, например, показу весна-лето 2004, за основу которого Александр взял фильм Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»: он устроил настоящий танцевальный марафон в парижском бальном зале, доводя моделей буквально до изнеможения. Отдельный зал оформлен как психиатрическая больница для коллекции 2001 года. Есть здесь и образы из коллекции Plato's Atlantis со знаменитыми туфлями в виде броненосцев, которые больше подходят для инопланетных созданий. Вы знаете, нам не пришлось особо задумываться над стилизацией, ведь Ли уже сделал все за нас, и выставлять без соответствующих декораций его легендарные творения было бы неправильно. Для Маккуина коллекции всегда состояли из вещей и самого представления, он устраивал не просто демонстрацию своей одежды, а театральное шоу, одновременно вгоняя в ступор модных редакторов и восхищая их своей экстравагантной смелостью. Эту же интригу, предвкушение захватывающего действия мы старались перенести в музей, в чем нам очень помог Сэм Гэнсбери, который продюсировал многие показы Ли, чтобы посетители смогли почувствовать на себе силу дизайнерского гения и режиссерского замысла Александра Маккуина. **Экспозиция составлена в необычной манере. Расскажите, какая концепция стоит за ней?**Экспозиция основана на выставке «Беспощадная красота», которая проходила в музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2011 году и имела колоссальный успех. А для Лондона она была специально расширена новыми экспонатами, вещами и аксессуарами. Основная идея выставки и цель, которую мы преследовали, — показать творения Александра Маккуина, оформив их в тематическом порядке, а не в хронологическом. Концепция разделения образов была привязана к темам, событиям и вещам, которые повлияли на их создание, полностью завладевая мыслями и сознанием Маккуина. В сердце экспозиции размещен «Кабинет редкостей», и он намного больше нью-йоркского: было добавлено около 60 предметов и поставлены мониторы с видео почти всех показов дизайнера. Именно здесь посетителю дается возможность самому разгадать феномен Александра Маккуина.

В специально созданной архаичной системе расположены платья и аксессуары из самых запоминающихся и шокирующих коллекций дизайнера, например неповторимое платье с россыпью красочных брызг, выполненных механизированной рукой робота. И здесь же видео с самого шоу, где разворачивается столь необычное и увлекательное действие — головокружительный танец модели Шалом Харлоу и двух роботов с баллончиками желтой и черной краски, создающих новый шедевр модного искусства на глазах у завороженной публики. И великолепные шляпки из коллекций 2006 года — инкрустированное кристаллами птичье гнездо, и разлетающаяся стайка красных бабочек 2008 года — обе были созданы совместно с ирландским дизайнером головных уборов и другом Александра Филипом Трейси. В этом же зале представлено и одно из самых грандиозных и технологичных решений Маккуина из шоу 2008 года — голограмма модели Кейт Мосс в разлетающемся белом платье, появляющаяся из ниоткуда и исчезающая в никуда.

Клэр Вилкокс и Ольга Ломака

Каждый следующий зал посвящен отдельной теме, например, показу весна-лето 2004, за основу которого Александр взял фильм Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»: он устроил настоящий танцевальный марафон в парижском бальном зале, доводя моделей буквально до изнеможения. Отдельный зал оформлен как психиатрическая больница для коллекции 2001 года. Есть здесь и образы из коллекции Plato's Atlantis со знаменитыми туфлями в виде броненосцев, которые больше подходят для инопланетных созданий. Вы знаете, нам не пришлось особо задумываться над стилизацией, ведь Ли уже сделал все за нас, и выставлять без соответствующих декораций его легендарные творения было бы неправильно. Для Маккуина коллекции всегда состояли из вещей и самого представления, он устраивал не просто демонстрацию своей одежды, а театральное шоу, одновременно вгоняя в ступор модных редакторов и восхищая их своей экстравагантной смелостью. Эту же интригу, предвкушение захватывающего действия мы старались перенести в музей, в чем нам очень помог Сэм Гэнсбери, который продюсировал многие показы Ли, чтобы посетители смогли почувствовать на себе силу дизайнерского гения и режиссерского замысла Александра Маккуина.

Галерея Romantic Nationalism, часть выставки в Музее Виктории и Альберта ©Victoria and Albert Museum

Клэр, вы курируете большинство секций «Беспощадной красоты» в Музее Виктории и Альберта. В чем кардинальное отличие лондонской экспозиции от нью-йоркской выставки?

Я думаю, помимо того что экспозиция стала более расширенной, мы сместили акцент с романтичности Александра Маккуина, на которую опирался Эндрю Болтон в Метрополитен-музее, на первобытную сексуальность, мрачность и неизбежность смерти, присущую Англии XIX века. В Лондоне вы увидите больше костей, черепов, рогов, завядших цветов и перьев. Одним из ключевых мотивов выставки стала викторианская готика, что неудивительно — это обусловлено его страстью к исторической теме, одежде и культуре той эпохи. Это заметно с самых первых залов, особенно там, где представлена его выпускная коллекция 1992 года, апогеем которой является пальто, навеянное таким пугающем персонажем, как Джек-потрошитель. Надо сказать, что общая концепция совершенно не связана с культурным подтекстом, в котором работал Маккуин.

Платье из перьев страуса и пластиковых чешуек
из коллекции Voss, весна-лето 2001 ©REX

Выставка пользуется ошеломляющем успехом. Что, по-вашему, больше всего притягивает зрителей?

Это действительно интересная экспозиция! Она притягивает к себе не только людей, интересующихся модой, но и всех остальных, независимо от возраста и социального статуса. Посетителей привлекает загадка Маккуина, его неоднозначная личность и буря переживаний, которую он выплескивал в своих нарядах и показах. По коллекциям Ли можно проследить его трагическую историю жизни, если немного абстрагироваться от вещей и постановок и попытаться подумать: что он хотел этим сказать? Был ли это эстетически завуалированный крик о помощи? Интрига, загадка, необычность, экстраординарность Маккуина — вот что по-настоящему тянет сюда зрителей.

Показ весна-лето 1999 ©Catwalking

Дает ли «Беспощадная красота» ответы на эти вопросы?

Боюсь, что такого ответа уже никто не даст. А на выходе из музея у вас появится еще больше вопросов. Именно поэтому может появится желание посетить экспозицию еще не один раз.

Залы выставки «Беспощадная красота» в Музее Виктории и Альберта ©Victoria and Albert Museum

У вас наверняка сложилось собственное мнение о творчестве Маккиуна и появились любимые вещи. Какие из них больше всего отражают дизайнерскую сущность Ли?

Я люблю его последние работы — они больше всего показывают сущность Александра Маккуина. Минимализм кроя и нестандартное богатство отделки — в этом весь Маккуин: сделать из нетипичных материалов шокирующие конструкции и преподнести этот шедевр как должное, окунуться в поисках красоты в историю и создать новый тренд. Это и есть искусство — за гранью фантазии обычного сознания, на пределе возможностей, между пугающим сюрреализмом и трогательным романтизмом, всегда по лезвию ножа и каждое новое шоу — как последнее.

Комплект «Медуза» и туфли «Броненосец», коллекция Plato’s Atlantis, весна-лето 2010 ©Lauren Greenfield INSTITUTE

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Музей Виктории и Альберта