Это все о нем: вселенная Джанни Версаче

Сексуальные силуэты, яркие цвета, безумные принты и феномен супермоделей — Донателла Версаче дает поколению нулевых шанс познакомиться с творчеством своего брата
Джанни Версаче память о кутюрье почтили созданием коллекцииоммажа

Это было не просто захватывающее шоу, а настоящее путешествие во времени — причем такое, откуда можно постить фото в инстаграм. Как будто там, в Милане, за кулисами снова стоял сам Джанни Версаче, а покойный Джордж Майкл сидел в первом ряду, как на незабываемом показе 1991 года, за шесть лет до трагической гибели модельера от пули убийцы.

В двадцатую годовщину печальных событий Донателла, сестра Джанни, не стала устраивать траурных церемоний. Она выбрала намного более яркий и жизнеутверждающий способ напомнить о брате: с помощью коллекции-оммажа, в которой были задействованы любимые темы Версаче. «Ностальгия — это не мое, я не люблю вглядываться в прошлое. Я хотела создать гимн ­радости бытия, потому что именно к этому Джанни ­всегда стремился».

В завершение показа на подиум вышли Синди Кроу­форд, Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер, Хелена Кристенсен и Карла Бруни — пять богинь, одетых в приличествующие им золотые платья, пять супер­звезд ушедшей эпохи. Об этом финальном аккорде заранее не догадывался никто — даже другие модели за кулисами были потрясены внезапным появлением легенд моды.  «Идея коллекции, полностью основанной на работах Джанни, пришла ко мне совершенно случайно, — рассказывает Донателла. — Как-то раз я получила сообщение от Кендалл Дженнер — она купила в магазине винтажной одежды в Лос-Анджелесе джинсы Versace с принтом и спрашивала, где найти похожую куртку или рубашку. В этот момент я поняла, что можно создать целую коллекцию, посвященную памяти брата и в то же время нацеленную на молодое поколение — людей, которые знают и любят то, что делал Джанни, но не успели застать мир, в котором он жил и работал». «НОСТАЛЬГИЯ — НЕ МОЯ ТЕМА, Я НЕ ЛЮБЛЮ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ В ПРОШЛОЕ. Я ХОТЕЛА СОЗДАТЬ ГИМН РАДОСТИ БЫТИЯ, ИМЕННО К ЭТОМУ СТРЕМИЛСЯ ДЖАННИ!» В творчестве Джанни Версаче было несколько тем, которые он эксплуатировал с огромным успехом, — от «Дикого барокко» (1991) с его кричащим сочетанием леопардового принта и позолоченных завитушек до «Энди Уорхола» (1991) с поп-арт-портретами Мэрилин Монро и Джеймса Дина на платьях с американской проймой и «Бабочек» (1995), где задавали тон комбинезоны ярких, контрастных цветов с золочеными цепочками.

Наряды переливались, как драгоценности, сверкая бисером, блестками, крупными камнями и вышитыми шелковыми узорами; нередко в них применялась техника, популярная в парижских ателье XIX века: на проволочную основу нанизывалась слой за слоем бисерная аппликация, придававшая корсажу роскошный объемный вид.

Джанни смешивал элементы поп-культуры, живописи, истории моды. В его руках несочетаемое великолепно сочеталось. К пышным юбкам XVIII века с вычурными узорами пастельных тонов он предлагал джинсовую рубашку в ковбойском стиле, прошитую золотом. Известнейшую работу Роя Лихтенштейна он использовал в желтом вечернем платье из шелка деворе, на котором красовались гигантские буквы WHAAM!.

Из шифона или креп-жоржета Версаче создавал прямые платья-колонны, свободно скользившие по телу, а легкая органза, сколотая подсмотренными у панков булавками, превращалась в бальные туалеты, державшиеся на лямках, как рабочие комбинезоны.

Его любимые клиентки говорили, что стоило только примерить платье от Версаче — и грудь у тебя сама собой становилась выше, зад выпячивался, ноги удлинялись, а живот втягивался. В его вечерних платьях таилась энергия — и тело менялось.

Всю мощь своей творческой фантазии Джанни вложил в принты, превзойдя Эмилио Пуччи, считавшегося крупнейшим новатором послевоенной эпохи в истории моды. Джанни переносил на платки, шелковые блузки и платья портрет Элтона Джона, открыточные виды Майами-Бич, золотое великолепие византийских богородичных икон.

Воплощение смелых фантазий Джанни требовало огромного труда. Компьютерного дизайна еще не существовало, и принты выполнялись с помощью гравированных валиков или трафаретов, для каждого цвета — свой. Самые сложные рисунки Джанни включали двадцать три цвета, соперничать с ними могли только легендарные платки Hermès. За прошедшие двадцать лет мода дико ускорилась и, как следствие, упростилась. Чтобы воспроизвести этот эффект, Донателла применила поистине научный подход. Джанни Версаче, придававший принтам огромное значение, и в восьмидесятые был единственным, кто заказывал ткани, напечатанные в восемнадцать или даже двадцать цветов, — остальные модельеры удовлетворялись четырьмя. Его сестра обратилась к тем же производителям, с которыми работал и он. «Это была интересная творческая задача, она расширила мои горизонты», — поясняет Донателла. «ВСЕ ПЕРЕДОВОЕ ВЫЗЫВАЛО У ДЖАННИ ВОСТОРГ. ОН НАВЕРНЯКА ПОЛЮБИЛ БЫ ИНСТАГРАМ, БОЛЕЕ ТОГО — ПРИДУМАЛ БЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО КАК-НИБУДЬ ПО-НОВОМУ». Из архива она выбрала несколько ключевых моделей и слегка переделала пропорции и крой, чтобы их осовременить. Где-то плечи помягче, где-то вытачек поменьше, где-то силуэт посвободнее. В итоге воскресли все культовые образы вселенной Versace, в том числе из знаменитых рекламных кампаний, которые снимал Ричард Аведон. «Только одно платье не удалось сшить заново, — уточняет она. — Наташа Поли вышла на подиум в платье из нашего архива: это ручное шитье, другого такого нет и уже не будет».

Донателла в высшей степени довольна новой коллекцией: «Изучать наследие Джанни было тяжело, эмоции зашкаливали, но под конец я испытала облегчение. Раньше события прошлого на меня давили, омрачали мое существование. Теперь Джанни стал для меня образцом. За эти годы я изменилась как женщина. Я чувствую себя увереннее, у меня наконец появился свой стиль. Это случилось не сразу. Джанни для меня был в первую очередь братом, которого внезапно вырвали из моей жизни. Его гениальность подавляла меня, я сделала много ошибок. Потом я начала понимать, что нужно не пытаться делать то же самое, что и он, а учиться смотреть на вещи так, как умел он. Он спрашивал меня, младшую сестру, что я думаю о его работах. И я начала поступать так же, нарушать правила, сотрудничать с талантливой молодежью — как когда-то Джанни со мной». Их творческий диалог начался, когда Донателла была еще маленькой девочкой. «Я была его куколкой — он придумал, как я должна выглядеть и одеваться. Когда мы начали работать вместе, он ко мне прислушивался, мы много спорили и ругались. Я никогда его не боялась, всегда говорила то, что думала. Чем больше мы спорили, тем лучше был конечный результат».

Джанни фонтанировал идеями, все новое вызывало у него восторг. «Он наверняка полюбил бы инстаграм, — говорит Донателла. — И придумал бы какой-нибудь радикально новый интересный способ использовать социальные сети — лучше, чем мы это делаем сейчас».

Версаче погиб в Майами 15 июля 1997 года от руки убийцы-маньяка Эндрю Кьюненена. История этой трагедии будет изложена во втором сезоне сериала «Американская история преступлений» на телеканале FX, снятого по мотивам реальных событий — новый сезон получил название «Убийство Джанни Версаче». Роль самого дизайнера сыграл венесуэлец Эдгар Рамирес, до этого запомнившийся работами второго плана в драмах «Джой» и «Девушка в поезде». Его партнера Антонио Д’Амико исполнил певец Рики Мартин, а убийцу-психопата Эндрю Кьюненена — американец Даррен Крисс, больше известный по театральным постановкам и мюзиклам. «СТОИЛО ТОЛЬКО ПРИМЕРИТЬ ПЛАТЬЕ VERSACE — И ГРУДЬ САМА СОБОЙ СТАНОВИЛАСЬ ВЫШЕ, ЗАД ВЫПЯЧИВАЛСЯ, НОГИ УДЛИНЯЛИСЬ. В ЕГО ВЕЧЕРНИХ НАРЯДАХ ТАИЛАСЬ ЭНЕРГИЯ — И ТЕЛО МЕНЯЛОСЬ». Донателлу, которая станет центральным персонажем сюжета, должна была играть американка итальянского происхождения Леди Гага. Но позже гибели дизайнера был отдан второй сезон, а на роль его сестры утвердили Пенелопу Крус. Изначально планировалось, что история убийства дизайнера станет третьим сезоном сериала, каждый сезон которого — хроника определенного преступления (первый был посвящен футболисту О. Джею Симпсону, обвинявшемуся в убийстве собственной жены и ее любовника).

В основе сюжета — книга Морин Орт «Вульгарные одолжения: Эндрю Кьюненен, Джанни Версаче и самая масштабная и неудачная облава в американской истории». Донателла не принимала участия в написании сценария. По ее словам, сериал ее не заинтересовал. «Как-то раз мы говорили об этом с Пенелопой Крус, мы с ней большие подруги. Я уверена, что она проявит достаточно такта и уважения, но, к сожалению, сериал снимается по книге, в которой очень много неправды».

Джанни Версаче посвятил всю свою жизнь созданию праздника, и коллекция Донателлы воскрешает эту феерию лучше любого фильма.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.