You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»

Креативный директор Y/Project, который за три года превратил бренд в сенсацию, — о своей любви к истории, уважении к британской монархии и беспринципности

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»

Гленн Мартенс. Фото: Яна Давыдова

Под конец ноября в Москве в новеньком KM20 принимали дорогого гостя — креативного директора Y/Project Гленна Мартенса. Он — человек-успех. За три года на посту (после трагической кончины основателя Йохана Серфати) Гленн вывел бренд на совершенно новый уровень. Добавил женскую линию и, применив концептуальный подход Мартина Маржела, изобрел много новшеств — например, знаменитые брюки, которые легко превращаются в элегантные (стриптизерские) шорты. Стройные модницы от них без ума. Y/Project при Мартенсе — одно из самых интересных явлений современной моды, о котором говорят и которое «хотят» все без исключения.

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Хейли Болдуин, Кристина Рубинер, Амали Моосгаард и Джиджи Хадид в джинсах Y/Project

У бельгийца за плечами архитектурный институт, антверпенская Королевская академия изящных искусств, работа в Jean Paul Gaultier, собственная марка, место в шорт-листе премии LVMH и премия ANDAM, которую ему вручили прошлым летом. При взгляде на список заслуг успеху проекта Y/Project, в который Гленн вкладывает всю душу, удивляться не приходится. В чем именно секрет, он рассказал сам.

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Гленн Мартенс. Фото: Яна Давыдова

В твоих работах много от кутюра — все эти рюши, архитектурные силуэты, декор. Не планируешь ли создать полноценную кутюрную коллекцию и поучаствовать в Неделе высокой моды?

О нет-нет, мои коллекции очень эклектичные — там есть референсы ко всему — от уличной моды до исторических нарядов — это касается и женской и мужской линий. Женская, на мой взгляд, почище: в ней полно женственной повседневной одежды, которая выглядит очень сексуально, временами даже чересчур откровенно, и в то же время есть вещи по-настоящему кутюрного уровня — вечерние платья. Мне нравится это разнообразие, ведь я работаю для самых разных женщин. А порой и в одном человеке сочетается несколько типажей. Мои коллекции как раз про то, как быть самой собой и быть разной. Сейчас существует феномен «армии адептов бренда», так вот люди, которые становятся частью такой армии, порой теряют свою собственную сущность, сливаются с этой толпой единомышленников. И это нормально. Но мне хочется дать моим клиентам свободу самовыражения, возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Y/Project весна-лето 2017, осень-зима 2017, весна-лето 2018

Ты сказал, что некоторые вещи в коллекциях Y/Project слишком откровенны и сексуальны. Я заметила, что некоторые, наоборот, совершенно закрыты. Что, на твой взгляд, сексуальнее — прозрачный комбинезон или пуританское платье в пол? 

На мой взгляд, это зависит от мироощущения, от самого человека. Легко быть сексуальной в мини-юбке или в коротких шортах. Но можно быть не менее сексуальной и в скромном белом платье. То же самое можно сказать об утонченности — разве нельзя выглядеть утонченно, надев на себя, условно, всего два сантиметра ткани? По мне — запросто. Все зависит от человека.

Не собираешься ли ты сделать что-то попроще, более базовую линию?

Думаю, мы никогда не будем делать, что называется, базу-базу: простейшую повседневную одежду с логотипом. Все-таки наша база содержит в себе элементы роскоши. Мы делаем треники и худи, но бегать в них не пойдешь, уж очень они близки к высокой моде — высокая посадка, дополнительные слои, складки, декор молниями — много усложнений. За ними стоит серьезная концепция, в них вложено много мастерства. Мы часто используем очень базовые материалы, но много внимания уделяем конструкции, крою и прочему. Я хочу быть честным со своими клиентами — мы люксовый бренд, и я искренне верю, что уличная одежда может существовать в рамках этого сегмента.

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Гленн Мартенс в «бархатном корнере» Y/Project в KM20

И все-таки, может быть, ты планируешь какую-то коллаборацию с более демократичным брендом?

Хм, в плане есть, мы кое над чем сейчас работаем. Не могу пока сказать, над чем именно, это большая тайна. Ждите новостей. Скажу только, что, выбирая партнера из числа масс-маркет-брендов, мы должны убедиться, что он достаточно хорош, чтобы выдержать уровень, качество и так далее.

Теперь про архитектуру. По первому образованию ты архитектор, и в твоих работах есть архитектурные референсы — босоножки-спирали, например, похожи на башню Третьего Интернационала Татлина. Думал ли ты о ней вообще?

О-о, и правда похоже! Честно говоря, текущая коллекция осень-зима — всего лишь вторая, обувь в которой нашего собственного производства. До недавних пор у нас на это не было денег. Когда я стал креативным директором, Y/Project был на грани банкротства. Мы все делали с самого начала. Так вот два года назад мы наконец смогли немного выдохнуть, перестать затягивать пояса и смогли начать работать над своей линией обуви. До тех пор мы покупали обувь для шоу. Угадай где? В стрип-клубах, в странных магазинах в Чайна-тауне. Так вот эти спиральные босоножки как раз оттуда. Они довольно вульгарные. Но ведь необязательно носить их «натянутыми» до самого бедра. Можно спустить спираль вниз — будет выглядеть поскромнее.

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Проект «Памятника ІІІ Интернационала», Владимир Татлин, 1920
Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Босоножки-спирали в коллекции Y/Project осень-зима 2017

Ищешь и находишь ли ты вдохновение в архитектуре?

Бывает, реже в современном конструктивизме, чаще в архитектуре исторических зданий. Они передают атмосферу определенного периода, для меня она источник вдохновения. Архитектура — моя первая любовь как с точки зрения искусства, так и ремесла. Поэтому все мои коллекции начинаются с конструкции. Я ищу способы интересно «построить» вещь, как «перестроить», деконструировать привычную форму.

Если говорить о конкретных стилях, я сам из Брюгге, это в Бельгии. Там сейчас все ровно так, как было в XIV веке. И я очень люблю эту мрачную готику, потому что это мой дом. Но вчера я гулял по Красной площади,  любовался Кремлем, церквями и был поражен их красотой. У меня вообще довольно эклектичный вкус.

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Гленн на Красной площади. Фото: @glennmartens

Кто твой любимый дизайнер из тех, кто сейчас уже не работает?

Их много! Каждого я люблю за что-то конкретное, за индивидуальный подход к делу. Вионне, Диор, Баленсиага и другие мастера — все они заложили основу современной моды. Они изобрели много нового в свое время. Нам остается переосмыслять их изобретения. Мне нравится погружаться в историю костюма. Буквально сегодня я был в вашем Государственном историческом музее, насмотрелся там на наряды царей — коронационное платье — вау. Я помешан на исторических нарядах.

Но если говорить о современной моде, которая склонна интерпретировать — главная фигура тут, конечно, Мартин Маржела. Он основатель целой школы концептуализма. Он больше чем дизайнер, он изменил творческое мировоззрение своего поколения и всех будущих поколений дизайнеров. Многие мои современники работают согласно его концептуалистской идее. На мой взгляд, Маржела — это в большей степени идея, нежели эстетика. Кто-то копирует его манеру, кто-то, я в частности, придерживаясь заданного курса, старается делать что-то свое в формате его школы.

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Y/Project весна-лето 2018

А кого из своих современников особенно уважаешь?

Все дизайнеры работают по-разному. Кто-то, как например Демна в Balenciaga, ставит во главу угла бизнес-стратегию. Он одним из первых начал это делать, и я очень уважаю такой подход. Потому что мода в первую очередь бизнес, способ заработка. Это ни в коем случае не значит, что сами творения Демны с точки зрения дизайна не интересны. Мне очень нравится его интерпретация Balenciaga. Но я отчетливо вижу, что это не просто очень красивые, талантливые коллекции, они еще и досконально продуманы тактически. Я, кстати, во время учебы был его fit-model (модель, на кого во время работы над коллекцией в студии «сажают» все вещи. — Прим. ред.).  

Кто клиент твоей мечты? 

Английская королева Елизавета II. Если она закажет у меня что-то, это будет вершина моей карьеры. Она живая легенда, живая энциклопедия, она видела Вторую мировую войну, была знакома со всеми величайшими личностями XX века. Она такая одна во всем этом чертовом мире, почти богиня. Так что думаю, одеть ее величество было бы очень интересно.

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Y/Project осень-зима 2017
Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Королева Елизавета II в Лондоне

Самый мудрый совет твоего отца тебе?

О, мой отец человек строгий. Из тех, кто дает всего один шанс. Не в его духе советовать, но он многому меня научил. Когда я поступил учиться, он сказал: «Не заваливай и можешь учиться, сколько хочешь. Как только провалишься, лишишься моей поддержки». За все семь лет учебы я ни разу не провалился. Отцовский ультиматум меня подстегивал. Это привило мне чувство ответственности за себя, за свою жизнь и успехи, и оно очень помогает мне сейчас.

Самый мудрый совет твоего лучшего друга?

Вообще, я человек беспринципный. (Смеется.) У меня много личностных ценностей, но строгих принципов нет — все возможно. Если это все никому не причиняет вред, разумеется. Большинство моих бельгийских товарищей — серферы и лучше всего на свете умеют отдыхать. По шесть месяцев в году они проводят в океане в поисках волны и гармонии с природой, принципиальности там не место. И они научили меня приспосабливаться к любым обстоятельствам: я могу чувствовать себя комфортно в суете парижской Недели моды или на съемках посреди Шотландии в дождь. Совершенно везде.

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Гленн Мартенс. Фото: Яна Давыдова

Что бы ты пожелал себе самому?

Я очень счастливый человек. Когда я начинал работать в Y/Project, я совершенно не ожидал, что достигну такого успеха. Сейчас я хожу в офис, в который я люблю ходить, выполняю работу, которую люблю, в команде, которую люблю, которой доверяю. Мы все друзья, мы можем работать бок о бок всю неделю и потом пойти веселиться вместе в выходной. Так что я очень-очень счастливый человек. Единственное, чего бы я желал, это завести семью и детей до 40, сейчас мне 35. Счастливую семью, двоих детей. Можно и усыновить, посмотрим...

Гленн Мартенс: «Я мечтаю одеть английскую королеву»
Гленн Мартенс на показе мужской коллекции Y/Project весна-лето 2018
комментарии