Мода

История бикини — самого спорного купальника

Рассказываем, как откровенная модель, вызывающая бурю критики, стала классикой

Появление первого бикини в 1946 году произвело в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Один из самых неоднозначных элементов женского гардероба вызвал шквал осуждения, и выход в нем на пляже приравнивался к антиобщественному жесту. Рассказываем, как этот купальник из символа дурного вкуса превратился в предмет вечной классики и почему до сих пор вызывает споры.

Девушки на пляже в Калифорнии, 1900

Удивительно, но в античные времена женщины одевались гораздо более откровенно, чем в XIX веке: жительницы Древнего Рима и Греции носили специальные раздельные топы и шорты для занятий спортом, напоминающие современный раздельный купальник. А вот в Викторианскую эпоху, когда прибрежные морские курорты стали популярным местом отдыха, девушкам приходилось наслаждаться волнами прямо в длинных платьях и объемных штанах — более открытого костюма для них не предполагалось.

Мозаика на Вилле дель-Казале, первая четверть IV века н. э.

В начале XX века пляжная одежда начала приобретать современные, более привычные нам черты, хотя общество выступало против. Дошло до того, что в 1907 году австралийскую пловчиху Аннет Келлерман арестовали в Бостоне за «непристойный» вид — слишком облегающий купальный костюм, который, впрочем, почти не обнажал ее тело. В 1913-м дизайнер Карл Янтцен решил разделить купальник на две части и сделать шорты с высокой талией и укороченный топ. Стоит ли говорить, что далеко не все были готовы к такому радикальному наряду.

Аннет Келлерман, 1907

Однако уже к 1920-м годам оголенные плечи и ноги перестали восприниматься как пощечина общественному вкусу и нарушение морали, а в 1930-х глубокое декольте на спине и юбки с разрезами и вовсе стали обычным делом. Купальники с вырезами дизайнера Клэр Маккарделл, откровенные пляжные наряды актрис Джейн Мэнсфилд, Риты Хейворт и Авы Гарднер, а также образы пинап-див и шоугерлз — благодаря их примеру границы демонстрации женского тела становились все шире. Но без проблем не обходилось: в 1930 году в Голливуде был принят кодекс Хейса — собрание этических норм, ставших неофициальным стандартом цензуры в кинофильмах. Согласно ему, на экране следовало ограничивать наготу, и если актриса снималась в раздельном купальнике, плавки должны были быть с высокой талией.

Ава Гарднер, 1945; Рита Хейворт, 1945

Запрет был снят только после Второй мировой войны. Летом 1946 года свет увидели новые, еще более откровенные модели купальников двух разных дизайнеров: сначала «Атом» Жака Хейма, и чуть позже — его усовершенствованный вариант Le Bikini авторства Луи Реара. Названия обоих намекали на «эффект разорвавшейся бомбы», который должны были произвести эти пляжные комплекты: на термин «бикини» Реара вдохновили испытания ядерного оружия на атолле Бикини, организованные США за несколько дней до показа Луи. Придуманный дизайнером купальник с плавками-стрингами был настолько смелым, что большинство моделей попросту отказывались в нем позировать. А одна согласилась и вошла в историю — 19-летняя танцовщица стриптиза Мишелин Бернардини.

Мишелин Бернардини в бикини, созданном Луи Реаром, на показе в бассейне Molitor в Париже, 1946

На большинстве пляжей девушкам запрещали появляться в таком открытом купальнике. Среди немногих актрис, не постеснявшихся примерить его на экране, стала Брижит Бардо — в фильме «Манина, девушка в бикини». Звездный час купальника случился в 1960-е, и опять-таки во многом благодаря поп-культуре: чуть ли не самые известные образы девушек в бикини появились именно в это десятилетие — вспомните Урсулу Андресс и ее белоснежный купальник в «Докторе Ноу» и Рейчел Уэлш в сшитом из звериных шкурок комплекте в «Миллионе лет до нашей эры».

Урсула Андресс в фильме «Доктор Ноу», 1962; Рейчел Уэлш в фильме «Миллион лет до нашей эры», 1966

В 1970-е популярность бикини продолжала набирать обороты: теперь такие купальники шили из самых разных материалов вплоть до кружева и носили все главные иконы стиля от Пэт Кливленд и Шерил Тигс до троицы «Ангелов Чарли». В 1980-е появились новые ролевые модели: Фиби Кейтс, эффектно выходящая из бассейна в своем ярко-алом купальнике в комедии «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай», и, конечно, Кэрри Фишер в золотом бикини принцессы Леи. В 1990-х ассортимент раздельных купальников стал еще шире: появились и простые спортивные модели, и бикини из микроскопических кусочков ткани, представленные на шоу Chanel в 1995 году.

Хотя сегодня бикини можно назвать классикой, споры об этом элементе пляжного гардероба продолжаются до сих пор. Одни видят в нем провозглашение женской свободы и сексуальности, а для кого-то он стал символом сексуальной объективации и давления, которые испытывают девушки по отношению к своему внешнему виду. Популярность бикини породила неоднозначные проблемы, которые мы пытаемся решить до сих пор: например, однообразие позирующих в купальниках моделей и фразы вроде bikini body, подразумевающие, что не любое тело готово к открытому купальнику. Так что можно сказать, что история бикини продолжается.

Иллюстрация: Sophie Glover

Читайте также: Какие купальники носить этим летом

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Getty Images

Читайте также

Мода

Краткая история Недели моды в Париже

Красота

Политика волос: как история влияет на наши прически

Мода

История брючного костюма: как мужская «двойка» стала женской классикой

Edition