Как Central Saint Martins стал главной школой дизайна

В преддверии выхода книги Fashion Central Saint Martins бывшие студенты школы делятся самыми яркими воспоминаниями
Как Central Saint Martins стал главной школой дизайна

Школа дизайна Central Saint Martins впервые открыла свои двери для студентов в 1932 году и с тех пор заняла нишу главной альма-матер самых выдающихся талантов индустрии моды. Ее основательницей была британская художница Мюриэл Пембертон, в посвященном ей некрологе газета The Independent назвала ее изобретательницей «художественного подхода к fashion-обучению в Британии». Сегодня Central Saint Martins известен на весь мир, но его путь к славе был долгим. Изначально учебное заведение называлось St Martin’s, это была арт-школа без каких-либо дизайнерских специализаций, кроме разве что направления иллюстрации (CSM она станет лишь в 1989 году после объединения с центральной школой). Молодую и неопытную Пембертон пригласили туда преподавать вечерние курсы по fashion-рисованию. В последующие годы благодаря ей в учебном плане появились музеология, курсы кройки и живописи с натуры, а затем Пембертон стала главой первого fashion-факультета в Британии.

Выпускной мудборд Matty Bovan, 2013; Matty Bovan, 2015

Она заложила фундамент, на котором выросло несколько поколений лучших дизайнеров нашего времени. Александр Маккуин, чья выпускная коллекция дала новый импульс развитию британской моды, Фиби Файло, получившая место креативного директора сперва в Chloé, а затем в Céline, Риккардо Тиши, бывший главный дизайнер Givenchy, а ныне — креативный директор Burberry, — все они выпускники CSM. Кстати, последний признавался, что о школе у него остались только светлые воспоминания: «Преподаватели в CSM позволяют тебе быть собой и не пытаются навязать свои идеи».

Каждое поколение вышедших из-под крыла Central Saint Martins дизайнеров, будь то Гарет Пью и Мэри Катранзу в 2000-е или Ричард Куинн и Грейс Уэльс Боннер в 2010-е, доказывает, что детище Пембертон — по-прежнему лучшая кузница модных талантов. Впрочем, внимания стоят не только ученики, но и выдающиеся учителя CSM. Самый яркий пример — наставница и директор магистерского курса дизайна школы Луиз Уилсон, которая ушла из жизни в 2014 году после 22 лет работы в колледже. «Она верила, что доступ к образованию должен быть у людей из любых сословий, а не только у детишек с привилегиями», — говорил о ней ее бывший студент Кристофер Кейн. Это был основополагающий принцип не только Уилсон, но и всей школы: заявку на обучение могли подать студенты любого происхождения и этнической принадлежности.

Страница из скетчбука Молли Годдард, 2012

Страница из скетчбука Гарета Пью, 2003

Этой осенью в издательстве Thames & Hudson выходит книга Fashion Central Saint Martins Келли Блэкмен и Хивел Дэвис, которая расскажет 87-летнюю историю одной из самых известных модных школ. В ней можно будет найти ранее неопубликованные работы, первые студенческие коллекции и редкие интервью преподавателей и учеников. В преддверии релиза мы первыми изучили архив CSM из 50 профайлов дизайнеров и 780 иллюстраций. Перед вами — некоторые интересные фрагменты книги.

Fashion Central Saint Martins

Джон Гальяно о своей выпускной коллекции Les Incroyables (бакалавриат, 1984 год)

«Это было невероятно. Странно такое говорить, потому что я очень много работал над коллекцией — до сих пор помню весь процесс. Но в то же время он полностью захватил меня, мотивировал и вдохновлял. Мне просто нужно было угнаться за тем миром, который я создавал. Каждая, даже самая маленькая деталь имела значение и должна была быть доведена до идеала».

Студенческая карточка Джона Гальяно

Выпускная коллекция Джона Гальяно Les Incroyables, 1984

Александр Маккуин о своей выпускной коллекции на магистерском курсе fashion-дизайна (магистратура, 1992 год)

«Благодаря обучению я понял, что в мире есть люди, похожие на меня. Это было захватывающее время и начало новой лондонской волны — впервые с того момента, как Гальяно перебрался в Париж. В моде произошла очередная революция».

Показ выпускной коллекции Александра Маккуина, 1992

Стелла Маккартни о том, почему она выбрала Central Saint Martins (бакалавриат, 1995 год)

«Факторов было много: энергетика Сохо того времени, исторический бэкграунд и наследие школы, множество дизайнеров-выпускников, которых я знала и с которыми дружила. Это была Школа с большой буквы. То самое место, в которое непременно нужно было попасть».

Кейт Мосс позирует в вещах из коллекции Стеллы Маккартни, 1995

Риккардо Тиши об успехе Central Saint Martins (бакалавриат, 1999 год)

«Главный секрет успеха CSM заключается в том, что там не учат в традиционном смысле слова. Преподаватели позволяют тебе быть самим собой и не пытаются навязать свои идеи. Они дают тебе знания и навыки, необходимые в работе, причем не только технические, но и духовные».

Риккардо Тиши представляет выпускную коллекцию, 1999

Страница из скетчбука Риккардо Тиши, 1999

Грейс Уэльс Боннер о своем главном воспоминании, связанном с Central Saint Martins (бакалавриат, 2014 год)

«Я невероятно благодарна людям, которые встретились на моем пути и подарили мне возможность придумывать и создавать собственную одежду. Многому я научилась у своих однокурсников, представителей моего поколения… Сотрудничество помогло стать мне лучше как дизайнер и вырасти».

Модель во время показа выпускной коллекции Grace Wales Bonner, 2014; страница из скетчбука Грейс Уэльс Боннер, 2014

На книгу Fashion Central Saint Martins уже можно оформить предзаказ на Amazon.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.