Школа дизайна Central Saint Martins впервые открыла свои двери для студентов в 1932 году и с тех пор заняла нишу главной альма-матер самых выдающихся талантов индустрии моды. Ее основательницей была британская художница Мюриэл Пембертон, в посвященном ей некрологе газета The Independent назвала ее изобретательницей «художественного подхода к fashion-обучению в Британии». Сегодня Central Saint Martins известен на весь мир, но его путь к славе был долгим. Изначально учебное заведение называлось St Martin’s, это была арт-школа без каких-либо дизайнерских специализаций, кроме разве что направления иллюстрации (CSM она станет лишь в 1989 году после объединения с центральной школой). Молодую и неопытную Пембертон пригласили туда преподавать вечерние курсы по fashion-рисованию. В последующие годы благодаря ей в учебном плане появились музеология, курсы кройки и живописи с натуры, а затем Пембертон стала главой первого fashion-факультета в Британии.
Она заложила фундамент, на котором выросло несколько поколений лучших дизайнеров нашего времени. Александр Маккуин, чья выпускная коллекция дала новый импульс развитию британской моды, Фиби Файло, получившая место креативного директора сперва в Chloé, а затем в Céline, Риккардо Тиши, бывший главный дизайнер Givenchy, а ныне — креативный директор Burberry, — все они выпускники CSM. Кстати, последний признавался, что о школе у него остались только светлые воспоминания: «Преподаватели в CSM позволяют тебе быть собой и не пытаются навязать свои идеи».
Каждое поколение вышедших из-под крыла Central Saint Martins дизайнеров, будь то Гарет Пью и Мэри Катранзу в 2000-е или Ричард Куинн и Грейс Уэльс Боннер в 2010-е, доказывает, что детище Пембертон — по-прежнему лучшая кузница модных талантов. Впрочем, внимания стоят не только ученики, но и выдающиеся учителя CSM. Самый яркий пример — наставница и директор магистерского курса дизайна школы Луиз Уилсон, которая ушла из жизни в 2014 году после 22 лет работы в колледже. «Она верила, что доступ к образованию должен быть у людей из любых сословий, а не только у детишек с привилегиями», — говорил о ней ее бывший студент Кристофер Кейн. Это был основополагающий принцип не только Уилсон, но и всей школы: заявку на обучение могли подать студенты любого происхождения и этнической принадлежности.
Этой осенью в издательстве Thames & Hudson выходит книга Fashion Central Saint Martins Келли Блэкмен и Хивел Дэвис, которая расскажет 87-летнюю историю одной из самых известных модных школ. В ней можно будет найти ранее неопубликованные работы, первые студенческие коллекции и редкие интервью преподавателей и учеников. В преддверии релиза мы первыми изучили архив CSM из 50 профайлов дизайнеров и 780 иллюстраций. Перед вами — некоторые интересные фрагменты книги.
Джон Гальяно о своей выпускной коллекции Les Incroyables (бакалавриат, 1984 год)
«Это было невероятно. Странно такое говорить, потому что я очень много работал над коллекцией — до сих пор помню весь процесс. Но в то же время он полностью захватил меня, мотивировал и вдохновлял. Мне просто нужно было угнаться за тем миром, который я создавал. Каждая, даже самая маленькая деталь имела значение и должна была быть доведена до идеала».
Александр Маккуин о своей выпускной коллекции на магистерском курсе fashion-дизайна (магистратура, 1992 год)
«Благодаря обучению я понял, что в мире есть люди, похожие на меня. Это было захватывающее время и начало новой лондонской волны — впервые с того момента, как Гальяно перебрался в Париж. В моде произошла очередная революция».
Стелла Маккартни о том, почему она выбрала Central Saint Martins (бакалавриат, 1995 год)
«Факторов было много: энергетика Сохо того времени, исторический бэкграунд и наследие школы, множество дизайнеров-выпускников, которых я знала и с которыми дружила. Это была Школа с большой буквы. То самое место, в которое непременно нужно было попасть».
Риккардо Тиши об успехе Central Saint Martins (бакалавриат, 1999 год)
«Главный секрет успеха CSM заключается в том, что там не учат в традиционном смысле слова. Преподаватели позволяют тебе быть самим собой и не пытаются навязать свои идеи. Они дают тебе знания и навыки, необходимые в работе, причем не только технические, но и духовные».
Грейс Уэльс Боннер о своем главном воспоминании, связанном с Central Saint Martins (бакалавриат, 2014 год)
«Я невероятно благодарна людям, которые встретились на моем пути и подарили мне возможность придумывать и создавать собственную одежду. Многому я научилась у своих однокурсников, представителей моего поколения… Сотрудничество помогло стать мне лучше как дизайнер и вырасти».
На книгу Fashion Central Saint Martins уже можно оформить предзаказ на Amazon.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.