You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды

Почему готическая история фанатичного доктора и его монструозного творения стала источником вдохновения модных коллекций

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды

Alexander McQueen весна-лето 1999

История создания одного из главных готических произведений XIX века, романа Мэри Шелли «Франкенштейн», начинается в июне 1816 года. Который месяц стояла ужасная погода, поэтому компания писателей и их друзей решила собраться на вилле в Италии, чтобы хоть чем-то занять себя в сезон бесконечных дождей. В один из вечеров лорд Байрон предложил всем присутствующим рассказывать страшные истории. Среди гостей была 18-летняя Мэри Шелли, которая приехала с мужем и маленьким сыном. Бедняжка так впечатлилась страшилками, что на протяжении нескольких следующих ночей ее мучили кошмары. Один из них и лег в основу романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». 

В этом году исполнилось ровно 200 лет с тех пор, как книга была впервые опубликована, и за все это время история Франкенштейна и его создателя интерпретировалась бесчисленное множество раз в кино, литературе и, само собой, в моде.

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды
«Призрак Франкенштейна», 1942
Готические мотивы, которые часто вдохновлены именно произведением Шелли, давно не дают покоя художникам по костюмам и дизайнерам: вспомнить хотя бы жутковатые свадебные наряды мисс Хэвишем в экранизации «Больших надежд» Диккенса или эстетику Риккардо Тиши.

В сезоне осень-зима 2018 таких отсылок тоже немало. У Coach 1941 появилась полупрозрачная многослойность, бархат и ленты. В китчевой коллекции Mimi Wade можно увидеть отсылки к готическим романам XX века: чего стоят принты в виде обложек книг Witch: We Intend to Create Havoc и Plight of a Fallen Angel. А в сезоне весна-лето 2019 Ричард Куинн вывел на подиум моделей с закрытыми черной тканью лицами.

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды
Coach 1941 осень-зима 2018

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды
Mimi Wade осень-зима 2018

Легко угадываются и аллюзии на само чудовище Франкенштейна. Начнем с того, что в индустрии моды имя рукотворного монстра стало нарицательным: им обозначают вещи, сшитые из разных элементов одежды (чтобы лучше понять, о чем речь, обратитесь к Maison Margiela и Sacai).

Впрочем, были дизайнеры, которые прямо указали роман Мэри Шелли в качестве главного вдохновения. Так, после показа Gucci осень-зима 2018 Алессандро Микеле сказал: «Каждый из нас — доктор Франкенштейн собственной жизни». Вторым главным референсом коллекции стало эссе Донны Харауэй «Манифест киборгов» 1984 года. Идея искусственно созданного человеческого тела отразилась в дизайне Микеле: коллекция состояла преимущественно из вещей со странными, нарушенными пропорциями.

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды
Gucci осень-зима 2018
Креативный директор Marni Франческо Риссо признался, что тема для коллекции весна-лето 2019 пришла к нему, когда они с другом «решили посмотреть историю моих онлайн-покупок, и оказалось, что среди них было 10 Венер Милосских и одна пальчиковая игрушка в виде доктора Франкенштейна. Тогда я подумал, а что, если бы он вернул к жизни Венеру Милосскую?» В коллекции мотив угадывается довольно легко: в принтах на юбках и топах, платьях телесного цвета, стирающих границу между тканью и кожей, швах, которые выглядят словно шрамы от операций.

«История Франкенштейна интересна для них (дизайнеров) прежде всего потому, что она тесно связана с темой телесности и физических преобразований, — считает историк моды Эмбер Бучарт. — Эта идея лежит в основе самой моды». Она приводит несколько примеров, которые наглядно подтверждают ее слова. Первым на ум приходит Александр Маккуин, в частности, его коллекция весна-лето 1999, посвященная модификациям человеческого тела. А при создании коллекции для Givenchy осень-зима 1997 Маккуин взял за основу другой культовый готический роман «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса, сюжет которого перекликается с «Франкенштейном».

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды
Marni весна-лето 2019

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды
Alexander McQueen весна-лето 1999

Стоит копнуть глубже, чтобы понять, насколько часто дизайнеры обращались к теме этого монстра-человека. Коллекция Rodarte сезона весна-лето 2009 была частично вдохновлена Борисом Карлоффом в роли Франкенштейна в экранизации книги 1931 года, а в сезоне весна-лето 2013 Кристофер Кейн использовал портрет актера в качестве принта на футболках. Можно предположить, что эксперименты с преобразованием телесности таких дизайнеров, как Рэи Кавакубо, Ирис ван Херпен и Йоджи Ямамото, тоже отсылают к теме монструозности.

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды
Christopher Kane весна-лето 2013

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды
Comme des Garçons весна-лето 2019

Похоже, что дизайнеры видят в истории Франкенштейна нечто большее, нежели проблематику создателя и его вышедшего из-под контроля творения. Здесь и переживания на тему сомнительных медицинских экспериментов, и культивирование DIY-эстетики, и ностальгия по ретрохоррорам. Очевидно, что этот культовый готический роман, как и его главный герой, живет самостоятельной жизнью далеко за пределами литературного контекста.

Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды
Мэри Шелли, 1831
комментарии