Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду

И почему его снимки навсегда вошли в историю
Уличная мода глазами фотографа Билла Каннингема фото ставшие историей

Велосипед Biria, камера Nikon и синяя куртка — Билла Каннингема хорошо знали не только работники индустрии моды, но и обычные жители Нью-Йорка, которые нередко становились героями его снимков.

За всю свою почти 40-летнюю карьеру в The New York Times бессменный автор колонок On the Streets и Evening Hours собрал фотоархив стоимостью почти миллион долларов. Коллеги по праву считают его одним из родоначальников жанра уличной модной съемки, а редакторы моды еще до появления Instagram наряжались на показы в надежде попасть в объектив  его камеры. Прошло чуть больше двух лет после его смерти, а наследие этого «летописца моды» — так прозвали Каннингема в модном мире — продолжает жить. О том, по какому принципу легендарный фотограф выбирал героев своих фотоснимков, а также все о работе streetstyle-фотографов можно прочитать в его мемуарах Fashion Climbing: A Memoir with Photographs, которые вышли 4 сентября и которые, как мы считаем, должен прочитать каждый, увлекающийся модой. Мы же в преддверии Недель моды встретились с семью современными streetstyle-фотографами и узнали, как Билл Каннингем повлиял лично на них и на индустрию в целом.

Соити Аоки

«Все фотографии Билла были очень спонтанными — никаких постановочных кадров. Особенно забавно это выглядело, когда он снимал людей перед показами — он мог просто поднести камеру к вашему лицу и сделать снимок за пару секунд. А еще он всегда улыбался, возможно, чтобы люди не понимали, что их собираются сфотографировать.

В 1985 году в Японии я выпустил журнал Street — мне хотелось показать настоящую, живую моду и казалось, что никто до этого еще не додумался. Наивный — Билл все эти годы делал то же самое в Нью-Йорке. Конечно, тогда узнать об этом у меня не было возможности».

«Мы познакомились с Биллом в парижском метро. Я приехал на Неделю моды, чтобы впервые снимать streetstyle, и весь день думал о Билле. Проходя по платформе, я заметил мужчину в синем пальто, догнал его, представился и рассказал, как сильно его творчество повлияло на меня. После этой случайной встречи мы много раз пересекались на Неделях моды, и я каждый раз удивлялся, что он помнит меня.

Узнал я о нем в 2008 году из газеты The New York Times. До этого мне больше нравилась классическая fashion-фотография — глянцевая, тщательно отретушированная и вылизанная до мелочей. Но работы Билла заставили меня обратить внимание на обычных людей на улицах.

Он никогда не публиковал фото, на которых люди выглядели плохо или были сняты с неудачного ракурса, и эту его черту я взял на вооружение. Билл стал для меня примером того, что, даже оставаясь добрым и скромным человеком, можно добиться большого успеха».

Куба Дабровски

«Во время Недель моды я люблю заходить за кофе в самые обычные бары для местных — там можно отдохнуть от всей этой модной возни. В одном из таких баров на малолюдной улочке рядом с Вандомской площадью я как-то встретил Билла Каннингема. Он сидел в одиночестве и ел сэндвич. Помню, он рассказал, что всегда приходит сюда в перерывах между показами, чтобы переключиться. Тогда я понял, в чем мы похожи — будучи частью мира моды, мы оба предпочитаем смотреть на него со стороны.

Он создатель жанра streetstyle-фотографии. Я вырос в Польше, где не было никакого доступа к работам Каннингема, поэтому не могу сказать, что его творчество непосредственно повлияло на мою эстетику, но думаю, у нас были схожие источники вдохновения. Я учился на работах таких нью-йоркских фотографов-документалистов, как Гарри Виногранд, Уильям Кляйн и Джоэл Мейеровиц. Они гуляли по городу с камерами, запечатлевая все, что их окружало. Билл перенес их визуальный язык в мир моды. Его снимки всегда передавали то, как он видит индустрию».

«Я встретил Билла лишь однажды, это было года четыре назад в Нью-Йорке. Его нельзя было не узнать. Заговорить с ним я не решился, просто наблюдал за его работой. Без него жанр streetstyle-фотографии просто бы не существовал.

Моими первыми вдохновителями стали Адам Кац Синдинг, Скотт Шуман и Томми Тон. О Билле Каннингеме я узнал позднее, но именно его манера съемки заставила меня пересмотреть свой подход к фотографии и отказаться от нарочитого позирования. Билл создал новый формат фотографии, и мы все ему этим обязаны. Он показал, что уличная мода может быть частью большой индустрии».

Мелоди Дженг

«Впервые я увидела Билла на мероприятии Jazz Age Lawn Party на острове Говернорс в Нью-Йорке в 2012 году. Я была начинающим фотографом и решила дать ему свою визитку. «Пожалуйста, не стоит», — сказал он очень вежливо и тут же вернулся к работе. Работы Билла для The New York Times сделали его родоначальником модной уличной фотографии. Он был словно антрополог моды, который на протяжении многих лет документировал то, что носили обычные люди. Ему было не важно, кто вы, какое у вас прошлое, следите вы за модой или нет».

Рой Чжан

«Во время одной из своих поездок на Неделю моды в Париже я увидел его — Билла Каннингема. На нем было его фирменное синее пальто. Любой, кому не знакомо это имя, мог бы принять его за обычного прохожего, но не я.

Билл до конца был верен своему стилю, фотографируя людей, которые слишком серьезно относились к тому, что на них надето. Он настоящий пример для всех уличных фотографов. Выбирая героев для своих снимков, он руководствовался собственными принципами, не обращая внимания на громкие имена или бренды — по такому же пути иду и я».

Сандра Сембург

«Мне всегда нравились красивые картинки, а в работах Билла было много веселья и документалистики. Его публикации в The New York Times во многом вдохновляли меня — я восхищалась тем, как внимательно он относится к деталям, улавливает тренды и соотносит одежду с социокультурным контекстом. Его страсть и преданность своей работе стали для меня примером и научили лучше понимать, почему люди носят те или иные вещи.

Билл был очень вежливым и довольно закрытым человеком. Единственное, что он не скрывал — это то удовольствие, которое он получал от своей работы.

Меня всегда поражало, как ему удавалось оставаться таким скромным, работая в «индустрии тщеславия». Думаю, это один из самых важных его уроков, который стоит помнить, добившись успеха».

Читайте также:

Что ожидать от Недели моды в Нью-Йорке

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Instagram, Shoichi Aoki, Jonathan Daniel Pryce, Kuba Dabrowski, Robert Spangle, Melodie Jeng, Roy Zhang, Sandra Semburg