You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. НОВОСТИ
  2. Новости

Как менялась мода на бюстгальтеры

От утягивающих грудь жестких лифов до невесомых бра «ангелов» Victoria’s Secret — рассказываем, какое белье носили женщины в разные периоды истории

Как менялась мода на бюстгальтеры

Vogue US, 1963

Первые аналоги современных бюстгальтеров появились еще в древние времена. Среди обломков сицилийской Виллы дель Казале, датированной IV веком н. э., была найдена мозаика с «девушками в бикини», на которой изображена группа занимающихся спортом молодых женщин, одетых в поддерживающие грудь бандо. Однако бра (сокращение от французского слова brassière) в том виде, каким мы его знаем сегодня — с двумя чашечками или полоской ткани на груди и плечевыми лямками, появился лишь в XIX веке.

Мозаика на Вилле дель Казале, IV век н. э.
Мозаика на Вилле дель Казале, IV век н. э.

В 1850-х годах доктора и феминистки начали единым фронтом выступать против утягивающих корсетов. В качестве альтернативы они предлагали женщинам более легкую «поддержку для бюста», которая не мешала работе внутренних органов и позволяла свободно дышать. Прототипы первых бюстгальтеров производились и продавались в Англии, Америке, Германии и Франции с 1850-х по 1920-е годы. В то время они не пользовались большим спросом: типичного для Прекрасной эпохи силуэта в виде буквы S было куда проще добиться с помощью корсетов и утягивающих талию поясов, нежели бюстгальтеров. Однако во время и после Первой мировой войны в моду вошел новый тип фигуры. От женщин больше не требовали подчеркивать грудь, поэтому поддерживающие бра быстро вошли в обиход.

Кэрол Ломбард, 1934; женский вспомогательный территориальный корпус Великобритании, 1940
Кэрол Ломбард, 1934; женский вспомогательный территориальный корпус Великобритании, 1940

К 1930-м бюстгальтеры все больше походили на современные: для маркировки размеров использовались латинские буквы, появились застежки с крючками и петлями и регулируемые лямки. Новые эластичные ткани, а также разнообразие цветов, узоров и фасонов, появившихся с развитием текстильной промышленности, сделали этот предмет нижнего белья популярным среди женщин от 17 и старше. Бра все чаще показывали в голливудских фильмах (на экране секс-символы того времени носили модели с остроконечными чашечками), модные универмаги не жалели денег на рекламу, и вскоре бюстгальтеры стали популярны среди женщин из высших слоев общества.

1949; 1943
1949; 1943

Историки Джейн Фарелл-Бек и Коллин Гау в книге Uplift: the Bra in America пишут, что во время Второй мировой войны военнослужащих американок обязывали носить бюстгальтеры как часть униформы, и вскоре их примеру последовали и другие работающие представительницы среднего класса. В 1950-е с подачи актрисы Джейн Расселл в обиход вошли бра с чашечками конической формы, которые, судя по рекламным снимкам, предполагалось носить с утягивающими поясами. Тогда же появились бра для тренировок, аналоги современных спортивных лифов, которые помогли привлечь более молодую аудиторию.

Лизабет Скотт в фильме «Темный город», 1950
Лизабет Скотт в фильме «Темный город», 1950
Нико Чарис и Мэрилин Монро в Голливуде, 1948
Нико Чарис и Мэрилин Монро в Голливуде, 1948

К 1960–1970-м годам пояса-корсеты окончательно вышли из моды, изменилось и женское восприятие бюстгальтеров. Комфорт и функциональность стали важнее сексуальности в духе звезд Голливуда. Многие феминистки видели в привычке носить бюстгальтер подчинение мужским представлениям о женской красоте. В знак протеста они начали массово отказываться от бра. Знаменитое фото, сделанное во время приуроченной к конкурсу красоты «Мисс Америка» демонстрации 1968 года, и вовсе породило миф о «феминистках, сжигающих свои лифчики». Тем не менее большинство женщин продолжало носить бюстгальтеры из соображений комфорта. В 1970-е и 1980-е многие из них предпочитали эластичные трикотажные бра, которые изначально были придуманы специально для спортсменок.

Катрин Денев в фильме «Дневная красавица», 1967
Катрин Денев в фильме «Дневная красавица», 1967
Джейн Фонда и Роберт Рэдфорд в фильме «Босиком по парку», 1967; Vogue US, 1975; Дастин Хоффман и Энн Бэнкрофт в фильме «Выпускник», 1967
Джейн Фонда и Роберт Рэдфорд в фильме «Босиком по парку», 1967; Vogue US, 1975; Дастин Хоффман и Энн Бэнкрофт в фильме «Выпускник», 1967

Сексуальные коннотации, связанные с бюстгальтерами, вернулись в 1990-х и 2000-х годах. Отчасти это было спровоцировано выходом рекламной кампании Wonderbra со слоганом Hello Boys и Евой Герциговой в главной роли, а отчасти — феноменом «ангелов» Victoria’s Secret. Первый показ ставшего культовым бельевого бренда прошел в 1995 году в нью-йоркском отеле Plaza, а с 1999 года его начали транслировать онлайн. Благодаря тому, что шоу показали во время рекламной паузы кубка Superbowl, его посмотрели два миллиона человек. К 2001 году показ Victoria’s Secret вышел в эфир кабельного телевидения — первая трансляция собрала 12 миллионов зрителей. Такие бренды, как Frederick’s of Hollywood и Agent Provocateur, и знаменитости вроде Диты фон Тиз заработали миллионы на эротизации нижнего белья. Их стараниями будуарная культура вышла в мейнстрим и дала дорогу массовым фильмам «для взрослых» в духе «Пятидесяти оттенков серого». Дизайнеры переосмысливали этот тренд по-своему, выпуская вещи в бельевом стиле и предлагая носить бра не под одеждой, а как полноценный предмет гардероба.

Кристи Тарлингтон на показе Versace весна-лето 1992; Иман в бра Jean Paul Gaultier, 1990
Кристи Тарлингтон на показе Versace весна-лето 1992; Иман в бра Jean Paul Gaultier, 1990
Хайди Клум на показе Victoria
Хайди Клум на показе Victoria's Secret в Каннах, 2000

За последние 20 лет ассортимент бюстгальтеров пополнился как никогда. Желающие могут найти модели без лямок, с открытой спиной, без чашечек, с подкладками и жестким каркасом или без них, жесткие, эластичные. Да и выставленным напоказ лифчиком уже мало кого удивишь (в сезоне весна-лето 2018 этот тренд встречался в коллекциях Louis Vuitton, Maison Margiela и многих других). Актуальные формы чашечек тоже менялись в ходе истории: конические, пуш-ап, естественные… Однако сама конструкция осталась почти такой же, как и 100 лет назад. И видимо, пока кто-то не придумает что-то принципиально новое, вряд ли мы найдем достойную альтернативу классическому бюстгальтеру. Разве что сможем вообще перестать носить лифчики.

Loewe осень-зима 2018
Loewe осень-зима 2018
Dion Lee, Alexander Wang, Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood осень-зима 2019
Dion Lee, Alexander Wang, Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood осень-зима 2019
комментарии