Первые аналоги современных бюстгальтеров появились еще в древние времена. Среди обломков сицилийской Виллы дель Казале, датированной IV веком н. э., была найдена мозаика с «девушками в бикини», на которой изображена группа занимающихся спортом молодых женщин, одетых в поддерживающие грудь бандо. Однако бра (сокращение от французского слова brassière) в том виде, каким мы его знаем сегодня — с двумя чашечками или полоской ткани на груди и плечевыми лямками, появился лишь в XIX веке.
В 1850-х годах доктора и феминистки начали единым фронтом выступать против утягивающих корсетов. В качестве альтернативы они предлагали женщинам более легкую «поддержку для бюста», которая не мешала работе внутренних органов и позволяла свободно дышать. Прототипы первых бюстгальтеров производились и продавались в Англии, Америке, Германии и Франции с 1850-х по 1920-е годы. В то время они не пользовались большим спросом: типичного для Прекрасной эпохи силуэта в виде буквы S было куда проще добиться с помощью корсетов и утягивающих талию поясов, нежели бюстгальтеров. Однако во время и после Первой мировой войны в моду вошел новый тип фигуры. От женщин больше не требовали подчеркивать грудь, поэтому поддерживающие бра быстро вошли в обиход.
К 1930-м бюстгальтеры все больше походили на современные: для маркировки размеров использовались латинские буквы, появились застежки с крючками и петлями и регулируемые лямки. Новые эластичные ткани, а также разнообразие цветов, узоров и фасонов, появившихся с развитием текстильной промышленности, сделали этот предмет нижнего белья популярным среди женщин от 17 и старше. Бра все чаще показывали в голливудских фильмах (на экране секс-символы того времени носили модели с остроконечными чашечками), модные универмаги не жалели денег на рекламу, и вскоре бюстгальтеры стали популярны среди женщин из высших слоев общества.
Историки Джейн Фарелл-Бек и Коллин Гау в книге Uplift: the Bra in America пишут, что во время Второй мировой войны военнослужащих американок обязывали носить бюстгальтеры как часть униформы, и вскоре их примеру последовали и другие работающие представительницы среднего класса. В 1950-е с подачи актрисы Джейн Расселл в обиход вошли бра с чашечками конической формы, которые, судя по рекламным снимкам, предполагалось носить с утягивающими поясами. Тогда же появились бра для тренировок, аналоги современных спортивных лифов, которые помогли привлечь более молодую аудиторию.
К 1960–1970-м годам пояса-корсеты окончательно вышли из моды, изменилось и женское восприятие бюстгальтеров. Комфорт и функциональность стали важнее сексуальности в духе звезд Голливуда. Многие феминистки видели в привычке носить бюстгальтер подчинение мужским представлениям о женской красоте. В знак протеста они начали массово отказываться от бра. Знаменитое фото, сделанное во время приуроченной к конкурсу красоты «Мисс Америка» демонстрации 1968 года, и вовсе породило миф о «феминистках, сжигающих свои лифчики». Тем не менее большинство женщин продолжало носить бюстгальтеры из соображений комфорта. В 1970-е и 1980-е многие из них предпочитали эластичные трикотажные бра, которые изначально были придуманы специально для спортсменок.
Сексуальные коннотации, связанные с бюстгальтерами, вернулись в 1990-х и 2000-х годах. Отчасти это было спровоцировано выходом рекламной кампании Wonderbra со слоганом Hello Boys и Евой Герциговой в главной роли, а отчасти — феноменом «ангелов» Victoria’s Secret. Первый показ ставшего культовым бельевого бренда прошел в 1995 году в нью-йоркском отеле Plaza, а с 1999 года его начали транслировать онлайн. Благодаря тому, что шоу показали во время рекламной паузы кубка Superbowl, его посмотрели два миллиона человек. К 2001 году показ Victoria’s Secret вышел в эфир кабельного телевидения — первая трансляция собрала 12 миллионов зрителей. Такие бренды, как Frederick’s of Hollywood и Agent Provocateur, и знаменитости вроде Диты фон Тиз заработали миллионы на эротизации нижнего белья. Их стараниями будуарная культура вышла в мейнстрим и дала дорогу массовым фильмам «для взрослых» в духе «Пятидесяти оттенков серого». Дизайнеры переосмысливали этот тренд по-своему, выпуская вещи в бельевом стиле и предлагая носить бра не под одеждой, а как полноценный предмет гардероба.
За последние 20 лет ассортимент бюстгальтеров пополнился как никогда. Желающие могут найти модели без лямок, с открытой спиной, без чашечек, с подкладками и жестким каркасом или без них, жесткие, эластичные. Да и выставленным напоказ лифчиком уже мало кого удивишь (в сезоне весна-лето 2018 этот тренд встречался в коллекциях Louis Vuitton, Maison Margiela и многих других). Актуальные формы чашечек тоже менялись в ходе истории: конические, пуш-ап, естественные… Однако сама конструкция осталась почти такой же, как и 100 лет назад. И видимо, пока кто-то не придумает что-то принципиально новое, вряд ли мы найдем достойную альтернативу классическому бюстгальтеру. Разве что сможем вообще перестать носить лифчики.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.