Как Милан стал одной из главных модных столиц

Краткая история миланской Недели моды, которую обязательно нужно знать
Как Милан стал одной из главных модных столиц

Главное отличие миланской Недели моды от лондонской и парижской — она проходит не в столице своей страны. За этим фактом стоит любопытная история. До объединения Италия состояла из нескольких независимых городов-государств, и на протяжении долгих веков каждый из них специализировался на тех или иных ремеслах, производстве определенных тканей и готовых вещей, а также особых ароматов.

Prada весна-лето 1995

Отголоски такой системы сохранились и после Второй мировой войны, когда Италия впервые заявила о себе как серьезный игрок на международной модной арене. Пытаясь заполучить звание итальянской столицы моды, города соперничали друг с другом кто во что горазд. В какой-то момент в лидеры гонки выбилась Флоренция. Случилось это благодаря влиятельному бизнесмену Джованни Баттисте Джорджини. Он решил организовать своего рода Неделю моды с участием сильнейших итальянских дизайнеров того времени, включая Эмилио Пуччи и сестер Фонтана. Сначала показы проходили во флорентийской резиденции Джорджини, позже — в Белом зале Палаццо Питти. Авантюра Джорджини имела оглушительный успех — на шоу приезжали журналисты со всего мира, а байеры крупных американских модных универмагов, таких как Bergdorf Goodman и Saks Fifth Avenue, не жалели бюджеты на закупку.

Эмилио Пуччи с моделями, 1950

Некоторые показы проходили в Риме и Венеции — вниманием публики они не в последнюю очередь обязаны итальянскому кино, которое в те годы переживало свой расцвет. Сестры Фонтана, чье ателье базировалось в Риме, начали одевать звезд первой величины, среди которых были Одри Хепберн и Элизабет Тейлор, а киностудия «Чинечитта» принимала как иностранных, так и местных режиссеров. Одним из ее завсегдатаев был Федерико Феллини — его фильм «Сладкая жизнь» 1960 года помог закрепить за маленьким черным платьем культовый статус и дал определение знаменитому «итальянскому стилю».

Анита Экберг в фильме «Сладкая жизнь», 1960

А что насчет Милана?

В 1958 году была основана Национальная палата итальянской моды, взявшая на себя миссию продвижения и защиты местных игроков индустрии. С каждым годом в Италии появлялось все больше локальных брендов, которые предлагали покупателям «более доступные» вещи по сравнению с парижскими конкурентами. Инновационная работа с тканью была еще одним важным преимуществом, что наглядно показывали марки вроде Etro и Missoni. Пока итальянские города продолжали бороться за внимание прессы и байеров, статус Милана медленно, но верно крепчал.

Будучи северным индустриальным городом с удобной промышленной сетью, он вскоре стал домом для большинства дизайнеров, специализирующихся на прет-а-порте. В 1965 году в Милане запустился Vogue Italia. Но настоящий прорыв случился в 1970-е и 1980-е годы с приходом в индустрию таких дизайнеров, как Джорджо Армани и Джанни Версаче, которые помогли закрепить за Миланом звание итальянской столицы моды.

Показ Missoni, 1986

Гламур и прорыв

К концу XX века в Италии сформировался целый пул новых дизайнеров-звезд: Франко Москино со своими провокационными слоганами, Доменико Дольче и Стефано Габбана с их ностальгией по эпохам прошлого и Миучча Прада, которой удалось возродить стагнирующий семейный бизнес с помощью нейлоновых рюкзаков и прогрессивного подхода к женской моде.

Но если говорить о том, что можно было бы назвать олицетворением миланской Недели моды, стоит назвать одно имя — Версаче и его показы с участием супермоделей. В частности, шоу 1991 года, на котором Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон и Линда Евангелиста прямо на подиуме подпевали хиту Джорджа Майкла Freedom! ‘90 (а до этого они все вместе снялись в клипе на песню). Эти женщины стали настоящими королевами шоу Versace — они буквально источали успех и получали за свое участие головокружительные гонорары.

Versace весна-лето 1992

В 1990-е аналогичная аура неприкрытого гламура накрыла и другие итальянские бренды, в частности Gucci. В 1990 году лощеный американец Том Форд присоединился к команде модного Дома, а в 1994-м был назначен его креативным директором. Так в жизни бренда, который изначально специализировался на производстве изделий из кожи, началась новая глава. После показа коллекции осень-зима 1995, созданной под руководством Форда, стало очевидно — Gucci ждет светлое (и денежное) будущее. Сидящие в облипку бархатные костюмы, наполовину расстегнутые рубашки в оттенках драгоценных камней, пальто ярких цитрусовых цветов — благодаря этой коллекции продажи бренда за два года — 1995-й и 1996-й — выросли на 90 процентов.

1997 год был омрачен душераздирающим для итальянской модной индустрии событием — в Майами на ступенях своего дома был убит Джанни Версаче. Бразды правления модным Домом взяла на себя его сестра Донателла. Первый показ под ее руководством состоялся всего через три месяца после трагедии, в узком кругу гостей, среди которых были Карл Лагерфельд и Джорджо Армани. Коллекция стала ее оммажем гениальному брату и задала новый вектор развития бренда.

Gucci осень-зима 1995

Наши дни

Сегодня расписание миланской Недели моды не особенно отличается от того, что было лет 25 назад. Поменялись разве что стоящие у руля брендов дизайнеры. Так, креативный директор Gucci Алессандро Микеле увлекся барочным великолепием, агендерной модой и «бабушкиным шиком». Moschino под руководством Джереми Скотта старается оставаться верным своим ироничным корням и на злобу дня заигрывает с капиталистической поп-культурой, вдохновляясь всем — от Барби до McDonald’s. Миучча Прада продолжает создавать коллекции, обращаясь к историческим и культурным референсам. Например, в сезоне осень-зима 2019 она использовала отсылки к роману Мэри Шелли «Франкенштейн», проводя параллель между политической обстановкой XIX века и наших дней.

Versace тоже стараются держать заданную отцом-основателем планку. В 2017 году на показе в честь 20-летней годовщины смерти Джанни Версаче пятеро его любимых супермоделей отдали мастеру дань уважения и прошлись по подиуму, как в старые добрые времена. Сама Донателла продолжает регулярно воскрешать наследие брата. Бондажные бра, декоративные булавки, черная кожа — даже после смерти великий дизайнер продолжает жить в коллекциях своего модного Дома.

Gucci осень-зима 2019

В этом году перемены коснулись и еще одного бренда с историей. Показ Fendi осень-зима 2019 стал трибьютом Карлу Лагерфельду, который ушел из жизни незадолго до дня показа. Он стоял во главе креативной команды Дома с 1965 года. На его глазах Милан обогнал все другие итальянские города (впрочем, во Флоренции все так же проходит выставка мужской моды Pitti Uomo) и стал полноценной столицей моды. Именно здесь исторические бренды и молодые дизайнеры продолжают отстаивать авторитет лейбла Made in Italy.

Fendi осень-зима 2019

Читайте также:

Как менялась Неделя моды в Нью-Йорке

Кейт Мосс на показе Calvin Klein весна-лето 1993

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.