You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Как ободки стали модными

От Месопотамии до наших дней — рассказываем все, что нужно знать о главном аксессуаре этого и будущего сезона

Как ободки стали модными

Одри Хепберн, 1958

Один из главных аксессуарных трендов этого сезона — объемные ободки вроде тех, что были на показе Prada весна-лето 2019. От сатиновых нежно-розовых до кожаных, отделанных шипами, — с подачи Миуччи Прады ободки вновь стали объектом желания всех модниц.

За всю историю своего существования аксессуар переживал множество инкарнаций. Это и Alice band — тонкий черный ободок или лента, получившие свое название в честь главной героини сказки Льюиса Кэрролла, чей образ стал каноническим после выхода одноименного диснеевского мультфильма в 1951 году. И всяческие повязки и шарфы на голову, которые использовались как символ вероисповедания, а также в качестве элемента традиционных нарядов различных культур или просто как богемное украшение (вспомним актрису Глорию Свенсон).

Prada весна-лето 2019
Prada весна-лето 2019
Отрывок из мультфильма «Алиса в Стране чудес», 1951
Отрывок из мультфильма «Алиса в Стране чудес», 1951
Глория Свенсон в фильме «Заза», 1923
Глория Свенсон в фильме «Заза», 1923

Первые упоминания аналогов современных ободков встречаются еще у древних цивилизаций. Жители Месопотамии фиксировали прически с помощью лент, а в Греции лавровый венок был символом власти и божественного начала. В обоих случаях такой аксессуар служил для демонстрации интеллектуального и физического превосходства его обладателя. В Средневековье представители знати носили диадемы и цветочные «короны» — столетия спустя они станут неотъемлемой частью униформы гостей фестиваля Coachella.

В XX веке разного рода ободки и повязки переживали новую волну популярности. Все началось в 1920-х, когда молодые прогрессивные женщины начали искать альтернативные способы самовыражения через одежду. Например, ленты для волос они использовали, чтобы подчеркнуть свои модные короткие стрижки: в частности, так делали звезды немого кино — Клара Боу и Луиза Брукс. Повязки для волос стали одним из определяющих элементов стиля того времени: ни один наряд для тематических вечеринок в духе «Великого Гэтсби» не обходился без этого аксессуара.

Pandora, standing by the sea, about to open her box. H. Linton
Pandora, standing by the sea, about to open her box. H. Linton
Луиза Брукс, 1925; Клара Боу, 1926
Луиза Брукс, 1925; Клара Боу, 1926

В 1930-е Коко Шанель предложила носить ободки непременно в тандеме с брюками на высокой талии, а в 1940-е, во времена Второй мировой войны, они стали буквально необходимостью для работниц Красного Креста и производственных фабрик. Каждому знаком образ «Клепальщицы Рози», позирующей на плакате 1943 года под слоганом We Can Do It, с повязанным на голове платком. В одной из реклам такой головной убор сопровождался следующим описанием: «Водонепроницаемый. Защищающий от пыли. Легко поддающийся стирке». Помимо прочего, в годы военных лишений и ограничений это был чуть ли не единственный декоративный элемент гардероба, доступный женщинам.

После войны ободки и повязки вновь стали использоваться исключительно в целях украшения образа. Ими дополняли модные тогда высокие прически и наряды в стиле new look. Известная любительница этого аксессуара — Брижит Бардо, особенно это заметно по фильму «Презрение». Грейс Келли нередко носила тонкие повязки в обычной жизни, Одри Хепберн предпочитала модели с бантами, Джеки Кеннеди прогуливалась в ярко-розовом ободке во время официального визита в Индию в 1962 году, а образ «дитя цветов» Шэрон Тейт был бы неполным без ярких хиппи-повязок на голову.

«Клепальщица Рози», 1943
«Клепальщица Рози», 1943
Джеки Кеннеди в Джайпуре, 1962; Шэрон Тейт, 1968
Джеки Кеннеди в Джайпуре, 1962; Шэрон Тейт, 1968

Благодаря диско-дивам 1970-х этот аксессуар стал еще более востребованным и вызывающим: Дайана Росс любила блестящие бархатные повязки, а Бьянка Джаггер не приходила на вечеринки «Студии 54» без ярких платков, повязанных на манер чалмы. В то же время вновь стали актуальны повязки в спортивном стиле вроде тех, что носила известная теннисистка Сюзанн Ленглен в 1920-х – спасибо за это стоит сказать, например, Бьорну Боргу. С популярностью любительских фитнес-видео 1980-х они стали массовым трендом наравне с костюмами из спандекса и гетрами. Звезды тоже не обошли его стороной: вспомните культовые образы Оливии Ньютон-Джон и Шер.

В 1990-е и 2000-е в моду вернулись минималистичные ободки а-ля «Алиса в Стране чудес». В реальной жизни такие частенько носила Хиллари Клинтон, а на экране — героини Алисии Сильверстоун в «Бестолковых» и Сельмы Блэр в «Блондинке в законе». Для главной героини «Сплетницы» Блэр Уолдорф ободки и вовсе стали отличительной деталью образа.

Дайана Росс, 1973
Дайана Росс, 1973
Уитни Хьюстон на игре Super Bowl XXV, 1991; Шер, 1984
Уитни Хьюстон на игре Super Bowl XXV, 1991; Шер, 1984
Сюзанн Ленглен на Уимблдоне, 1920
Сюзанн Ленглен на Уимблдоне, 1920

Сегодня всевозможные вариации ободка уместны в самых разных обстоятельствах, будь то уик-энд на пляже или вечеринка с дресс-кодом black tie. Ободки и повязки для волос прошли путь от важного атрибута стиля девушек-флэпперов и бунтующих студенток до аксессуара, который с равным успехом носят строгие офисные работницы и самые рафинированные женщины. В какой-то момент этот тренд стал настолько модным, что даже принцесса Диана не устояла: во время поездки в Австралию в 1985 году она, вдохновившись, вероятно, хиппи 1970-х, надела ожерелье с бриллиантами и изумрудами на голову.

Кадр из фильма «Бестолковые», 1995
Кадр из фильма «Бестолковые», 1995
Принцесса Диана на приеме в Мельбурне, 1985
Принцесса Диана на приеме в Мельбурне, 1985

В текущих и будущих коллекциях тоже есть из чего выбрать. Что вам больше по душе — минималистичные узкие повязки, как у Dior, или меховые и сделанные из крупных бусин ободки, как у Shrimps? Simone Rocha также предлагают использовать повязки в качестве стейтмент-аксессуара. Если соскучились по поздним 1990-м и ранним 2000-м, срочно покупайте тиару, как у самой настоящей принцессы: курс дизайнеров на инфантилизм отлично поддерживает тренд на странные, необычные ободки. Самое приятное, что с таким аксессуаром можно не заморачиваться насчет всех остальных составляющих образа: даже в базовых джинсах и белой футболке вы будете выглядеть классно.

Simone Rocha, Sunnei, Christian Dior весна-лето 2019
Simone Rocha, Sunnei, Christian Dior весна-лето 2019
комментарии