Как пионер экологичной моды Кэтрин Хэмнетт пытается изменить мир

От футболок с лозунгами до глобальных законодательных инициатив — британский дизайнер рассказывает о своих методах борьбы
Как пионер экологичной моды Кэтрин Хэмнетт пытается изменить мир

В 1983 году Кэтрин Хэмнетт придумала свои знаменитые футболки со слоганами Choose Life и Save the World. Тогда она искренне надеялась, что ее инициатива разойдется по всему миру, но получилось не совсем так: «Смысл был в том, чтобы люди копировали сами послания, а не просто шрифт, которым они написаны, черт возьми», — рассказывает Хэмнетт во время встречи с Vogue в восточном Лондоне. Футболки Henry Holland, а также Christian Dior с лозунгом We Should All Be Feminists она считает неудачным «спин-оффом» своей идеи, «примитивными попытками» поучаствовать в модном активизме. Мы поговорили с Кэтрин о том, как она боролась за экологичную моду во времена, когда даже органического хлопка было не достать, и что планирует делать теперь.

Christian Dior весна-лето 2017

Кэтрин Хэмнетт никогда не боялась демонстрировать свою точку зрения. Например, в 1984 году она пришла на прием к британскому премьер-министру Маргарет Тэтчер в футболке с надписью, выражающей протест населения против размещения американских ракет «Першинг-2».

Маргарет Тэтчер и Кэтрин Хэмнетт в Лондоне, 1984

В индустрии моды Хэмнетт известна прежде всего потому, что была одной из первых экоактивистов и еще 30 лет назад говорила о важности сделать производство одежды более «чистым». «Меня всегда интересовала природа, — объясняет дизайнер. — Я также увлекаюсь буддизмом, а он учит жить в гармонии с миром и не причинять вред другим живым существам». И хотя своими работами Кэтрин часто привлекала внимание к разным социальным темам, именно проблема загрязнения окружающей среды стала эпицентром идеологии ее бренда Katharine Hamnett.

Наоми Кэмпбелл на показе Katharine Hamnett весна-лето 2004

В 1989 году Хэмнетт инициировала исследование о социальном и экологическом воздействии модной индустрии, думая, как она признается сейчас, что «в ходе него не найдется ничего страшного». «Мы обнаружили кучу проблем: тысячи смертей работников от случайных отравлений на хлопковых фабриках, да и вообще рабские условия работы, — вспоминает дизайнер. — Мы поняли, что каждый этап производства влечет за собой негативные последствия».

Джордж Майкл в футболке Katharine Hamnett в телепередаче Razzmatazz, 1984

Ознакомившись с результатами исследования, Хэмнетт твердо решила, что пора что-то менять. Во-первых, она отказалась от ПВХ и полиэстера, в производстве которых используются токсичные химикаты. Во-вторых, перенесла весь производственный цикл своего бренда обратно в Европу, чтобы обеспечить работникам нормальные условия труда. Главной проблемой в то время был дефицит экоматериалов. «Мы использовали органический хлопок, насколько это было возможно, но даже его было трудно заполучить», — объясняет дизайнер. Впрочем, это ничуть не остудило ее пыл — уже в 1989 году она выпустила коллекцию под названием Clean Up or Die с одним из самых узнаваемых предметов своего бренда — кожаными куртками и черными футболками с черепом и костями.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Эти времена давно позади, но борьба Кэтрин не прекращается. Она уверена, что для реального прогресса важно вывести все экоинициативы на официальный, законный уровень. «Единственный способ добиться чего-то на этом поприще — лоббировать такие законы, согласно которым все продукты и вещи будут производиться по определенным стандартам: экологическим, правам человека, стандартам здоровья и безопасности, трудовому кодексу», — говорит дизайнер. В мае она выступила на саммите в Копенгагене с новой инициативой Green New Deal, подразумевающей переход на природные источники энергии.

Кэтрин верит в своих последователей и признается, что многие молодые дизайнеры дают ей надежду. Например, Ричард Малон, который использует ткани, вручную сотканные и окрашенные мастерами на юге Индии, и прошлогодняя победительница H&M Design Award Прия Алувалия, создающая коллекции только из винтажных материалов.

Richard Malone осень-зима 2019; Priya Ahluwalia весна-лето 2019

В сентябре Хэмнетт собирается отмечать 40-летний юбилей бренда — и очевидно, что в ближайшее время не планирует сдаваться. «Если у вас есть хоть малейший шанс что-то изменить, нельзя опускать руки, — говорит дизайнер. — Иначе вы никогда себе этого не простите».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Getty Images