Мода

Как пионер экологичной моды Кэтрин Хэмнетт пытается изменить мир

От футболок с лозунгами до глобальных законодательных инициатив — британский дизайнер рассказывает о своих методах борьбы

В 1983 году Кэтрин Хэмнетт придумала свои знаменитые футболки со слоганами Choose Life и Save the World. Тогда она искренне надеялась, что ее инициатива разойдется по всему миру, но получилось не совсем так: «Смысл был в том, чтобы люди копировали сами послания, а не просто шрифт, которым они написаны, черт возьми», — рассказывает Хэмнетт во время встречи с Vogue в восточном Лондоне. Футболки Henry Holland, а также Christian Dior с лозунгом We Should All Be Feminists она считает неудачным «спин-оффом» своей идеи, «примитивными попытками» поучаствовать в модном активизме. Мы поговорили с Кэтрин о том, как она боролась за экологичную моду во времена, когда даже органического хлопка было не достать, и что планирует делать теперь.

Кэтрин Хэмнетт никогда не боялась демонстрировать свою точку зрения. Например, в 1984 году она пришла на прием к британскому премьер-министру Маргарет Тэтчер в футболке с надписью, выражающей протест населения против размещения американских ракет «Першинг-2».

В индустрии моды Хэмнетт известна прежде всего потому, что была одной из первых экоактивистов и еще 30 лет назад говорила о важности сделать производство одежды более «чистым». «Меня всегда интересовала природа, — объясняет дизайнер. — Я также увлекаюсь буддизмом, а он учит жить в гармонии с миром и не причинять вред другим живым существам». И хотя своими работами Кэтрин часто привлекала внимание к разным социальным темам, именно проблема загрязнения окружающей среды стала эпицентром идеологии ее бренда Katharine Hamnett.

В 1989 году Хэмнетт инициировала исследование о социальном и экологическом воздействии модной индустрии, думая, как она признается сейчас, что «в ходе него не найдется ничего страшного». «Мы обнаружили кучу проблем: тысячи смертей работников от случайных отравлений на хлопковых фабриках, да и вообще рабские условия работы, — вспоминает дизайнер. — Мы поняли, что каждый этап производства влечет за собой негативные последствия».

Ознакомившись с результатами исследования, Хэмнетт твердо решила, что пора что-то менять. Во-первых, она отказалась от ПВХ и полиэстера, в производстве которых используются токсичные химикаты. Во-вторых, перенесла весь производственный цикл своего бренда обратно в Европу, чтобы обеспечить работникам нормальные условия труда. Главной проблемой в то время был дефицит экоматериалов. «Мы использовали органический хлопок, насколько это было возможно, но даже его было трудно заполучить», — объясняет дизайнер. Впрочем, это ничуть не остудило ее пыл — уже в 1989 году она выпустила коллекцию под названием Clean Up or Die с одним из самых узнаваемых предметов своего бренда — кожаными куртками и черными футболками с черепом и костями.

Эти времена давно позади, но борьба Кэтрин не прекращается. Она уверена, что для реального прогресса важно вывести все экоинициативы на официальный, законный уровень. «Единственный способ добиться чего-то на этом поприще — лоббировать такие законы, согласно которым все продукты и вещи будут производиться по определенным стандартам: экологическим, правам человека, стандартам здоровья и безопасности, трудовому кодексу», — говорит дизайнер. В мае она выступила на саммите в Копенгагене с новой инициативой Green New Deal, подразумевающей переход на природные источники энергии.

Кэтрин верит в своих последователей и признается, что многие молодые дизайнеры дают ей надежду. Например, Ричард Малон, который использует ткани, вручную сотканные и окрашенные мастерами на юге Индии, и прошлогодняя победительница H&M Design Award Прия Алувалия, создающая коллекции только из винтажных материалов.

В сентябре Хэмнетт собирается отмечать 40-летний юбилей бренда — и очевидно, что в ближайшее время не планирует сдаваться. «Если у вас есть хоть малейший шанс что-то изменить, нельзя опускать руки, — говорит дизайнер. — Иначе вы никогда себе этого не простите».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Getty Images

Читайте также

Мода

Как Демна Гвасалия изменил мир моды

Мода

Как выглядит новая коллекция экологичной линии H&M Conscious Exclusive

Мода

Мини-ридикюли, как у ваших бабушек, вновь на острие моды

Edition