You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. НОВОСТИ
  2. Новости

Как школа Баухауса изменила современную моду

Пол Смит, Мэри Катранзу и Роксанда Илинчич рассказывают, как на них повлияло немецкое арт-движение

Как школа Баухауса изменила современную моду

Mary Katrantzou осень-зима 2018

Несмотря на то что этой весной Баухаус — легендарная немецкая арт-школа, известная своим функциональным подходом к искусству, — отмечает сто лет со дня основания, сегодня работы ее учеников выглядят так же актуально, как в первой половине XX века. Отголоски Баухауса давно просочились в нашу повседневную жизнь и повлияли на музыкантов, которых мы слушаем (вспомните футуристичный комбинезон альтер эго Дэвида Боуи — Зигги Стардаста), мебель, которую используем в быту, и, конечно, одежду.

Оскар Шлеммер From The Stage At The Bauhaus, 1925
Оскар Шлеммер From The Stage At The Bauhaus, 1925

Отличительная особенность учения Баухауса заключается в смелых экспериментах с цветом и формой — согласно манифесту этого арт-движения, они должны быть простыми и функциональными. «Ранний Баухаус многое взял от экспрессионизма, но впоследствии его эстетика становилась все более лаконичной, это было последовательное избавление от всего лишнего», — объясняет Грант Уотсон, сокуратор выставки Bauhaus Imaginista, которая проходит в берлинском Доме культур мира в честь 100-летнего юбилея школы.

Политика «чистых линий» вдохновила целое поколение модных дизайнеров 1960-х вроде Андре Куррежа и Мэри Куант, а впоследствии покорила сердце и королевы минимализма Жиль Зандер. «В основе моего бренда лежит один из ключевых принципов Баухауса — рациональная функциональность при создании предметов для повседневной жизни, — рассказывала дизайнер в интервью Сьюзи Менкес в 2017 году. — Красота без лишних декораций, простые и понятные силуэты, отсечение всего лишнего и свобода движений».

В честь столетия Баухауса мы попросили современных дизайнеров рассказать, как на них повлияло одно из культовых арт-движений XX века.

из
Как школа Баухауса изменила современную моду

Jil Sander весна-лето 2013

Как школа Баухауса изменила современную моду

Василий Кандинский. Flutter Like, 1931

Роксанда Илинчич

«Баухаус оказал на меня огромное влияние, особенно в контексте работы с цветом — колорблокинг я использую с самой первой коллекции. В моих мудбордах часто можно увидеть картины художника Джозефа Альберса. Меня всегда привлекала его уникальная манера сочетать цвета, особенно в контрастных комбинациях. Такой же подход применяю и я — мне хочется экспериментировать с оттенками, дать людям иное понимание гармонии цвета».

Roksanda Ilincic весна-лето 2013
Roksanda Ilincic весна-лето 2013

«Еще один мой кумир — архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Я узнала о нем, еще будучи студенткой, и сразу же влюбилась в его работы. Спроектированные им здания не выглядят как статичные объекты: внутри много пространства и воздуха, а снаружи — будто защитная броня. Схожий принцип стараюсь переносить в свои коллекции. В начале карьеры я часто делала драпированные платья из легких тканей — главным референсом была архитектура Мис ван дер Роэ».

Гостиная в доме дизайна Людвига Мис ван дер Роэ в США, 1956
Гостиная в доме дизайна Людвига Мис ван дер Роэ в США, 1956

Мэри Катранзу

«Баухаус определил подход современных дизайнеров к работе. Думаю, в отношении моды это особенно актуально: мы постоянно пытаемся найти баланс между креативностью и коммерцией, сделать вещи более функциональными и соответствующими актуальной повестке дня. Сегодня все это имеет такое же значение, как во времена расцвета Баухауса».

Костюмы Оскара Шлеммера для балета Triadisches Ballett в Берлине. Фото: Эрнст Шнайдер, 1926
Костюмы Оскара Шлеммера для балета Triadisches Ballett в Берлине. Фото: Эрнст Шнайдер, 1926

«Работая над коллекцией осень-зима 2018, я изучала невероятной красоты плакаты и рисунки той эпохи и обнаружила, что в моих прошлых работах много отголосков Баухауса. Была одна фотография людей, одетых буквально в геометрические фигуры, — схожие силуэты я использовала раньше, например, когда в 2011 году делала юбки в виде абажура».

Mary Katrantzou весна-лето 2011
Mary Katrantzou весна-лето 2011

«В коллекции осень-зима 2018 я использовала ключевые принципы Баухауса — чистоту форм, прагматичный подход к дизайну и то, как эти качества работают в моде. Что касается графики, основным источником вдохновения стали те самые плакаты и работа с геометрией — их мы перенесли на трикотаж».

Mary Katrantzou осень-зима 2018. Юстус Шмидт. Плакат для выставки Баухауса в Веймаре, 1923
Mary Katrantzou осень-зима 2018. Юстус Шмидт. Плакат для выставки Баухауса в Веймаре, 1923

Пол Смит

«Я узнал о школе в юности, когда жил в Ноттингеме. О ней рассказали студенты местного колледжа искусств — думаю, во многом те разговоры определили мое желание стать дизайнером. Хотя сперва я подумал, что Баухаус — это какой-то городской микрорайон».

«Мне очень близок подход этого арт-учения, идеи практичности и функциональности. А еще пропагандируемая им концепция творческого коллектива и взаимодействия между участниками. Школа всегда ратовала за то, чтобы представители разных сфер искусства работали вместе, обменивались идеями и вдохновлялись друг другом».

«Хрустальный дом» Джорджа Фреда Кека, вдохновленный принципами Баухауса, на Всемирной выставке в Чикаго, 1934
«Хрустальный дом» Джорджа Фреда Кека, вдохновленный принципами Баухауса, на Всемирной выставке в Чикаго, 1934

«Моя коллекция осень-зима 2015 — прямая отсылка к творчеству Джозефа и Анни Альберс, которые разделяли принципы школы. А еще недавно мы выпустили капсулу, созданную под впечатлением от тканых полотен Анни и приуроченную к выставке в музее Tate Modern. Для меня важно было отдать должное невероятному мастерству художницы и добиться того, чтобы вещи деликатно и при этом точно отражали суть ее произведений».

Paul Smith осень-зима 2015
Paul Smith осень-зима 2015
комментарии