Мода

Как юбка-карандаш стала главной вещью женского гардероба

Олицетворение сексуальности или часть строгой офисной униформы? Рассказываем, с чего началась ее история

История юбки-карандаш началась с анекдотического инцидента. В 1908 году американка миссис Эдит Харт О. Берт стала первой женщиной-пассажиром аэроплана — чуда техники, придуманного братьями Райт. Чтобы типичная для того времени пышная юбка не развевалась во время полета и не застряла в механизмах, О. Берт перевязала ее ниже колен бечевкой. Если верить легенде, такой силуэт вдохновил модных кутюрье, в частности Поля Пуаре, на создание так называемой hobble skirt — узкой юбки с чуть расклешенным подолом. Как бы то ни было, этот фасон, заставивший женщин передвигаться быстрыми короткими шагами, вскоре вошел в массовую моду и более того — стал объектом насмешек. В газетах и журналах выходили сатирические иллюстрации, которые высмеивали желание женщин выглядеть красиво вопреки комфорту. На улицах Нью-Йорка и Лос-Анджелеса даже появились специальные экипажи, предназначенные для женщин в узких юбках. К сожалению или к счастью, век этого тренда оказался недолгим: уже в 1920-х ему на смену пришли более короткие платья и юбки прямого свободного кроя.

Vogue US, 1960

Юбка-карандаш в том виде, какой мы ее знаем сегодня, появилась много позже — в 1954 году, когда Кристиан Диор представил свою коллекцию с вещами H-силуэта. По крою они напоминали очертания латинской буквы H — прямые линии, подчеркнутая талия — и выгодно смотрелись на фигуре, так как визуально удлиняли ноги и перемещали акцент на бедра. Кроме того, эта коллекция стала альтернативой успевшему наскучить силуэту new look, с его необъятными юбками и метрами ткани. Конечно, Диор не был первопроходцем. Еще в 1940-х крой юбок начал становиться более узким и квадратным — пример тому можно увидеть в фильме «Иметь или не иметь» с Лорен Бэколл в главной роли. Стоит отдать должное и другим авторитетным кутюрье той эпохи, например, Кристобалю Баленсиаге, который своими вещами стремился подчеркивать естественные линии женского тела, а не искажать их накладками и кринолинами.

Лорен Бэколл в фильме «Иметь и не иметь», 1944

В 1950-х и ранних 1960-х юбка-карандаш стала определяющим предметом гардероба. Женщина в такой юбке могла быть элегантной интеллектуалкой, как Грейс Келли в «Окне во двор». Или сексуальной обольстительницей, как Софи Лорен, которая носила их с топами в полоску и приталенными жакетами. Маленькое черное платье Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» — еще одна модификация юбки-карандаш. А Мэрилин Монро, чей образ во многом ассоциируется именно с этим предметом одежды, вывела его в статус культовых: благодаря ей юбка-карандаш стала символом абсолютной женственности, а фигура «песочные часы» — эталоном красоты. Как и hobble skirt 1910-х, такой наряд требовал определенной походки, увидеть которую в исполнении Монро можно в фильмах «Джентльмены предпочитают блондинок» и «В джазе только девушки».

Джеймс Стюарт и Грейс Келли в фильме «Окно во двор», 1954

Джейн Расселл и Мэрилин Монро в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок», 1953

К слову, тот факт, что юбка-карандаш в прямом смысле меняет походку своей обладательницы, сделал из этого предмета гардероба символ сексуальной привлекательности (героиня Стокард Ченнинг в «Бриолине»), а позднее — визитную карточку сильных женщин (таких как Джоан Коллинз в «Династии»). Кульминация эротического подтекста — пристрастие к узким юбкам, особенно сделанным из кожи или латекса, представителей фетиш-культуры. Первой на ум здесь приходит, конечно, Дита фон Тиз. Юбку-карандаш можно также считать предвестницей суперузких платьев-футляров, которые переживали свой бум в нулевых и теперь снова на пике актуальности, спасибо клану Кардашьян.

Принц Гарри и Меган Маркл в Boss и & Other Stories в Лондоне, октябрь 2018

В 1950-х и 1960-х юбки-карандаш задумывались как исключительно практичный предмет одежды. Они служили повседневной униформой для работающих женщин, особенно если были дополнены небольшим разрезом сзади. Да и до сих пор являются обязательной частью офисного дресс-кода во многих корпоративных организациях. Трудно представить себе без такой юбки гардероб первых леди вроде Мишель Обамы и Меган Маркл. Сегодня юбка-карандаш необязательно транслирует сексуальность: более спокойные, базовые ее вариации можно встретить, например, у Victoria Beckham и Rejina Pyo.

Victoria Beckham, Art School, Rejina Pyo осень-зима 2019

Чувственная или строгая, безупречно скроенная или с необработанными краями, отсылающая к девочкам-тинейджерам 1950-х, которые хотели быть похожи на своих мам, или к дрэг-культуре — хоть юбка-карандаш и считается классическим предметом гардероба, ее история и визуальное разнообразие куда богаче, чем кажется на первый взгляд. И, судя по коллекциям осень-зима 2019, в ближайшее время дизайнеры не собираются игнорировать этот предмет гардероба.

Vogue US, 1985

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Arthur Elgort

Читайте также

Мода

Самое интересное о коллекции Кима Джонса для Dior Men pre-fall 2020

Красота

Лила Мосс о секрете красоты мамы, сотрудничестве с Marc Jacobs Beauty и любимом макияже

Мода

Блузка с металлическим блеском — практичное решение для новогодней вечеринки

Edition