Кто такая Анни Альберс и почему вам нужно о ней знать

Все о жизни и творчестве самого известного дизайнера текстиля XX века
Анни Альберс фото и биография дизайнера текстиля

Анни Альберс — самая известная художница по тканям XX века, революционерка по части дизайна текстиля, которая сумела объединить многовековое ремесло с идеями модернистов. Увидеть ее работы можно в музее Tate Modern в Лондоне до 27 января 2019 года.

Выставка наконец-то отдает должное таланту Анни, которая всегда оставалась в тени славы мужа Джозефа Альберса. И пусть сама Альберс модничать не любила, современные дизайнеры — Mary Katrantzou, Duro Olowu, Grace Wales Bonner и Paul Smith — продолжают черпать вдохновение в ее работах.

Сегодня, когда творчество женщин привлекает все больше заслуженного внимания, самое время вспомнить, какое влияние оказала Анни Альберс на индустрию моды прошлого века.

Она занималась не только дизайном текстиля

Самой большой страстью Альберс была живопись: она говорила, что работа с тканями — это для неженок. Отучившись всего два месяца в школе прикладных искусств в Гамбурге, Альберс учебу бросила. А через какое-то время ей попалось на глаза объявление о наборе в новую экспериментальную школу искусства и дизайна Баухаус. Альберс немедленно подала туда заявление. Но даже там женщинам полагалось обучаться отдельно от мужчин, и их занятиями были преимущественно ткачество, работа с керамикой и переплетное дело. Оставив свои амбиции стать художницей, Альберс занялась текстильным дизайном и стала одной из лучших учениц. Со временем она разработала собственный уникальный стиль и в 1949 году стала первым дизайнером текстиля, удостоенным персональной выставки в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). Несмотря на успех, Альберс всегда считала, что ее работы не воспринимаются столь же серьезно, как произведения искусства, однако продолжала до последних лет жизни создавать текстильные принты.

Она была мастером своего дела

Во время учебы в школе Баухаус Альберс быстро освоила двойной и жаккардовый ткацкие станки и начала создавать огромные стенные панно и ткань для обивки мебели с необычными абстрактными узорами. Успех не заставил себя ждать. Иллюстрации с ее работами были опубликованы в одном из немецких журналов по дизайну в рубрике, которую курировала художница Соня Делоне. В конечном итоге Альберс стала директором ткацкого направления в школе Баухаус. Ею двигала идея, что искусство должно быть функциональным, и такого же мнения придерживались все адепты Баухауса. Сегодня нам кажется, что ткацкое дело — это непременно ручной труд, но подход Альберс был куда более прогрессивным. Она не имела ничего против индустриализации и массового производства и нередко использовала в своих работах нестандартные материалы вроде целлофана.

Она считала Коко Шанель великой художницей

Когда Анни Альберс спросили, кто, по ее мнению, является величайшим художником XX века, она ответила: Коко Шанель. При этом сама Альберс никогда не носила кутюр. Она одевалась преимущественно в белый и бежевый цвета, а одежду покупала в американском дисконте Alexander’s. На фотографиях Альберс почти всегда позирует в широких брюках и лаконичных рубашках или блузах с бантом на шее. Иногда она носила аксессуары, например, жемчужное ожерелье, берет или шарф. Когда ее спрашивали, кем бы она хотела быть, если не собой, Альберс называла имя Мэй Уэст.

Она обожала Мексику

В 1935 году Альберс жила в Штатах и решила отправиться в Мексику. Во время путешествия она очень впечатлилась традиционным андским текстилем, и вскоре этнические мотивы стали появляться в ее работах. Это было началом периода ее творчества, который сама Альберс называла пикториальным ткачеством. Пол Смит признается, что Альберс не раз становилась для него источником вдохновения, а специально к открытию выставки в Tate Modern британский дизайнер даже выпустил капсульную коллекцию покрывал, свитеров и шарфов.

Она делала украшения из необычных материалов

Альберс также занималась дизайном украшений — в начале пути это помогало ей сводить концы с концами. Конечно, она использовала не драгоценные металлы и камни, а подручные материалы, из которых создавала настоящие сокровища. Например, в 1940-е Альберс придумала несколько ожерелий: одно из губок для мытья посуды, другое из ситечка для раковины и скрепок, третье из пробок от бутылок.

Ее подход к созданию тканей и принтов был радикальным

Альберс экспериментировала с самой структурой тканного полотна. Со временем ее работы становились все менее стройными и симметричными. Она пробовала разные техники трафаретной печати и любые возникающие в процессе ошибки делала своей фишкой.

Она училась искусству цвета у Пауля Клее

На цветосочетания, которые Альберс использовала в своих работах, наибольшее влияние оказали мастер-классы Клее во время учебы в школе Баухаус. Она ловко применила его хроматическую систему в искусстве создания текстиля, смешивая оттенки и создавая необычные комбинации. Сегодня ее фирменной палитрой продолжают вдохновляться дизайнеры, например, Надеж Ване-Цыбульски в коллекции Hermès весна-лето 2019.

Она уехала из Берлина в Америку

В ноябре 1933 года, когда нацистское движение начало захватывать власть по всей Германии, Альберс решила временно перебраться в Америку, где ей предложили стать преподавателем только что открывшегося колледжа Black Mountain College в Северной Каролине.

Она считала, что создание одежды сродни архитектуре

На ранних этапах творчества Альберс порой вдохновлялась архитектурой модернизма. Она сравнивала переплетения нитей в тканях со стенами монументальных зданий послевоенного периода. Смысл заключался в том, что ее текстиль нес скорее не декоративную, а утилитарную функцию. Так, она создавала огромные панно для профессорских аудиторий с плохой акустикой, звуконепроницаемые ткани для дизайнерской фирмы Knoll и ширмы, с помощью которых можно было делить пространство так, как вздумается — эдакая архитектура внутри здания.

Она состояла в неравном браке

Альберс была родом из обеспеченной семьи: ее мать происходила из династии книгоиздателей, а отец занимался производством мебели. В детстве у нее был личный учитель по искусству, а в более позднем возрасте она занималась с одним из художников-импрессионистов. Однако, как только Альберс увлеклась Баухаусом, она променяла все роскошества прошлой жизни на крошечную съемную квартиру. В то время она и встретила Джозефа, сына небогатого художника-декоратора. Пара поженилась в 1925 году, и после этого они практически не расставались.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Getty Images