Самые важные коллаборации модных дизайнеров с художниками

От сен-лорановского платья по мотивам работ Пита Мондриана до сотрудничества Кима Джонса и Dior с художником Хадзимэ Сораямой
Коллаборации Домов мод и художников фото вещей из коллекций

Можно ли считать моду одной из форм искусства? Этот вопрос регулярно вызывает бурную полемику между двумя противоположными лагерями. Одни без колебаний отвечают на него утвердительно, другие считают, что индустрия моды не имеет ничего общего с «высокой материей». Споры прекращаются лишь тогда, когда два мира объединяются. Вспомните коллекцию Ива Сен-Лорана осень-зима 1965, вошедшую в историю благодаря «мондриановским» платьям, или мужскую коллекцию Dior pre-fall 2019, cозданную Кимом Джонсом вместе с японским художником Хадзимэ Сораямой.

Платье Yves Saint Laurent, созданное по мотивам работ Пита Мондриана

Диалог между модой и миром искусства продолжается не один десяток лет. Художники, иллюстраторы, фотографы не раз работали в тандеме с дизайнерами, и их сотрудничество всегда строилось на взаимной творческой симпатии и уважении. Одна из ранних коллабораций — тандем Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали, которые, ко всему прочему, были большими друзьями. Знаменитое вечернее платье с принтом в виде лобстера авторства Дали для модного Дома Schiaparelli — чем не пример успешного дуэта дизайнера и художника?

Уоллис Симпсон в платье, созданном Сальвадором Дали для модного Дома Schiaparelli. Vogue, 1937

В 1960-е с подачи Энди Уорхола связь моды и искусства стала еще более тесной. Его знакомство с Ивом Сен-Лораном вылилось во взаимовыгодное сотрудничество: Уорхол нарисовал несколько портретов дизайнера, а тот в свою очередь посвятил коллекцию Yves Saint Laurent осень-зима 1966 года поп-арту. С тех пор многие модельеры в своих работах ссылались на творческое наследие «отца» поп-культуры — от Джанни Версаче и Жан-Поля Готье до Рафа Симонса.

Наоми Кэмпбелл на показе Versace весна-лето 1991 в платье, созданном Джанни Версаче в коллаборации с Энди Уорхолом

Коллекция Dior осень-зима 2013, созданная по мотивам работ Энди Уорхола

Коллекция Calvin Klein весна-лето 2018, созданная по мотивам работ Энди Уорхола

Некоторые дизайнеры, например, Миучча Прада, Марк Джейкобс, Ким Джонс и все тот же Раф Симонс обращаются с предложениями о сотрудничестве к менее известным художникам. Так, мужская коллекция Prada осень-зима 2016 была создана совместно с французским арт-деятелем Кристофом Шеменом.

Коллекция Prada осень-зима 2016, созданная совместно с художником Кристофом Шеменом

Louis Vuitton пошли еще дальше — за последние несколько лет коллаборации с художниками стали частью ДНК бренда. Инициатором таких проектов был Марк Джейкобс, до 2013 года служивший креативным директором Дома. Именно он предложил Стивену Спраусу сделать обновленную граффити-версию монограммы Louis Vuitton для коллекции весна-лето 2001, а затем на протяжении 13 лет регулярно сотрудничал с Такаси Мураками. Сумка с разноцветной монограммой авторства художника была выпущена в 2003 году и мгновенно стала символом ранних «нулевых». Над коллекцией весна-лето 2008, вдохновленной медсестринской униформой, Джейкобс работал вместе с художником-провокатором Ричардом Принсом.

Нынешний креативный директор женской линии Louis Vuitton Николя Жескьер продолжил дело, начатое его предшественником, — в 2017 году марка представила коллекцию сумок Masters, созданную вместе с Джеффом Кунсом.

Коллаборация Louis Vuitton с Джеффом Кунсом, 2017

Известный ценитель современного искусства Ким Джонс, покинув должность креативного директора мужского подразделения Louis Vuitton и заняв аналогичный пост в Dior, продолжает внедрять любимые визуальные коды на новом месте работы. Для своей дебютной коллекции Джонс объединился с нью-йоркским художником Kaws, попросив его интерпретировать фирменный логотип дома в виде пчелы. Kaws приложил руку и к сет-дизайну показа — зал, в котором проходило шоу, украшала огромная фигура придуманного Брайаном Доннелли (настоящее имя художника) персонажа BFF, выполненная из живых цветов. Она же приняла участие в съемках мужской рекламной кампании Dior весна-лето 2019. А ключевым элементом прошедшего недавно в Токио показа мужской коллекции pre-fall 2019 стал 12-метровый робот, созданный Хадзимэ Сораямой. Японский художник также стал соавтором лимитированной линейки сумок.

Мужская коллекция Dior весна-лето 2019, созданная при участии Kaws

Мужская коллекция Dior pre-fall 2019, созданная при участии Хадзимэ Сораямы

Искусство всегда было мощным источником вдохновения для дизайнеров. Но когда они не просто используют референсы и отсылки к творчеству тех или иных художников, а сотрудничают с ними напрямую, эта связь выходит совершенно на другой уровень. И если кто-то скажет, что мода — это не искусство, у нас найдется не один десяток доказательств обратного.

Самые важные коллаборации модных дизайнеров с художниками
Галерея15 Photos
Смотреть галерею

Коллаборация Off-White c Дженни Хольцер, Pitti Uomo 2017

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.