Модная история денима

Как джинсы перебрались из гардероба рабочих на модные подиумы и почему Ив Сен-Лоран жалел, что их изобрел не он
Джинсы история создания и моды на вещи из денима

Слово «джинса» впервые вошло в обиход еще в XIX веке — так называли особую хлопковую ткань, используемую для пошива брюк. Вскоре оно стало применяться и для определения самого предмета гардероба. Привычные нам штаны из синей джинсы (сейчас мы называем этот материал денимом) изначально изготавливались во французском городе Ним. До сих пор неизвестно, является ли слово «деним» английским аналогом названия французской ткани, или же французы решили именовать так уже существующую вещь родом из Британии. Как бы то ни было, к XX веку джинсами стали повсеместно называть брюки из плотного хлопка и денима.

1880

Самая узнаваемая в мире модель классических джинсов из темно-синего денима, с пятью карманами и фирменными клепками, была запатентована в 1873 году. Ее создатели — портной Джейкоб Дэвис и предприниматель из Сан-Франциско Ливай Стросс. Идея использовать для крепления медные заклепки особенно понравилась шахтерам и другим рабочим, которые часто жаловались, что карманы на брюках отрывались в самый неподходящий момент. Поначалу Стросс и Дэвис выпускали штаны в двух вариантах — из коричневой саржи и синего денима, однако благодаря выпущенной в 1890 году модели 501 именно цвет индиго стал культовым для джинсов. Со временем дизайн слегка поменялся: например, добавилась фирменная оранжевая двойная строчка, которая стала отличительным знаком Levi’s, в 1922 году появились шлевки для ремня, а в 1954-м пуговицы на ширинке заменила застежка-молния. Когда в 1890 году срок действия патента Стросса и Дэвиса истек, другие производители тут же начали штамповать собственные аналоги. В 1895 году на рынок вышла марка OshKosh B’Gosh, в 1904-м — Blue Bell (позднее переименованная в Wrangler), а в 1911-м — Lee Mercantile. Во время Первой мировой войны джинсовый комбинезон Union-Alls Lee стал основой униформы всех военных рабочих.

1882

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

В 1920-е и 1930-е благодаря Голливуду этот предмет гардероба начал избавляться от своих утилитарных коннотаций. Спасибо за это стоит сказать художникам по костюмам, которые одели бравых ковбоев вроде героев Джона Уэйна и Гэри Купера в голубой деним. Этот образ пришелся по душе простым обывателям, которые искали идеальные «штаны выходного дня». «Случайные» фото таких селебрити, как Джинджер Роджерс и Кэрол Ломбард, одетых в джинсы, действовали на зрителей лучше всякой рекламы: еще бы, ведь даже звезды голубых экранов их носят! В 1930-е Vogue объявил джинсы горячим трендом в духе «вестерн-шик». В 1942 году американский дизайнер Клэр Маккарделл продала более 75 тысяч экземпляров своего платья с запáхом из денима.

Джон Уэйн в джинсах Levi's, 1939; Гэри Купер, 1940

В 1950-е джинсы стали символом бунтарства и молодости, во многом за счет кинообразов Марлона Брандо и Джеймса Дина, которые были на тот момент ролевыми моделями для подростков. Дальше пришли звезды рок-н-ролла, буквально не вылезавшие из своих узких джинсов, за ними — хиппи и активисты, выступавшие с антивоенными протестами в 1960-х и ранних 1970-х годах. В то же время брюки из денима облюбовали феминистки второй волны — для них это был знак гендерного равноправия. В 1960-е джинсы окончательно закрепились как символ контркультуры — некоторые школы даже официально запрещали этот предмет одежды.

Джеймс Дин, 1955

Марлон Брандо в фильме «Трамвай «Желание», 1951

В конце 1970-х — начале 1980-х деним начал постепенно проникать в мир высокой моды. Так, культовые джинсы Buffalo 70 Fiorucci — суперузкие, черного цвета, дорогие и практически недоступные для простого смертного — абсолютно противоречили всему, с чем ассоциировался деним до этого. Они стали настоящим хитом на танцполе «Студии 54». В 1976 году Кельвин Кляйн стал первым дизайнером, решившимся показать голубые джинсы на подиуме. В 1979-м свою знаменитую модель представила Глория Вандербилт. Невероятный коммерческий успех дизайнерских джинсов проложил дорогу более дерзким маркетинг-приемам. Да, мы говорим, в частности, о провокационных рекламных кампаниях Calvin Klein 1980-х с Брук Шилдс и Guess с Клаудией Шиффер. К 1990-м годам такие гиганты модного мира, как Versace, Dolce & Gabbana и Dior, тоже запустили свои линейки денима.

Calvin Klein весна-лето 1976

Chanel осень-зима 1993

Почти каждая декада или субкультура последних ста лет сопровождалась определенной модой на джинсы: вспомните широкие «трубы», которые носили рэперы 1990-х, джинсы с очень низкой посадкой 2000-х, темно-синий деним, который облюбовали хипстеры и интеллектуалы, или современных адептов techwear, которые не мыслят жизни без японского селвиджа. Сегодня никого не удивляет, что дизайнеры показывают вариации на тему джинсов почти в каждой коллекции, равно как и обилие денима на любой вкус в каждом масс-маркете. «Всегда говорил, что жалею лишь об одном — что не я изобрел джинсы, — сказал Ив Сен-Лоран в интервью New York Magazine в ноябре 1983 года. — В них есть экспрессия, скромность, сексуальность, простота — все то, чем я бы хотел наделить свои вещи».

Одри Хепберн, 1967

Грейс Келли, 1956; Брижит Бардо, 1957; Мэрилин Монро, 1960

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.