You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Модная история тренча

Путь любимого плаща из дождливой Шотландии 1820-х и окопов Первой мировой в современные гардеробы

Модная история тренча

Кристи Тарлингтон в тренче Jean Paul Gaultier, 1987. Фото: Артур Элгорт

Самая популярная версия происхождения тренча гласит, что его придумали специально для солдат Первой мировой войны, чтобы им было комфортнее просиживать долгие часы в траншеях. Но это не совсем так — рассказываем, откуда на самом деле берет истоки любимый плащ и как из офицерской одежды он превратился в вещь, которая не выходит из моды.

Прародителем тренча был водонепроницаемый макинтош — его в начале 1820-х годов придумали шотландский химик и изобретатель Чарльз Макинтош и основоположник британской резиновой промышленности Томас Хэнкок. Он был сделан из прорезиненного хлопка и предназначался для мужчин, которые привыкли проводить свободное время на охоте, рыбалке или прогулках на лошадях. С развитием технологий резиновое покрытие стало более современным: оно лучше пропускало воздух и эффективнее отталкивало влагу.

В 1853 году Джон Эмари, мужской портной из Лондона, разработал более усовершенствованную модель дождевика, который решил выпускать под брендом Aquascutum — его название образовано из латинских слов, означающих «вода» и «защита». По его стопам пошел и молодой драпировщик Томас Берберри, открывший в 1856-м собственную компанию. В 1879 году он изобрел инновационный материал под названием габардин. Его отличие заключалось в том, что водонепроницаемым составом обрабатывалась не готовая ткань, а каждое волокно хлопка или шерсти по отдельности. На тот момент это была уникальная ткань, комфортная, дававшая коже возможность дышать и при этом защищавшая естествоиспытателей, путешественников, авиаторов и других любителей приключений в самых экстремальных погодных условиях.

Реклама Aquascutum, 1914–1918. Реклама Burberry, 1909
Реклама Aquascutum, 1914–1918. Реклама Burberry, 1909

И Aquascutum, и Burberry претендуют на звание создателей легендарного тренча времен Первой мировой войны. Обе компании использовали уже существующую модель и адаптировали ее под нужды военнослужащих — получился плащ длиной ниже колена с двумя рядами пуговиц на груди, чуть зауженной талией и расширяющимся книзу силуэтом. Все в нем было практично: пояс шел в комплекте с пряжкой в форме буквы D — за нее было легко цеплять различные принадлежности, а небольшая кокетка сзади на плечах была нужна для того, чтобы капли воды быстрее стекали с вещи. Тканевая накладка на плече, которую называют ружейным клапаном, служила для дополнительной вентиляции и защиты от непогоды.

Другие важные атрибуты тренча — глубокие карманы, ремешки на манжетах и высокий воротник (изначально предполагалось, что за ним можно спрятаться в случае газовой атаки). Внутри некоторых плащей была теплая подстежка, которую при необходимости можно было использовать как спальное место. Кстати, во время войны в ходу были преимущественно тренчи цвета хаки, а не классического бежевого, — для маскировки.

Уинстон Черчилль в должности командира 6-го батальона Королевских шотландских фузилеров в Армантьере, 1915–1916
Уинстон Черчилль в должности командира 6-го батальона Королевских шотландских фузилеров в Армантьере, 1915–1916

Образ статного офицера в идеально скроенном тренче быстро стал популярным, и вскоре этот предмет гардероба стал частью «гражданской» моды. Тренчи Burberry и Aquascutum были дорогими, доступными лишь обеспеченным слоям населения, но хитрые умельцы быстро начали выпускать их более дешевые версии. Для многих обладание тренчем в военное время было жестом патриотизма.

Иллюстрация: Sophie Glover
Иллюстрация: Sophie Glover

А вот во Вторую мировую этот предмет гардероба воспринимался уже совсем по-другому: в 1940-е он ассоциировался не столько с трудностями полевой жизни, сколько со звездами Голливуда. Популярнее образа сурового офицера в плаще стали киноперсонажи вроде пронырливого журналиста, с иголочки одетого гангстера, вооруженного детектива, шпиона или роковой femme fatale — все они носили тренчи.

С их подачи он стал по-настоящему модным. Любой из нас может с ходу вспомнить как минимум десяток культовых фильмов, герои которых обожали этот предмет гардероба — Хамфри Богарт в «Касабланке», Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани», Марлен Дитрих в «Зарубежном романе» или Мерил Стрип в картине «Крамер против Крамера».

из
Модная история тренча

Одри Хепберн на съемках фильма «Завтрак у Тиффани», 1961; Питер Фальк в сериале «Коломбо», 1968

Модная история тренча

Хамфри Богарт в тренче Burberry в фильме «Касабланка», 1942; Мерил Стрип в фильме «Крамер против Крамера», 1979

За свою почти 200-летнюю историю тренч не потерял актуальности. Правда, кроме классических моделей у нас есть и оригинальные интерпретации — например, в исполнении Алессандро Микеле или Пьерпаоло Пиччоли. Даже Burberry, с которых в свое время начался путь тренча в большой мир кино и моды, не боятся экспериментировать с кроем и деталями. И хотя с оригинальным плащом, в котором военные офицеры продумывали планы атаки, сидя в секретном штабе, у этих тренчей мало общего, мы ценим их ничуть не меньше.

Burberry осень-зима 2019; Valentino осень-зима 2019; Gucci осень-зима 2019
Burberry осень-зима 2019; Valentino осень-зима 2019; Gucci осень-зима 2019

Читайте также: Пять способов носить тренч этой весной

комментарии