Может ли масс-маркет быть экологичным

Как H&M Group пытается снизить пагубное влияние на окружающую среду
Может ли массмаркет быть экологичным

Сегодня, чтобы получить доверие покупателей и улучшить имидж бренда, компании должны быть прозрачными: не скрывать процесс производства и строить работу так, чтобы оказывать минимальное влияние на окружающую среду. В этом плане сложнее всего приходится масс-маркет-гигантам: их успех во многом связан с огромным объемом производства, вредными для экологии технологиями и дешевой рабочей силой, которые не в чести у современных модников. Рассказываем о том, как эти проблемы пытается решить один из крупнейших производителей одежды в мире — H&M Group.

H&M Group, в которую входят Cos, & Other Stories, Monki и другие бренды, стала первой fast-fashion-компанией, заговорившей о необходимости экоинициатив. И от слов перешла к делу: в 2011 году появилась первая коллекция вещей H&M Conscious, созданных из органического хлопка и переработанного полиэстера, а в 2013-м в магазинах запустили программу по сбору одежды. Она, кстати, очень понравилась покупателям благодаря простой и практичной концепции: вы можете отнести в магазин не только старые вещи H&M, но и ненужную одежду любого другого бренда — ее отсортируют и отправят либо в секонд-хенд, либо на переработку.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Глава инновационного агентства при London College of Fashion Мэттью Дринкуотер считает, что масс-маркет-гиганты должны делать ставку на современные технологии, чтобы стать более экологичными. Разработка дизайна, сэмплов и прототипов в формате 3D сведет к минимуму производственные отходы, а искусственный интеллект поможет оптимизировать поставки в магазины. Мэттью уверен, что внедрить эти новшества намного проще, чем кажется.

Компании H&M Group уже делают первые шаги в этом направлении: например, они используют специальное устройство (его называют зеленой машиной), позволяющее перерабатывать одежду из смешанных волокон. Для H&M это внушительный технологический прорыв: руководство уверено, что так они смогут вывести переработку на новый уровень. Несколько зеленых машин уже функционируют на некоторых фабриках, а в креативном пространстве The Mills в Гонконге стоит ее упрощенная, но тоже рабочая версия. Посетители приносят сюда ненужную одежду и наблюдают, как на их глазах старые свитеры и пуловеры превращаются в материалы, из которых затем делают новые вещи — их можно купить в корнере по соседству.

Может ли масс-маркет быть экологичным
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

В H&M Group понимают, что одних технологических новшеств недостаточно — нужны перемены более глобальные. В начале этого года выяснилось, что на счету шведского гиганта значится непроданных вещей на 4,3 миллиарда долларов — то есть многие произведенные вещи оказываются просто ненужными. Это заставило компанию пересмотреть привычный производственный цикл. «Старая схема — открыть как можно больше магазинов, регулярно поставлять в них все больше новых товаров и заставлять людей покупать — больше не работает, — заявил на недавней встрече в Гонконге директор по производству H&M Group Дэвид Сэвман. — Мы должны предлагать людям то, что они хотят купить, а не заставлять их покупать все, что производим. Именно так работает современная ретейл-модель».

Однако еще не до конца понятно, как именно H&M Group сможет реализовать такой амбициозный план. Менеджер по устойчивому развитию компании на территории Китая Ханна Халлин признает, что в эпоху перепотребления эти перемены необходимы, но не уверена, что это пойдет во благо бизнесу: «Мы можем сократить объемы производства, но тогда 98 процентов аналогичных компаний, которые не придерживаются политики прозрачности, продолжат зарабатывать деньги».

Зеленая машина по переработке текстиля в пространстве The Mills, Гонконг

Пагубное влияние на экологию оказывают не только внушительные объемы производства, но и сам процесс создания вещей: обработка тканей, волокон, окрашивание. Но масс-маркет-гигантам не так легко изменить процесс: в большинстве случаев они отдают все производство на аутсорс и не могут на него влиять. Например, Inditex (компания-владелец Zara) непосредственно управляет лишь тремя процентами своих фабрик, а число сторонних поставщиков H&M Group насчитывает больше тысячи.

Однако Рейчел Артур из агентства по разработке инноваций TheCurrent считает эти факты оправданием и утверждает, что при желании ситуацию можно переиграть: «У компаний есть влияние на фабрики, с которыми они работают, и достаточный авторитет, чтобы изменить работу на предприятиях». Посмотрим, что в этом направлении сможет сделать H&M Group.

Зеленая машина на фабрике по переработке текстиля Novetex в Гонконге

Читайте также:

Как ваша старая одежда может помочь спасти планету

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: H&M Foundation/Anders Lindén