О самом важном: Ольга Михайловская подводит итоги Mercedes-Benz Fashion Week Russia

Африканские мотивы, технологичные материалы, талантливые дизайнеры-новички, чьи имена стоит запомнить, и все самое важное о MBFWR
Итоги MercedesBenz Fashion Week Russia главные модные тренды и талантливые дизайнерыдебютанты

Только что завершившаяся 36-я по счету Mercedes-Benz Fashion Week Russia оказалась куда более размеренной и спокойной, чем все предыдущие. Исчезли истеричные блогеры, заламывающие руки по поводу первого или не первого ряда: они теперь либо используются в качестве моделей, либо мирно садятся, куда посадят. Фанатичных поклонников некоторых дизайнеров тоже стало меньше, или они просто повзрослели и успокоились. Сами дизайнеры все меньше обсуждают свои сенсационные успехи на просторах интернета и тот факт, что, например, стилист леди Гаги взял платье на съемку или на «просто походить», а все чаще говорят о производстве, маркетинговых стратегиях и ищут грамотных директоров по продажам. Никто не болтает о том, как завоевать мир и сделать Москву столицей мировой моды, все больше заняты реальным делом.

Поэтому сначала о новых именах. Во-первых, две выпускницы Британской высшей школы дизайна Александра Талалай и Маша Рафикова, выступающие под маркой Meré. Это минимализм новой волны. Элегантный, функциональный и идеально технологичный. Крой, основанный на строгой геометрии, позволяет во многих случаях обходиться без швов, за счет этого достигается идеальная посадка и бесконфликтное взаимодействие с телом. Новейшие ткани, среди которых потрясающий неопрен, в котором нет ни грамма искусственных волокон, а только шелк и хлопок, выглядят одновременно дорого и небрежно. Минимализм существует в базовых цветах серо-бело-черной гаммы, но в своей первой коллекции девушки использовали и благородный бордовый, который сочетается со всем, как и все базовые тона. Это новый типаж дизайнеров. В разговоре они не закатывают глаза и не рассуждают высокопарно о своем внутреннем мире и художественном видении, зато с удовольствием рассказывают, как своими руками сшили дебютную коллекцию и как планируют самостоятельно, без посторонней помощи развивать свой бренд.

А вот у второго новичка нет специального образования, зато есть вековые традиции за спиной, которые Нилуфар Абдувалиева, выступающая под узбекской маркой Mursak, умело использует. Юрист и экономист по образованию, она умеет все упорядочить и первую коллекцию грамотно поделила на две части. Первая — условное prêt-à-porter, вторая — кутюрная. Под аккомпанемент национальных узбекских инструментов Нилуфар с поразительной легкостью продемонстрировала, как современный космополитичный дизайн может не просто основываться на национальных традициях, но и развивать их. Ее история напоминает биографии дизайнеров прошлого. Работала нотариусом, но надо было выдавать замуж племянницу, и ее попросили сшить платье на свадьбу. Вот она и сшила, вспоминая все, чему учила ее мама, которая сама одевала своих детей. Из такой истории понятно, как могла развиться кутюрная часть коллекции. Но не та первая, где ей удалось известные всему миру узбекские орнаменты сочетать с европейской клеткой, гладким шелком и хлопком.

В коллекции — стеганые курточки, напоминающие национальные узбекские халаты, и они явно могут стать абсолютными хитами, а минималистичные пальто из узорчатого бархата будут запросто носиться поверх джинсов и водолазок. На подиуме они здорово смотрелись с военными сапогами и ботинками. Вторая часть коллекции выглядела более этнографической, но это нисколько не умаляет ее достоинств, потому что в первой части дизайнер уже показала нам, как все эти драгоценные одежды можно вписать в современную картинку нашей жизни. И тот факт, что все ткани для этой коллекции ткутся на крошечной домашней фабрике в Фергане, что на их производство требуются месяцы по сути ручного труда, только в еще большей мере вписывает ее в современный контекст, где slow fashion постепенно отвоевывает позиции у fast fashion.

Еще одной безусловной удачей Недели стал показ дизайнеров из Южной Африки, среди которых бренд под названием Erre поразил европейским, даже французским подходом к дизайну и деликатным использованием африканских традиционных приемов в отделке — плетеным шнуром, деревянными бусинами, перфорированной кожей.

Но абсолютным фаворитом стал бренд Rich Mnisi, коллекция которого продемонстрировала мастерское умение заключить безудержные африканские принты и краски в элегантные европейские формы.

В остальном Неделя обошлась без потерь и разочарований. Уже явно взошедшая звезда — дизайнер Артем Шумов — по-прежнему преподает в Шанхае в итальянской Istituto Marangoni, продолжает делать отличные коллекции и производить их в Петербурге. Очень бы хотелось видеть его автором нашей следующей олимпийской формы, но это мечты.

По-прежнему прелестные и вполне коммерческие коллекции показывает выпускница Saint Martins Анастасия Гасси под брендом Ivka, который успешно продается в Париже. Питерский дизайнер Янис Чамалиди показывает мастерские упражнения на тему своего любимого Возрождения, которые потом на ура продаются в виде вполне носимых курток, пуховиков, пальто и шелковых платьев.

Все эти отдельные звонкие ноты с трудом прорываются сквозь уже привычные нам генетические шумы. Услышать их и увидеть бывает не так просто. Но в этом, собственно, и состоит работа fashion-журналиста.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.