Королева Виктория была настоящим трендсеттером своей эпохи: именно с ее подачи в европейской культуре черный цвет стал ассоциироваться с трауром (в таком амплуа он был еще со времен древних римлян, но Виктория придала традиции тот вид, который у нее сохраняется и сегодня), а белый — со свадьбой. До нее невесты из королевских семей могли выходить замуж в нарядах самых разных цветов — особенно популярным был красный. А вот белые платья оставались уделом придворных дам.
Будучи видной модницей, королева решила пойти наперекор правилам и для своей свадьбы с принцем Альбертом 10 февраля 1840 года (как она сама говорила, это был самый счастливый день ее жизни) выбрала нетрадиционный для таких церемоний наряд и корону из цветов. Платье кремового цвета было сшито из шелкового сатина, сотканного в Спиталфилдсе (район на востоке Лондона), и отделано хонитонским кружевом. Знала бы Виктория, что со временем такой фасон — узкая талия в сочетании с пышной юбкой — и цвет станут классикой западной свадебной моды.
Вскоре примеру британской королевы последовали и другие наследницы европейских престолов. «Новые» свадебные платья стали считаться предметом роскоши: в XIX веке стирка и глажка белья облагались налогом, и белые вещи было крайне трудно поддерживать в их первозданном виде. Поскольку в то время не было принято избавляться от свадебных нарядов сразу после церемонии бракосочетания, как это обычно делается сейчас, вопрос поддержания цвета имел огромное значение. Например, королева Виктория надевала свое подвенечное платье и на другие важные мероприятия. Чем популярнее становился тренд на белые свадебные платья, тем большим символизмом наделялся этот предмет гардероба. Со временем цвет стал ассоциироваться с чистотой, невинностью и достатком. Кроме того, он выгодно смотрелся на черно-белых или тонированных сепией фотографиях.
Однако пройдет еще несколько десятилетий, прежде чем большинство невест из среднего класса в Европе и США смогут позволить себе надеть белое платье на свадьбу. Как правило, для этого торжественного случая выбиралось просто самое красивое, что было в гардеробе. Прорыв случился после Второй мировой войны, когда обычный народ начал постепенно получать все больше финансовых возможностей, а производство одежды значительно подешевело. Именно тогда покупка белого платья «на один раз», специально для свадьбы, перестала казаться непозволительной роскошью.
Особый статус белого платья помогли закрепить звезды Голливуда, которые с радостью позировали в своих сложных свадебных нарядах цвета крема для фотографов. В 1956 году фото Грейс Келли в ее великолепном облачении из шелка, кружева и тюля, украшенного жемчугом, облетели весь мир. В 1981 году 750 миллионов зрителей наблюдали, как принц Чарльз женился на леди Диане Спенсер, одетой в платье из шелковой тафты цвета слоновой кости с почти восьмиметровым шлейфом, которое создали Дэвид и Элизабет Эмануэль. Из недавних примеров первыми на ум приходят Кейт Миддлтон в платье Alexander McQueen авторства Сары Бертон и Меган Маркл в наряде Клэр Уэйт Келлер для Givenchy.
Еще одна давняя традиция — закрывать кутюрные показы крупных Домов моды свадебными выходами. Состоятельные частные клиентки всегда обращались за подвенечными нарядами к любимым дизайнерам, и в первой половине XX века те регулярно включали их в показы своих весенне-летних коллекций. Взять хотя бы платье, которое Жанна Ланвен придумала для своей дочери Маргерит Мари-Бланш, когда она в 1924 году выходила замуж за графа Жана де Полиньяка. К 1957-му это стало традицией, что подтверждает фраза из статьи в апрельском номере Vogue того года: «Свадебные выходы — традиционный венец весенних парижских коллекций». Некоторые из этих нарядов, например платье-кокон Ива Сен-Лорана 1965 года, и вовсе стали культовыми.
Сегодня не во всех культурах белый цвет считается свадебным. Китайские невесты, как правило, выходят замуж в красных платьях, потому что красный символизирует богатство и процветание. Но даже в таких случаях многие из них перед официальной фотосессией переодеваются в белое. И даже те, кто вместо платья выбирает, например, брючный костюм, все равно зачастую придерживаются белого цвета.
Кажется, что современные знаменитости пытаются сделать так, чтобы свадьба необязательно ассоциировалась с белым цветом. Так, для своей свадьбы в 2011 году Риз Уизерспун выбрала платье нежно-розового оттенка, что подстегнуло продажи аналогичных нарядов в свадебных бутиках по всей Америке. А кутюрный показ Chanel осень-зима 2018 закрывала модель Адут Акеш в мятно-зеленом твидовом костюме. Кажется, спустя почти 180 лет после «выходки» королевы Виктории в свадебную моду вновь возвращается цвет.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.