Откуда пришла традиция надевать на свадьбу белое платье

Выясняем, изжило ли себя это правило сегодня
Откуда пришла традиция надевать на свадьбу белое платье

Королева Виктория была настоящим трендсеттером своей эпохи: именно с ее подачи в европейской культуре черный цвет стал ассоциироваться с трауром (в таком амплуа он был еще со времен древних римлян, но Виктория придала традиции тот вид, который у нее сохраняется и сегодня), а белый — со свадьбой. До нее невесты из королевских семей могли выходить замуж в нарядах самых разных цветов — особенно популярным был красный. А вот белые платья оставались уделом придворных дам.

Vogue US, 1915

Будучи видной модницей, королева решила пойти наперекор правилам и для своей свадьбы с принцем Альбертом 10 февраля 1840 года (как она сама говорила, это был самый счастливый день ее жизни) выбрала нетрадиционный для таких церемоний наряд и корону из цветов. Платье кремового цвета было сшито из шелкового сатина, сотканного в Спиталфилдсе (район на востоке Лондона), и отделано хонитонским кружевом. Знала бы Виктория, что со временем такой фасон — узкая талия в сочетании с пышной юбкой — и цвет станут классикой западной свадебной моды.

Королева Виктория, 1847

Вскоре примеру британской королевы последовали и другие наследницы европейских престолов. «Новые» свадебные платья стали считаться предметом роскоши: в XIX веке стирка и глажка белья облагались налогом, и белые вещи было крайне трудно поддерживать в их первозданном виде. Поскольку в то время не было принято избавляться от свадебных нарядов сразу после церемонии бракосочетания, как это обычно делается сейчас, вопрос поддержания цвета имел огромное значение. Например, королева Виктория надевала свое подвенечное платье и на другие важные мероприятия. Чем популярнее становился тренд на белые свадебные платья, тем большим символизмом наделялся этот предмет гардероба. Со временем цвет стал ассоциироваться с чистотой, невинностью и достатком. Кроме того, он выгодно смотрелся на черно-белых или тонированных сепией фотографиях.

Энтони Армстронг-Джонс и принцесса Маргарет в день свадьбы в Вестминстере, 1960

Однако пройдет еще несколько десятилетий, прежде чем большинство невест из среднего класса в Европе и США смогут позволить себе надеть белое платье на свадьбу. Как правило, для этого торжественного случая выбиралось просто самое красивое, что было в гардеробе. Прорыв случился после Второй мировой войны, когда обычный народ начал постепенно получать все больше финансовых возможностей, а производство одежды значительно подешевело. Именно тогда покупка белого платья «на один раз», специально для свадьбы, перестала казаться непозволительной роскошью.

Vogue US, 1940

Особый статус белого платья помогли закрепить звезды Голливуда, которые с радостью позировали в своих сложных свадебных нарядах цвета крема для фотографов. В 1956 году фото Грейс Келли в ее великолепном облачении из шелка, кружева и тюля, украшенного жемчугом, облетели весь мир. В 1981 году 750 миллионов зрителей наблюдали, как принц Чарльз женился на леди Диане Спенсер, одетой в платье из шелковой тафты цвета слоновой кости с почти восьмиметровым шлейфом, которое создали Дэвид и Элизабет Эмануэль. Из недавних примеров первыми на ум приходят Кейт Миддлтон в платье Alexander McQueen авторства Сары Бертон и Меган Маркл в наряде Клэр Уэйт Келлер для Givenchy.

Грейс Келли и князь Монако Ренье III в день своей свадьбы в Монако, 1956

Принцесса Диана и принц Чарльз в день своей свадьбы в Лондоне, 1981

Еще одна давняя традиция — закрывать кутюрные показы крупных Домов моды свадебными выходами. Состоятельные частные клиентки всегда обращались за подвенечными нарядами к любимым дизайнерам, и в первой половине XX века те регулярно включали их в показы своих весенне-летних коллекций. Взять хотя бы платье, которое Жанна Ланвен придумала для своей дочери Маргерит Мари-Бланш, когда она в 1924 году выходила замуж за графа Жана де Полиньяка. К 1957-му это стало традицией, что подтверждает фраза из статьи в апрельском номере Vogue того года: «Свадебные выходы — традиционный венец весенних парижских коллекций». Некоторые из этих нарядов, например платье-кокон Ива Сен-Лорана 1965 года, и вовсе стали культовыми.

Chanel Haute Couture осень-зима 1987, Yves Saint Laurent весна-лето 1983

Реплика свадебного платья-кокона 1965 года на показе весенне-летней коллекции Ива Сен-Лорана 2002 года

Сегодня не во всех культурах белый цвет считается свадебным. Китайские невесты, как правило, выходят замуж в красных платьях, потому что красный символизирует богатство и процветание. Но даже в таких случаях многие из них перед официальной фотосессией переодеваются в белое. И даже те, кто вместо платья выбирает, например, брючный костюм, все равно зачастую придерживаются белого цвета.

Элизабет Тейлор в день своей свадьбы в Беверли-Хиллз, 1950; Одри Хепберн в платье Balmain и Мэл Феррер в день своей свадьбы в Бюргенштоке, 1954

Кажется, что современные знаменитости пытаются сделать так, чтобы свадьба необязательно ассоциировалась с белым цветом. Так, для своей свадьбы в 2011 году Риз Уизерспун выбрала платье нежно-розового оттенка, что подстегнуло продажи аналогичных нарядов в свадебных бутиках по всей Америке. А кутюрный показ Chanel осень-зима 2018 закрывала модель Адут Акеш в мятно-зеленом твидовом костюме. Кажется, спустя почти 180 лет после «выходки» королевы Виктории в свадебную моду вновь возвращается цвет.

Chanel Haute Couture осень-зима 2018

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.