Пьерпаоло Пиччоли о новых талантах в столице Катара и моде «без фигни»

Член жюри прошедшего в Дохе конкурса Fashion Trust Arabia и креативный директор Valentino — в специальном интервью Vogue
Пьерпаоло Пиччоли фото и интервью о моде и Fashion Trust Arabia Prize

Пьерпаоло Пиччоли признает, что за последние несколько лет устройство индустрии моды изменилось кардинально, но, в отличие от многих, не видит в этом ничего плохого. На смену богатой элите, диктующей тренды, пришли более молодые инфлюенсеры, главная цель которых — самовыражение и репрезентация себя через одежду. «Самое важное сегодня, работая в моде и имея голос, не говорить фигню, — считает Пиччоли. — Важно помнить о том, что вы можете использовать свой авторитет, чтобы не просто создавать одежду, но транслировать посредством нее более значимые идеи».

Будучи одним из самых авторитетных дизайнеров современности, Пиччоли видит свою миссию в том, чтобы донести масштабную мысль: «понятие эксклюзивности — прошлый век; чем более инклюзивна модная индустрия, тем лучше».

Пьерпаоло Пиччоли в Дохе, 2019

Мы встречаемся с креативным директором Valentino в Дохе, куда он прилетел по случаю церемонии вручения Fashion Trust Arabia Prize. Именно желание сделать моду более инклюзивной привело его в столицу Катара. Вместе с Викторией Бекхэм, Натальей Водяновой, Дианой фон Фюрстенберг и Оливье Рустеном он вошел в состав жюри престижной премии. Главная цель проекта — поддержать молодых дизайнеров Среднего Востока и Северной Африки: в качестве приза победитель получает наставничество от более опытных игроков индустрии и 200 тысяч долларов на развитие бизнеса. Инициатором создания фонда стала основательница аналогичного проекта в Великобритании и бывший редактор британского Vogue Таня Фарес, а почетные председатели Fashion Trust Arabia — первая леди Моза бинт Насер аль-Миснед и Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа аль-Тани, возглавляющая Катарское ведомство музеев.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Победители конкурса были объявлены в прошлый четверг на торжественной церемонии. Приз в номинации «Вечерняя одежда» получил бренд Krikor Jabotian, ливанская марка Mukhi Sisters стала лучшей в категории «Украшения», марокканский бренд Zyne — в категории «Обувь», египетская марка Sabry Marouf выиграла в номинации «Аксессуары», а победителей в категории «Прет-а-порте» оказалось сразу двое — ливанец Салим Аззам и Рони Хелу из Бейрута. Лично Пиччоли больше всего запомнились именно они.

Причина тому — не только их дизайнерский талант. Например, Салим Аззам работает с вышивальщицами из района Шуф в Горном Ливане, недалеко от места, где он родился и вырос. Эскизами для всех вышивок служат его собственные рисунки. «С их помощью он рассказывает свою историю, — комментирует Пиччоли. — Она не обязательно должна быть супергромкой и захватывающей, главное — искренность». А вот Рони Хелу решил взять курс на осознанное производство: вещи для своих коллекций он шьет из найденных на местных базарах материалов. «Он сказал мне: «Я не хочу просто создавать одежду — мне важно, чтобы она несла некую ценность». И я это очень уважаю», — вспоминает Пиччоли.

Salim Azzam

Главное препятствие для развития дизайнеров из этого региона — отсутствие производственной инфраструктуры и официальных модных программ. При этом рынок здесь более чем благодатный: согласно докладу Global Islamic Economy Report агентства Thomson Reuters, который оценивал покупательскую способность 73 стран, к 2021 году представители мусульманской общины будут тратить на одежду около 368 миллиардов долларов. Инициативы вроде Fashion Trust Arabia нацелены на то, чтобы большая часть этих денег была потрачена на территории Среднего Востока. А еще они помогают сформировать чувство общности в регионе с населением 450 миллионов человек, которые являются носителями сразу четырех официальных языков — арабского, иврита, персидского и турецкого.

Salim Azzam

Одна из функций Пиччоли как члена жюри премии — быть наставником для молодых конкурсантов. Это не значит, что он указывает им, в какую сторону двигаться и что делать. Скорее помогает лучше понять дизайнерское видение каждого из них. «Им нужен тот, кто может дать дельный совет, — объясняет Пиччоли. — Они не обязаны строго следовать моим рекомендациям, но у них должна быть возможность их услышать. Мне хочется, чтобы у этих дизайнеров была сильная визуальная концепция, которая будет отличать их от других».

Бывает так, что слава и признание, которые в одночасье даруют подобные конкурсы, могут обернуться медвежьей услугой. Большинство дизайнеров, которые решаются принять в них участие, делятся на две категории: те, кто слишком старается быть классными и современными, и те, кто боится придумывать что-то кардинально новое и оттого рискует показаться старомодным. Но на деле выигрывает тот, кто остается верным себе — как сам Пиччоли. Днем он придумывает невероятной красоты платья, которые мы потом видим на оскароносных актрисах и известных моделях, а вечером возвращается домой к семье в маленький итальянский городок Неттуно, откуда он родом. «Как вы можете смотреть в будущее, если не помните своего прошлого?» — говорит Пиччоли, практически цитируя слова испанского философа Джорджа Сантаяны: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь».

Пьерпаоло Пиччоли в Дохе, 2019

Эта идея получила свое отражение в кутюрной коллекции дизайнера для Valentino весна-лето 2019. По мнению Пиччоли, кутюр — это «воплощение красоты, фантазий и магии прошлого», только на этот раз он решил интерпретировать все это с оглядкой на актуальную повестку дня. Дизайнер спросил себя: а что, если бы в платье Чарльза Джеймса на знаменитой фотографии Сесила Битона 1948 года позировала темнокожая девушка? Углубившись в небольшое исследование, Пиччоли обнаружил выпуски журналов Ebony и Jet 1940-х и 1950-х годов. Он был в шоке, узнав, что их основательница Юнис Уолкер Джонсон не могла уговорить европейские Дома мод предоставить или хотя бы продать одежду для съемок темнокожих моделей.

Valentino Couture весна-лето 2019

Более половины коллекции Valentino на подиуме демонстрировали небелые модели. Пиччоли вновь сделал то, что в современной индустрии моды кажется практически нереальным, — заставил гостей показа прослезиться от эмоций. И на этот раз они были вызваны не только его дизайнерским талантом, но и стремлением сделать равенство новой нормой.

«Мода — это всегда очень личная история. Вы говорите о своих ценностях, близкой вам эстетике, — рассуждает Пиччоли, сетуя, что сегодня публика ждет от дизайнеров каких-то маркетинговых прорывов, хотя на самом деле главное — это творческое самовыражение. — Если вас не вдохновляет то, что вы делаете, значит вы не делаете это для себя. Такой подход нечестный по отношению к окружающим и не поможет вам вызвать искренних эмоций». А сегодня, в век идеальной картинки, «все мы на самом деле ищем эмоции, воплощение наших мечт — в общем, что-то человеческое. И поэтому нам так важно чувствовать, что дизайнер вложил душу в созданную им вещь».

Roni Helou

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.