You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. НОВОСТИ
  2. Новости

Почему вам необходимо одеться в духе «Франкенштейна» Мэри Шелли

Как готическая история фанатичного доктора и его монструозного творения вдохновляет дизайнеров

Почему вам необходимо одеться в духе «Франкенштейна» Мэри Шелли

Alexander McQueen весна-лето 1999

История создания одного из главных готических произведений XIX века, романа Мэри Шелли «Франкенштейн», начинается в июне 1816 года, когда она и ее друзья решили провести лето на вилле в Италии. Который месяц стояла ужасная погода, поэтому компания, состоявшая из Мэри, ее мужа Перси Биши Шелли и их маленького сына, а также Джорджа Байрона и Джона Полидори, тщетно старалась хоть чем-то себя занять в сезон бесконечных дождей.

Почему вам необходимо одеться в духе «Франкенштейна» Мэри Шелли
Мэри Шелли, 1831

В один из вечеров лорд Байрон предложил всем присутствующим рассказывать страшные истории. Восемнадцатилетняя Мэри Шелли так впечатлилась страшилками, что на протяжении нескольких следующих ночей ее мучили кошмары. Один из них и лег в основу романа «Франкенштейн, или Современный Прометей».

«Призрак Франкенштейна», 1942
«Призрак Франкенштейна», 1942

Образ монстра на подиуме

За последующие два столетия история Франкенштейна и его создания интерпретировалась бесчисленное множество раз в кино, литературе и, само собой, в моде. Начнем с того, что в индустрии имя Франкенштейна стало нарицательным: им сегодня обозначают вещи, сшитые из разнородных элементов (за примерами можно обратиться к Maison Margiela и Sacai).

Произведение Мэри Шелли явно не дает покоя художникам по костюмам и дизайнерам, не только выстраивающим аллюзии на само чудовище, но и просто выдерживающим соответствующую готическую направленность. Вспомнить хотя бы жутковатые свадебные наряды мисс Хэвишем в экранизации «Больших надежд» и интерпретацию образа диккенсовской героини в показе осенне-зимней коллекции John Galliano 2007 года.

Впрочем, некоторые дизайнеры не стесняются прямо указать роман Мэри Шелли в качестве основного источника вдохновения. Так, после показа Gucci осень-зима 2018 Алессандро Микеле сказал: «Каждый из нас — доктор Франкенштейн собственной жизни». Вторым референсом коллекции тогда стало эссе Донны Харауэй «Манифест киборгов» 1984 года. Идея искусственно созданного человеческого тела впервые отразилась в дизайне Микеле столь отчетливо: коллекция состояла преимущественно из вещей со странными, нарушенными пропорциями. А вот для марки Тома Брауна это привычный прием.

Gucci осень-зима 2018
Gucci осень-зима 2018

Креативный директор Marni Франческо Риссо признался, что тема для коллекции весна-лето 2019 пришла к нему, когда они с другом решили посмотреть историю онлайн-покупок: «Оказалось, что среди них было десять Венер Милосских и одна игрушка в виде доктора Франкенштейна. Тогда я подумал, а что, если бы он вернул к жизни Венеру Милосскую?». В коллекции мотив угадывается довольно легко: в принтах на юбках и топах, платьях телесного цвета, стирающих границу между тканью и кожей, швах, которые выглядят как шрамы от операций.

Marni весна-лето 2019
Marni весна-лето 2019

Телесные модификации

«История Франкенштейна интересна для дизайнеров прежде всего потому, что она тесно связана с темой телесности и физических преобразований, — считает историк моды Эмбер Бучарт. — Эта идея лежит в основе самой моды». Исследователь приводит несколько примеров, подтверждающих ее слова. Первым делом вспоминается Александр Маккуин, в частности его весенне-летняя коллекция 1999, посвященная модификациям человеческого тела. А при создании коллекции для Givenchy осень-зима 1997 Маккуин взял за основу другой культовый готический роман — «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса, сюжет которого во многом перекликается с «Франкенштейном».

Почему вам необходимо одеться в духе «Франкенштейна» Мэри Шелли
Alexander McQueen весна-лето 1999

Несложно заметить, насколько часто дизайнеры обращались к теме монстра-человека. Коллекция Rodarte сезона весна-лето 2009 была частично вдохновлена Борисом Карлоффом в роли монстра, созданного Франкенштейном, в экранизации 1931 года, а в сезоне весна-лето 2013 Кристофер Кейн использовал портрет актера в качестве принта на топах. Эксперименты с преобразованием телесности таких дизайнеров, как Рэи Кавакубо, Ирис ван Херпен и Йоджи Ямамото, тоже отсылают к теме монструозности.

Christopher Kane весна-лето 2013, Comme des Garçons весна-лето 2019
Christopher Kane весна-лето 2013, Comme des Garçons весна-лето 2019

Вдохновение для Хеллоуина

В этом сезоне тему вновь реанимировала Миучча Прада. Вся осенне-зимняя коллекция Prada будто бы сделана из лоскутов: в ней соединились разнородные детали, фактуры и объемы. В роли идеальной невесты чудовища Франкенштейна выступили Кара Делевинь, появившаяся на подиуме в платье с изображением влюбленной пары монстров, и Джиджи Хадид в куртке, скроенной из военного блейзера и бомбера, из-под которого виднелась прозрачная гипюровая юбка. Дополнительного эффекта удалось добиться благодаря выбеленным бровям. По мнению дизайнера, наше время определяется «романтикой и страхом», так что выбор темы для мужской и женской коллекций этого сезона не был случайностью.

Prada осень-зима 2019
Prada осень-зима 2019

Похоже, что дизайнеры видят в истории Франкенштейна нечто большее, нежели проблематику создателя и его вышедшего из-под контроля творения. Здесь и переживания на тему сомнительных медицинских экспериментов, и культивирование DIY-эстетики, и ностальгия по ретрохоррорам. Очевидно, что культовый готический роман Мэри Шелли, как и его главный герой, живет самостоятельной жизнью далеко за пределами литературного контекста.

Prada осень-зима 2019
Prada осень-зима 2019
комментарии