You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

С днем рождения, Жиль Зандер

За что мы любим королеву минимализма? За талант, перфекционизм и бескомпромиссность

С днем рождения, Жиль Зандер

Жиль Зандер. Фото: Энни Лейбовиц, Vogue US, 1997

Сегодня 74-й день рождения отмечает королева минимализма Жиль Зандер. На самом деле ее имя — Хайдемари Йилине, но для простоты общения и вращения в бизнес-кругах предприимчивая девушка из немецкого города Вессельбурна сменила его на лаконичное Жиль. Мир полюбил Жиль Зандер за перфекционизм, смелость и бескомпромиссность (последняя лишила нас удовольствия носить одежду, созданную самой Жиль, но не уважать это качество невозможно). Она одна из первых отвергла декор — стала работать в стиле минимализма. Для нее было важно показать суть человека, а не скрыть ее за нагромождением украшательств.

Жиль Зандер у себя в офисе
Жиль Зандер у себя в офисе

Жиль начинала как редактор в модном журнале, затем в 1967 году (ей было всего 24) открыла в Гамбурге собственный магазин, как бы сейчас сказали концепт-стор — продавала там одежду Sonia Rykiel и Tierry Mugler. Тогда же она стала создавать одежду сама. Первую полноценную коллекцию как дизайнер Жиль выпустила в 1973-м. И показала ее на подиуме в Гамбурге. Шоу не привлекло достаточного внимания со стороны прессы, но неудачи только подстегивали перфекционистку Зандер. Авантюра не увенчалась успехом не потому, что коллекция была плохой, она была чересчур простой и потому ненужной для публики, привыкшей к роскошным, щедро декорированным платьям и помпе. Но целью Жиль было привить «баловням» любовь к чистому дизайну, основанному на качестве материалов и исполнения.

Бэкстейдж показа осень-зима 1999, фото: Aldo Fallai
Бэкстейдж показа осень-зима 1999, фото: Aldo Fallai

Успех ждал Зандер впереди. К 1979 году ее бренд встал на ноги, а при поддержке компании Lancaster появилась линия косметики и парфюмерии Jil Sander. Вышли два аромата — Pure Woman и Pure Man, которые стали хитами. Тогда Жиль уже знали как мастера, она преподавала в Венской Высшей школе прикладного искусства, в 1980-м получила профессорскую степень.

Jil Sander осень-зима 1992
Jil Sander осень-зима 1992

Со временем публика приняла и полюбила бескомпромиссный минимализм. Jil Sander стал первым немецким брендом, чьи показы в 1985 году переехали в Милан — средоточие байеров и журналистов. Продажи росли как на дрожжах. Сказывалось стремление Зандер все делать безупречно: магазины, которые открывались по всему миру один за другим, были обставлены идеально, персонал вел себя идеально (Жиль даже составила для сотрудников кодекс, в котором было прописано все, от манеры обращения к клиенту до постановки ног). И пусть кто-то сочтет такую строгость неприемлемой, она принесла свои плоды.

Сама Зандер видела свою работу не как бизнес-проект, а как искусство, но коммерческая сторона не могла существовать без ее участия. Компания Jil Sander росла и в 1989 году была продана на Франкфуртской фондовой бирже. Полученные от этого деньги дизайнер пустила на азиатскую и североамериканскую экспансию. В 90-е, когда мода на минимализм достигла своего апогея, Хельмут Ланг и Жиль были путеводными звездами главного модного направления. На волне роста в 1999 году Жиль решила продать 75% акций Prada Group. Тогда никто и предположить не мог, что вскоре выгодная сделка выйдет бренду боком.

Анджела Линдвалл, фото: Дэвид Симс, 1998
Анджела Линдвалл, фото: Дэвид Симс, 1998

Зандер, которая не привыкла кому бы то ни было подчиняться, вдруг оказалась «под крылом» и под контролем мужа Миуччи Прады Патрицио Бертелли. Он выступал за удешевление производства, за расширение размерного ряда — хотел быть ближе к народу. А бескомпромиссная Жиль отказывалась брать в оборот менее качественные ткани. Конфликт до того обострился, что в 2000 году Зандер впервые приняла решение уйти.

В связи с отставкой идейной вдохновительницы марка понесла громадные убытки. Дважды после этого Жиль поддавалась уговорам Бертелли и возвращалась. Сначала в 2003-м, чтобы снова уйти в 2004-м (тогда на смену ей пришел Раф Симонс). Затем в 2012-м, чтобы уйти окончательно в 2013-м. Зандер, будучи женщиной со стержнем, не пошла на сделку с совестью. Творческие и профессиональные принципы всегда значили для нее гораздо больше, нежели финансовый профицит.

На данный момент последним (остается надеяться, что не последним вообще) проектом Зандер в моде стала ее коллаборация с японским брендом Uniqlo. Коллекции +J выходили с октября 2009-го по февраль 2015-го (тогда дизайнер выпустила линию best of) и были невероятно популярны. Сейчас Жиль почивает на лаврах своего перфекционизма. Ведь в нем — секрет ее грандиозного успеха. За это мы ее любили, любим и будем любить. 

комментарии / 0

оставить комментарий